Марина Мухаматшина
Дидактические игры по нравственно-патриотическому воспитанию для младших дошкольников в рамках музейной педагогики
▼ Скачать + Заказать документы
Раннее детство – это очень благоприятный период для развития, формирования и воспитания в целом. Нравственно- патриотическим воспитанием необходимо заниматься с младшего дошкольного возраста.
В этом возрасте мы начинаем прививать ребенку любовь к своему дому, семье, детскому саду, фольклору, народной игрушке.
Публикация «Дидактические игры по нравственно-патриотическому воспитанию для младших дошкольников в рамках музейной педагогики» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Музейная педагогика в детском саду
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Средняя группа
- Темочки
Если говорить о возможностях музейной педагогики в этом возрасте, то можно предложить организацию таких мини-музеев, как «Моя семья», «У бабушки в деревне», «Птичий двор», «В гостях у сказки», «Народные игрушки - Матрёшкины подружки» и т. д.
Все эти мини-музеи будут решать, в том числе, и задачи нравственно-патриотического воспитания.
Тема «Я, моя семья, мой дом»
По этой теме могут быть предложены следующие дидактические игры :
• Игровые макеты. Макеты могут быть разной тематики: «Бабушкино подворье», «Мой дом», «У бабушки в деревне». Используются макеты для самостоятельной игровой деятельности детей. Дети переставляют фигурки людей и животных, играют с ними,учатся различать и называть их. Таким образом у детей развивается интерес к живой природе, любовь к родному краю.
• с/р игры «Семья», «Накроем стол для гостей», «День рождения». С помощью этих игр мы воспитываем у детей любовь к родителям, уважение к старшим; дети учатся играть вместе, быть доброжелательными друг к другу.
• Пальчиковый театр – «Моя семья». Он позволяет не только закрепить родственные отношения, но и развивает диалогическую речь детей.
• Развивающие книжки «Моя семья». Это своеобразный тренажер для развития мелкой моторики и сюжетно-ролевых игр. Каждая страничка в книжке выполняет свою роль: это может быть прихожая, ванная, кухня, спальня. Такие книжки могут быть сделаны как для девочек, так и для мальчиков. На слайдах приведены примеры страничек таких книжек. Девочки могут приготовить суп,уложить куклу спать или накормить обедом. Постирать одежду, накрыть стол для гостей. А мальчики могут представить себя в роли папы: пойти в гараж отремонтировать машину или поучаствовать в гонках.
• Развивающие коврики. Они выполняют туже роль, что и книжки. Тема может быть любая: «Едем в гости к бабушке», «По дороге в лес». Дети учатся самостоятельно придумывать различные истории, новые правила игры и последовательность действий.
• Д/и «Семейные увлечения». Эта игра выполнена в виде черепахи, поверхность которой разделяется на сектора. В каждом секторе определенная игра. Фигурки для игр крепятся разными способами: кнопки, липучки, пуговицы. В центре лица членов семьи. Ребенок называет членов семьи и играет с ними. Например, идет с дедушкой на рыбалку, помогает папе построить дом, собирает букет для мамы, с бабушкой вышивает коврик.
• Лэпбук «Моя семья». Он может включать в себя различные игры : Помоги бабушке посадить и собрать урожай, Поможем папе починить инструменты, Помогаем маме накрыть на стол, Игра «Где чей дом», «Наряди куклу». Лэпбук позволяет закрепить знания о семье,о членах семьи и их отличительных особенностях. Он может использоваться как для индивидуальных занятий, так и для групповых.
• «Семейное древо». У нас в группе совместно с родителями был реализован проект «Моя родословная». Родители с удовольствием сделали свое семейное древо. Была оформлена выставка. Детям очень нравится рассматривать деревья, играть с ними, на фотографиях узнавать и называть своих маму и папу и других родственников.
Тема : «Детский сад»
По этой теме мы можем предложить следующие игры :
• Игра «Мой детский сад» По фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о работниках детского сада. Учатся ориентироваться в пространстве группы.
• Игра «Наши праздники»- Детям предлагаются иллюстрации с изображением различных праздников. Малыши учатся узнавать и назвать праздник, учатся поздравлять именинника с днем Рождения и такими праздниками как «Новый год», «23 Февраля», «Мамин день». Учимся петь песни, рассказывать стихи, водить хороводы.
• Игровые макеты. По теме «Детский сад» можно также изготовить игровые макеты, например, «Детская площадка», «По дороге в детский сад». Дети учатся самостоятельно играть, закрепляют правила поведения. У них формируются коммуникативные навыки, интерес к окружающему миру.
• Лэпбук «Мой любимый детский сад». В него могут входить такие игры : «Уроки Мойдодыра», «Одень куклу Катю на прогулку», игра «Что нельзя приносить с собой в детский сад»,игра «Мое настроение», «Почини игрушку», «Каждой игрушке свое место» и другие.
Тема «Знакомство с фольклором»– ещё одна задача нравственно-патриотического воспитания, которая в рамках музейной педагогики может решаться с помощю музея сказки или музея какого-то одного сказочного героя. - «Музей Колобка», «Музей курочки Рябы» и т. д.
Музейная игротека может включать:
• игры-потешки («Водичка- водичка», пальчиковые игры по потешкам. Хороводные игры. Ведь произведения устного народного творчества не только забавляют, развлекают, успокаивают, но и формируют любовь к традициям своего народа.
• Иллюстрации к сказкам и задания к этим иллюстрациям. Это еще одна из разновидностей дидактической игры. Дети учатся с помощью взрослого пересказывать русские народные сказки. Задания могут быть разными: -Расскажи, какие животные встретились колобку на пути? -Кто разбил золотое яичко? –Помоги колобку убежать от лисы. –Расскажи,что было сначала, что потом.
• Театры по сказкам. Театры могут быть разных видов- театр на ложках, театр на лопатках, театр помпонов, перчаточный театр, пальчиковый театр. У нас в группе с помощью родителей создано много разных видов театров, которые мы используем в своей повседневной деятельности.
• Народные игрушки (матрешка, филимоновская и дымковская игрушка) и игры к ним – «Укрась игрушку», (Подбери узор), «Подбери заплатку».
Это были примерные игры, с помощью которых могут решаться задачи нравственно-патриотического воспитания детей младшего возраста средствами мини- музеев.