Кристина Горьковая
Дидактические игры в изобразительной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: это и игровой метод обучения детей дошкольного возраста, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство развития личности ребенка.
Дидактические игры позволяют детям в живой, непосредственной форме:
Публикация «Дидактические игры в изобразительной деятельности» размещена в разделах
- Дидактические игры
- ИЗО, изобразительное искусство. Игры, дидактические пособия
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Темочки
- накапливать сенсорный опыт, уточнять представления и знания о свойствах предметов (цвет, форма, величина, строение, пространственное положение, развивать умение выделять сходство и различие между предметами (чем больше свойств и качеств научатся выделять дети, тем больше предметов и их свойств смогут дифференцировать и т. д.);
- развивать глазомер, координацию движений рук и глаз, мелкую моторику;
- совершенствовать восприятие, внимание, память как произвольные так и непроизвольные (последние особенно важны, так как не вызывают у детей напряжения, возникают по их инициативе, определяются их интересом).
Все это позволяет говорить о том, что дидактические игры представляют большие возможности для умственного, эстетического и нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Если дидактическая игра включена в процесс изобразительного творчества, то она:
- увеличивает его привлекательность для детей;
- способствует его развитию и совершенствованию (более глубокие представления о свойствах предметов позволяют детям передавать в процессе рисования, лепки, аппликации их характерные черты и детали);
- совершенствует детское творчество (знания об общих свойствах сходных предметов позволяют овладевать обобщенными способами изображения этих предметов, а значит, самостоятельно изображать больше предметов и явлений действительности, чем это предусмотрено программой).
Дидактическая игра может проводиться непосредственно перед занятием изобразительным творчеством, например, рисованию с натуры осенних листьев в подготовительной к школе группе может предшествовать игра «От какого дерева лист» : играя дети рассматривают листья, уточняют их форму, особенности окраски (оттенки цветов, их переходы из одного цвета в другой). Дидактическую игру «Составь красивый узор» (разрезные картинки) целесообразно организовать перед занятием, на котором дети занимаются созданием узоров по мотивам народного декоративного искусства.
Дидактическая игра может стать содержанием изображения. И дети способны сами изготовить дидактические игры (чаще всего в рисунках и аппликации) : домино, лото, парные картинки. Содержанием таких игр могут стать декоративные композиции (матрешки, гжельская посуда, городецкие доски, природные объекты (радуга, листья и др.). В процессе рисования, лепки, аппликации дети также создают и настольно-печатные игры по мотивам произведений детской литературы («Три поросенка», «Теремок» и др.).
Игры, создаваемые самими детьми, как и любые дидактические игры, но ещё в большей степени, способствуют развитию когнитивных структур мозга благодаря активному формированию операций анализа, синтеза, уподобления, сравнения, обобщения в процессе создания игр и в процессе самой игры, когда дети в деятельной форме познают и отражают предметы и свойства.
Игры могут быть включены практически в любое занятие. Целесообразно сопровождать их загадками, потешками, стихами – это помогает детям эмоционально воспринимать и осознавать игровые образы, понимать их эстетический характер, способствовать развитию образного мышления, воображения.
Таким образом, дидактическая игра имеет большое значение в изобразительной деятельности для детей. Способствует развитию мышления и образных представлений, установлению логических связей, развитию наблюдательности, зрительной памяти, глазомеру и воображению детей. Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создает радостное настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
Дидактическая игра «Домино».
Задачи:
- закреплять представления об основных элементах какой-либо декоративной росписи;
- учить различать и сравнивать их между собой, правильно называть, пользуясь названиями, придуманными народными мастерами;
- развивать наблюдательность, внимание, быстроту реакции;
- вызывать интерес к декоративно-прикладному искусству.
Оборудование: карточки прямоугольной формы, разделенные на две части. На каждой из них изображен элемент узора; варианты отличаются цветом, деталями.
Игровые правила: игроки выкладывают карточки, чтобы изображение какого-либо элемента точно соответствовало тому же изображению на другой карточке. Выигрывает тот, кто первым выложит все свои карточки.
Ход игры : в игре принимают участие двое и более детей. Все карточки выкладываются в центр стола рисунками вниз – это «базар». Каждый игрок набирает определенное количество карточек, о чем договариваются до начала игры. Первым делает ход тот, у кого есть карточка –дуплет. Следующий игрок находит у себя карточку с таким же элементом и кладет её к первой. Если нет нужной, игрок пользуется «базаром». Если «базар» пуст – пропускает ход. Выигрывает тот, кто раньше других освободится от карточек.
Вариант: игрок делает ход и называет элемент росписи. Если название неверное, ход пропускается.
Дидактическая игра «Разрезные картинки».
Задачи:
- закреплять знания о выразительных средствах, применяемых в разных народных промыслах;
- упражнять в составлении целой картинки из отдельных частей;
- развивать внимание, сосредоточенность, стремление к достижению результата, наблюдательность, творчество;
- вызывать интерес к предметам декоративно-прикладного искусства.
Оборудование: 2 одинаковых плоскостных изображения различных предметов, одно из которых разрезано на части.
Игровые правила: быстро составить изделие из отдельных частей в соответствии с образцом.
Ход игры : В игре может принимать участие один ребенок или группа. Воспитатель показывает образцы, дает возможность внимательно их рассмотреть. По сигналу взрослого игроки собирают из частей изображение какого-либо изделия. Выигрывает тот, кто первым справится с заданием.
Дидактическая игра : «Подберём краски для художников».
(подготовительная к школе группа)
Задачи:
- закрепить знания детей о колорите зимы, осени, весны, лета в разную погоду, полученные в процессе наблюдений природы и рассматривания пейзажных картин;
- развивать воображение детей.
Материал.
Небольшие прямоугольники разных цветов и оттенков по несколько штук (5-6) каждого цвета.
Ход игры.
Воспитатель кладёт на середину стола «краски» (разноцветные прямоугольники) и рассказывает детям о художнике-пейзажисте, который решил нарисовать картину о лете (в рассказе воспитатель не называет цвет предметов) : «Задумал художник нарисовать картинку про лето. Он решил изобразить луг с пестрыми цветами за ним густой лес и быструю речку. А над ними высокое ясное небо». Затем воспитатель предлагает детям подумать, какие краски понадобятся художнику для этой картины, и подобрать их для него. Дети подбирают «краски» и рассказывают, что какой краской изобразит художник (лес и луг зеленой краской разных оттенков, небо будет голубое с белыми облаками, цветы красные, желтые, голубые, оранжевые).
Далее воспитатель рассказывает о другом художнике, который задумал изобразить осеннюю рощу, в которой растут клёны, берёзы, рябина и тонкие осинки. А рядом с лесом – опустевшее поле, с которого уже убрали урожай.
Дети подбирают «краски» для осеннего пейзажа и рассказывают, что художник поле нарисует коричневой краской, а листву на деревьях – желтой, темно-желтой, оранжевой, темно-красной, ягоды рябины – ярко-оранжевыми. В одном из описаний картины надо упомянуть о небе при закате или восходе солнца. Аналогично можно описать хмурый ветреный осенний день, картину цветущей весенней природы и так же ясный зимний день или картину снегопада, бури и т. п.