Елена Хлябина
Дидактические игры по экологическому воспитанию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
1 «Что где растёт» Дидактическая задача : Закреплять знания детей о растениях,группируя по месту их произрастания. Оборудование и материал: Карты с разными пейзажами (лес, поле, огород, сад, водоём, луг) и маленькие карточки с растениями. Руководство игрой: Играющие получают по карте с пейзажем, маленькие карточки лежат в коробке. По сигналу дети должны отобрать маленькие карточки в соответствии с рисунком на большой карте. Выигрывает тот, кто быстро закрыл пустые клетки и правильно назвал растения 2. «Природа и человек» Дидактическая задача : Закреплять, систематизировать знания детей о том. Что создано человеком и что даёт человеку природа. Оборудование и материал: мяч. Руководство игрой: В начале игры провести беседу, в процессе которой уточняются знания о том, окружающие нас предметы или сделаны руками людей. Или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес. Уголь существуют в природе, а дома, транспорт создаёт человек. Затем воспитатель бросает мяч играющему и задаё т вопрос: «Что сделано человеком?» или «Что создано природой?» Ребёнок,поймав мяч,отвечает на поставленный вопрос. 3. «Зелёная планета» Дидактическая задача : Закреплять знания детей о том, что необходимо для жизни растений и животных. Развивать речь Оборудование и материал: Большой лист бумаги в форме круга (неизвестная планета, «волшебный мешочек», карандаши или фломастеры. Руководство игрой: Предложить детям совершить космическое путешествие на далёкую планету, где нет никакой растительности, и посадить там деревья, кустарники и цветы. Затем дети поочереди берут в руки «волшебный мешочек» и «кладут» в него своё любимое растение. Можно пофантазировать вместе с детьми,что можно увидеть во время космического путешествия. В конце путешествия попросить детей озеленить планету и нарисовать свои любимые растения. После этого спросить,какой будет воздух на планете, могут ли теперь на ней жить птицы, звери, насекомые? Что ещё необходимо для жизни растений и животных? 4. «Старичок - лесовичок путешествует по лесу» Дидактическая задача : Закреплять знания об экологических нишах (этажах) смешанного леса и его обитателях. Оборудование и материал: Модель «этажей леса» в виде экологической пирамиды, карточки с изображением растений и животных, игрушка – лесовичок. Руководство игрой: Лесовичок приглашает играющих совершить прогулку по лесу, по его «этажам». Дети ставят соответствующие картинки на каждый «этаж» экологической пирамиды. «Этажи смешанного леса: 1-травянистый покров;2-кустарники;3-лиственные деревья, 4- хвойные деревья. 5. «Пятый лишний» Дидактическая задача : Закреплять знания детей о насекомых. Оборудование и материал: Картинки с изображением насекомых на доске. Руководство игрой: Воспитатель называет пять слов, играющие должны назвать лишнее, например: бабочка, оса, короед, мышь, муха 6. «Игра в слова» Дидактическая задача : Закреплять знания детей о деревьях, выделяя подходящие для данного дерева слова. Оборудование и материал: Картинки с изображением деревьев (берёза, дуб, осина, сосна, яблоня). Руководство игрой: Воспитатель называет слова : жёлудь, ельник, береста, смола, яблоко, неприхотливый, светолюбивая, могучий, медоносное, сосняк, теневыносливая, тёмноствольнная, шишка, дубрава, стройная, высокий, белоствольная, антоновка, лиственное дерево… и предлагает хлопнуть в ладоши, услышав слово, подходящее берёзе (дубу, осине, сосне, яблоне,и объяснить свой выбор. 7. «Луговые красавицы» Дидактическая задача : Закреплять знания о луговых цветах. Оборудование и материал: Картинки с изображением цветов. Руководство игрой: На столе лежат картинки в хаотичном порядке. Играющие должны выбрать из них луговые цветы и объяснить свой выбор. 8. «Лекарственные растения» Дидактическая задача : Закреплять знания о лекарственных растениях, об их пользе, правилах сбора, сушки, хранении. Оборудование и материал: гербарий лекарственных растений, картинки с изображение растений Руководство игрой: Играющие по очереди называют и отыскивают лекарственное растение. Затем рассказывают об его лечебном свойстве, правилах сбора 9. «Берегите природу» Дидактическая задача : Закреплять знания об охране объектов природы. Оборудование и материал: Картинки с изображением объектов живой и неживой природы. Руководство игрой: На доске или столе картинки с изображением растений, зверей, птиц, насекомых, солнца, воды, человека и т. д. Воспитатель убирает одну из картинок и дети должны рассказать, что произойдет с оставшимися живыми объектами, если на Земле не станет спрятанного объекта. Например, не станет воды, что будет с другими объектами. 10. «Птицы» (звери, рыбы) Дидактическая задача : Закреплять умение классифицировать и называть зверей, птиц, рыб. Оборудование и материал: камешек, картинки с изображением зверей, птиц, рыб. Руководство игрой: Один из играющих берёт камешек и передаёт его своему соседу справа, говоря: «Вот птица. Что за птица?» Сосед принимает камешек и быстро отвечает: «Воробей». Затем он передаё т камешек своему соседу и сам говорит: «Вот птица. Что за птица?» «Сокол», - отвечает тот и быстро передаёт камешек следующему. Повторять названия нельзя.