Ирина Никитина
Дидактические игры по трудовому воспитанию детей
▼ Скачать + Заказать документы
по трудовому воспитанию детей
Игры для детей 3–5 лет
Игра «Накроем стол для кукол»
Цель:
Учить детей сервировать стол, называть предметы, необходимые для справки. Знакомить с правилами этикета (встреча гостей, прием подарков, приглашение к столу, поведение за столом). Воспитывать гуманные чувства и дружеские взаимоотношения.
Публикация «Дидактические игры по трудовому воспитанию детей» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Ход игры:
Воспитатель входит в группу с нарядной куклой. Дети рассматривают ее, называют предметы одежды. Педагог говорит, что сегодня у куклы день рождения, к ней придут гости – ее подружки. Нужно помочь кукле накрыть праздничный стол (используется кукольная мебель и посуда). Воспитатель проигрывает с детьми этапы деятельности (помыть руки, постелить скатерть, поставить в центр стола вазочку с цветами, салфетницу и хлебницу, приготовить чашки с блюдцами к чаю или тарелки, а рядом разложить столовые приборы – ложки, вилки, ножи). Затем обыгрывается эпизод встречи гостей, кукол рассаживают на места.
Детям старшего дошкольного возраста с целью закрепления навыков дежурства можно показать предметные картинки с изображением перечисленных выше предметов и предложить раскладывать их по порядку, определяя последовательность сервировки стола.
Игра «Что хочет делать Маша?»
Цель:
Уточнять представления детей о некоторых трудовых действиях; о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых для работы.
Ход игры:
Воспитатель обращается к детям от имени Маши (кукла бибабо) :
– Маша просит у меня тазик, ведро с водой и мыло.
Подставляет кукле называемые ею предметы.
– Как вы думаете, что она будет делать? (Стирать.) Правильно. А теперь Маша просит дать ей кастрюлю, молоко, сахар, соль и пшено. Что собирается делать Маша? (Кукла хочет варить кашу.) Как называется каша? (Пшенная.)
В игровой форме могут быть рассмотрены и другие трудовые действия, в которых необходимы соответствующие предметы. Малышам показывают эти предметы (утюг и стопка кукольного белья – для глажения; ведро и лейка – для полива грядок и т. п.).
Проводя эту игру со старшими детьми, воспитатель использует картинки с изображением предметов, соответствующих тому или иному виду труда, или просто перечисляет эти предметы (без показа иллюстраций, предлагая ребятам угадать более сложные трудовые процессы. Например: ножницы, цветная бумага, клей, линейка, карандаш – подклеивание книг, ремонт коробок, атрибутов.
Игра может быть усложнена: один ребенок рисует предметы на доске, а остальные дети отгадывают вид труда или все дети одновременно рисуют на бумаге, а затем показывают рисунки друг другу и угадывают.
Игра «Кому это нужно?»
Цель:
Закреплять представления детей о предметах и их использовании в трудовых процессах. Знакомить с профессиями.
Ход игры:
Воспитатель показывает детям различные предметы, просит назвать их и рассказать, когда они используются и с какой целью. Например: это половник, он нужен повару, чтобы размешивать кашу, разливать суп и компот и т. д.
При проведении игры с детьми старшего дошкольного возраста воспитатель подбирает разные картинки с изображением предметов. Например: клещи, молоток, пылесос, кофемолка, штурвал, компьютер, микрофон, кульман, сантиметр, микроскоп, телескоп, отбойный молоток и пр. Дети называют профессию человека, который использует изображенный предмет в своем труде.
Игра «Выбираем работу»
Цель:
Дать детям элементарные представления о профессиях людей, труд которых не был в сфере их наблюдений. Вызывать интерес к труду людей любой профессии.
Ход игры:
Воспитатель вместе с детьми встает в хоровод и предлагает идти по кругу, приговаривая:
Будем дружно подрастать
И работу выбирать.
В космонавты мы пойдем
И ракеты поведем
(Дети имитируют звук работы двигателя и полет ракеты, действуя по показу воспитателя.)
В капитаны мы пойдем,
Корабли мы поведем.
(Дети показывают, как капитан смотрит в бинокль.)
В вертолетчики пойдем,
Вертолеты поведем.
(Дети бегут и делают круговые движения руками над головой.)
Игру можно продолжить с детьми постарше, они уже самостоятельно имитируют соответствующие действия:
А мы в летчики пойдем,
Самолеты поведем.
Первые две строки повторяются в начале каждого куплета, дети на эти слова идут по кругу:
В комбайнеры мы пойдем
И комбайны поведем.
Мыв пожарные пойдем
И пожар тушить начнем.
Игра «Зачем (для чего, почему) нужно это делать?»
Цель:
Формировать у детей представление о необходимости труда, расширять знания о трудовых процессах.
Ход игры:
Воспитатель, показывает детям картинку с изображением предмета, характеризующего то или иное действие. Дети должны назвать это действие.
– Что нужно мыть? (Тарелка.)
– Что нужно чистить? (Ковер.)
– Что нужно стирать? (Платье.)
– Что нужно гладить? (Рубашка.)
– Что нужно печь? (Пирожки.)
– Что нужно менять? (Постельное белье.)
– Кого нужно купать? (Ребенок.)
Детям старшего дошкольного возраста задают вопросы посложнее.
– Зачем засевать поля?
– Зачем сажать?
– Зачем опрыскивать?
– Зачем покупать в магазине хлеб (молоко, сосиски, фрукты?
– Зачем ремонтировать сломавшуюся игрушку?
– Зачем делать еженедельную уборку квартиры?
– Зачем ухаживать за своим телом?
Игры для детей 5–7 лет
Игра «Угадайте, что я делаю?»
Цель:
Расширять представления детей о трудовых действиях. Развивать внимание.
Ход игры:
Воспитатель и дети берутся за руки и встают в круг. В центр круга выходит ребенок. Все идут по кругу и произносят:
Что ты делаешь – не знаем,
Поглядим и угадаем.
Ребенок имитирует трудовые действия не только движениями, но и (по возможности) передавая звуками. Например, чистит пылесосом пол, забивает гвоздь, пилит, едет на машине, стирает, несет ведро с водой, протирает зеркало, рубит дрова, трет на терке, проворачивает что-то в мясорубке и т. д.
Дети угадывают действия.
Игра «Что сначала, что потом?»
Цель:
Уточнять знания детей о правилах пересадки комнатных растений.
Ход игры:
Воспитатель показывает детям картинки с изображением этапов пересадки комнатных растений и просит разложить их по порядку выполнения действий.
• Опрокинутый горшок, из него вынимают растение.
• Мытье горшка.
• Укладывание камушков на дно горшка.
• Насыпание в горшок песка (высота 1 см).
• Насыпание в горшок поверх песка немного земли.
• Отряхивание палочкой старой земли с корней растения.
• Срезание загнивших корней.
• Посадка растения в горшок так, чтобы место перехода стебля в корень было на поверхности, и засыпание землей.
• Уплотнение земли.
• Установка горшка с растением на поддон.
• Полив растения под корень.
Игра «Назови профессию»
Цель:
Учить детей правильно называть профессии людей по видам машин, управляемых ими.
Ход игры:
Воспитатель называет машины, транспортные и прочие технические средства, а дети называют профессии людей, которые ими управляют. Трактор – тракторист.
Машина – шофер.
Экскаватор – экскаваторщик.
Комбайн – комбайнер.
Подъемный кран – крановщик.
Поезд – машинист.
Корабль – капитан.
Самолет – летчик (пилот).
Космический корабль – космонавт.
Пожарная машина – пожарный.
Бульдозер – бульдозерист.
Гоночная машина – гонщик (пилот). И т. д.
Игра «Угадай профессию»
Цель:
Расширять представления детей о профессиях.
Ход игры:
Воспитатель показывает детям предметную картинку. Дети называют профессию человека, в труде которого этот предмет используется или является результатом его труда.
Кролик – кроликовод.
Теленок – телятница.
Овца – овцевод.
Олень – оленевод.
Виноград – виноградарь.
Чай – чаевод.
Хлеб – хлебороб.
Сад – садовод.
Цветы – цветовод.
Пчела – пчеловод.
Поле – полевод.
Гаечный ключ – слесарь.
Ведро и швабра – уборщица.
Билет – кондуктор.
Касса – кассир.
Рубанок – столяр.
Краска и кисть – маляр.
Мастерок – штукатур.
Кульман – инженер.
Молот и наковальня – кузнец.
Огнетушитель – пожарный.
Шприц – медсестра.
Электропила – лесоруб.
Рыбацкая сеть – рыбак.
Зубоврачебное кресло – стоматолог.
Доильный аппарат – доярка. И т. д.
Игра «Кому без них не обойтись?»
Цель:
Закреплять знания детей о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых людям разных профессий.
Ход игры:
Воспитатель называет предмет, а дети – профессию человека, которому он необходим. Например: шприц, пульт управления, ножницы, мука, садовый опрыскиватель, телефон, доильный аппарат, носилки, рубанок, тачка, милицейский жезл, сверло, электрокабель, гвоздь, моток проволоки, кассовый аппарат, сумка почтальона, рулон обоев, касса, карандаш, кисть, поднос, звонок.
Следует учитывать, что одни и те же предметы необходимы людям различных профессий. Например, канат нужен и спортсменам, и матросам, и строителям, и спасателям.
Игра «Кто трудится в море?»
Цель:
Закреплять представления детей о людях, работающих в море, о значении их труда; названия машин, механизмов, приборов, оборудования, необходимого для труда в море.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям разделиться на пять команд. Каждой команде дает один рисунок на ту или иную тему: «Рыбная ловля», «На судах, кораблях и морских нефтяных вышках», «Изучение моря», «Полезные ископаемые и морские ценности» (рисунки могут быть выполнены детьми).
Педагог дает детям возможность сначала совместно обсудить предложенную тему и продумать, какие вопросы они могут задать по этой теме. Например, воспитатель называет тему «Рыбная ловля». Это означает, что к ответам должна подготовиться команда, которой досталась эта тема. Педагог использует вопросы, которые соответствуют уровню знаний детей данной возрастной группы. Он может сам составить вопросник и на другие темы («Подводный мир», «Рыбные фермы» и т. п.).
По каждой теме воспитатель задает команде не более трех вопросов. Если дети не ответят на вопрос, педагог предлагает ответить другой команде. За правильный ответ команда получает фишку. Если дети затрудняются ответом, педагог отвечает сам.
Игра «Как труд людей разрушает нашу планету и как ее спасает»
Цель:
Уточнить представления детей об экологической опасности, которой подвергается наша планета. Способствовать экологическому воспитанию, закреплять представления о труде людей, связанном с экологией.
Ход игры:
Воспитатель раздает детям по одной карточке с изображением красного восклицательного знака и предлагает разделиться на две команды.
Педагог задает детям вопросы. Если речь идет о загрязнении планеты, дети поднимают карточку с восклицательным знаком. Выигрывает команда, которая дает больше правильных ответов.