Надежда Безрукова
Дидактические игры по экологии в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
программа «Детство»
Что где растет?Задача : закрепления знания детей о растениях развивают умение устанавливать пространственные связи между предметами группировании растения
Игровое правило: Соревноваться, кто скорее соберет и закроет пустые клетки картинками растений на больших картах, на которых нарисован лес, поле, сад, огород.
Игровое действие: Дети соревнуясь подбирают картинки и закрывают пустые места.
Публикация «Дидактические игры по экологии в средней группе» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Какое время года?Задача: Умение детей соотносить природы в стихах или прозе с определенным временем года: развивали слуховое внимание, быстроту мышления.
Игровое правило: Показывали карточку можно только после того, как детей правильно назвали времена года.
Игровое действие: Отгадывание времени года по стихотворению.
Угадайте, что в мешочке. Задача: Описание признака, воспринимаемые на ощупь.
Игровые действия: Угадывание на ощупь предмета.
Правило: Выбирая предметы, смотреть на него нельзя. Описать, ощупывая руками.
Созрело – не созрело. Задача: определить спелость овощей и фруктов по внешним признакам.
Игровое действие: Поиск пары.
Правило: Искать спелое или неспелое можно только по сигналу воспитателя.
Где спрятано растение? Задача: Запомнить расположение предметов, найти изменения в их расположении.
Игровые действия: Поиск изменений в расположении растений.
Правила: Смотреть, что убирать воспитатель нельзя.
Консервный завод Задача: определить спелости плодов по внешнему признаку (окраске, величине, плотности, сгруппировать овощи и фрукты по степени спелости
Правила : Разносить овощи и фрукты по схемам можно, только правильно отобрав и объяснив, какие из них зрелые, а какие нет. Определить, из чего можно приготовить соки, или законсервировать или отправить сушить.
Съедобное – несъедобноеЗадача : Выбрать растения, используемые в питании.
Игровые правила: Нельзя называть фрукты, ягоды, так как они сеются не на один год, и медведю легко будет узнать, какая часть съедобная. Мужик должен выбирать для посева такие овощи, чтобы ему доставалось съедобная части.
Узнай растение. Задача: Найти растение по названию.
Игровые действия: Соревнование кто быстрее найдет растение.
Правило: Найдя растение, нужно объяснить, как узнал его.
Магазин «Цветы»Задача: Описать, найти и назвать предметы по характерным признакам.
Правила: Назвать отдел и описать растение, не говоря, как оно называется.
ОвощехранилищеЗадача : распределить овощи и фрукты для хранения так, чтобы они не испортились и сохранились зимой и весной.
Правило: Распределить овощи и фрукты для хранения так, чтобы они не испортились и сохранялись зимой и весной.
Путешествие
Задача : Описать внешний вид растения и найти их по описанию.
Правила : Описание растения- ориентиры, не говоря, как они называются.
Детки на веткеЗадача: Подобрали предметы по принадлежности к одному растению.
Игровые действия: Поиск своей пары.
Правило: искать пару можно только по сигналу.
ЛесникЗадача: назвать признаки растений. Выбрать их нужные части.
Правило: Собрать семена можно только те, которые назовешь воспитанием.
К названному дереву – беги!Задача: Тренировка в быстром нахождении названного дерева.
Игровые действия: Убегать от водящего к названному дереву.
Правило: воспитатель часто меняет название растений. Около названного растения долго стоять нельзя. Можно перебегать к разным растениям одного названия.
Найди дерево по семенам. Задача: найти целое по частям.
Игровое действие: бег к определенному предмету.
Правило: бежать к тому дереву, от которого семена, можно по сигналу.
Угадай, какой наш дом. Задача: описания деревья и найти их по описанию.
Игровые действия: составление и отгадывание загадок о деревьях.
Правило: угадывание дерево можно только после описания.
Отгадайте, что за растение. Задача: описать предмет и узнать его по описанию.
Игровые действия: загадывание и разгадывание загадок про растения
Игровое правило: назвать растения можно только после описания его отличительных признаков описывать в принятом порядке.
Найдите, что опишу. Задача: найти растение по описанию.
Игровое правило: назвать растение только после его описания.
Игровые действия: поиск растения по описанию отличительных признаков.
Магазин «Семена»Задача: группировать растения по месту произрастания и использованию в быту. Описать предметы и найти их по описанию.
Игровые правила: директор должен разложить семена по отделам, не называя их покупателю нужно сказать, кто он по профессии (цветовод, огородник, описать семена и растения которое из них вырастет, способ посева семян. Продавец должен выдать покупку, стараясь не пользоваться подсказкой (рисунком на коробке).
Почтальон принес посылку. Задача: описать предметы и узнать их по описанию.
Игровые действия: составление загадок (описания) и отгадывание предмета по описанию.
Игровые правила: рассказать о том, что ты получил, нужно, не называя предметы.
Летает – не летаетЗадача: развивать у детей слуховое внимания, воспитывать выдержку.
Игровое правило: поднимать руку надо только в том случае, если будет назван летающий предмет.
Игровые действия: похлопывание по коленям поднимающий предмет.
Вершки и корешки. Задача: Закрепить знание о том, что в овощах есть съедобные корни- корешки, и плоды – вершки, у некоторых овощей съедобны и вершки и корешки ; упражнений в составлении целою растения из его частей.
Игровые правила: Искать свой вершок или корешок можно только по сигналу с одним и тем же игроком вставать в наряду все время нельзя, надо искать и другую пару.
Игровые действия: Поиск пары ; составление целого растения.
Загадай, мы отгадаем. Задача: описать предметы и найти по описанию.
Игровые действия: Загадывания загадок о растениях.
Игровые правила: Описания давать в принятом порядке : сначала рассказать о форме, потом об окраске, вкусе, запахе назвали предмет при описании нельзя.
Кто где живет
Задача: Группировка растений по их строению (деревья, кустарники).
Игровые действия: Убежать от лисы.
Правила: Искать дом после сигнала. Правильно найти дом.
И я.
Задача: Развивались у детей сообразительности, выдержку, чувства юмора.
Игровое правило: можно добавлять предложения в рассказе воспитателя только двумя словами : «И Я». (Быть внимательным.)
Игровое действие: Разыгрывание фактов.
Не ошибись
Задачи: упражнять детей в различении предметов по материалу; закреплять знания о таких свойствах предметов, как твердый, мягкий, плотный, шероховатый, гладкий, блестящий, матовый.
Игровые правила: Собирать в корзину предметы одинакового качества, рассказывать о свойствах предметов.
Игровые действия:Поиск предметов звенья, они соревнуются : кто больше найдет одинаковых по материалу предметов, тот и выиграет. Поиск начинается и заканчивается по сигналу ведущего
Похож – не похож.
Задача: Умение детей сравнивать предметы и замечать признаки и сходства по цвету, форме, величине, материалу ; развивать наблюдательность, мышление, речь.
Игровые правила: находить в окружающей среде два предмета, уметь доказать их сходства. Отвечать так, на кого укажет стрелочка.
Игровое действие: поиск похожих предметов.
Кто что делает
Задача: уточнять, закреплять знания детей о сельскохозяйственном труде; развивать мышления, смекалку, сосредоточенность желание играть со сверстниками.
Игровое правило: Собирать из отдельных частей целую картинку по видам сельскохозяйственного труда: транспорт пашет землю, комбайнер убирает хлеб, доярки доят коров, скотник ухаживает за животными и т. д.
Игровые действия: Поиск нужных частей картинки ; рассказывание о виде труда, изображенном на получившиеся целой картинке. Соревнование- кто первый сложит картинку.
Какое время года?
Ход игры
I вариант.
Участвуют 2 или 4 игрока. Участникам раздаются большие карточки с временами года. По жребию начинают ходить. У кого из игроков на карточке есть пустая клеточка. При этом комментирует свое действие «Осень. Птички улетают на юг». 1 ход – 1 квадратик. Выигрывает тот, кто первым закрыл всю картину.
2 вариант.
Взрослый раскладывает 4 игровых поля лицевой стороной вверх так, чтобы все дети могли видеть. Взрослый показывает по одному маленькому квадратику, и все вместе ищут, куда нужно положить. Нет победителей и проигравших.
1. Загадайте – мы отгадаем.
Воспитатель загадывает загадку, а ребенок говорит правильный ответ и ищет вкладыш ответ.
Что за зверь такой лесной Летом по лесу гуляет
Встал, как столбик под сосной? Зимой в берлоге засыпает
И стоит среди травы, (Медведь)
Уши больше головы.
(Заяц) Нелегко иногда
Забираться туда
На овчарку он похож. Но легко и приятно
Что ни зуб – то острый нож. Прокатиться обратно
Он бежит, оскалив пасть, (Снежная горка)
На овцу готов напасть
(Волк)
Хожу в пушистой шубе, Какой это мастер
Живу в густом лесу. На стекла нанес
В дупле на старом дубе. И листья, и травы,
Орешки я грызу. И заросли роз
(Белка) (Мороз)
Говорят, я рыжая На деревья, на кусты
Говорят бесстыжая С неба падают цветы
Ем цыплят, говорят, Белые, пушистые,
Ем утят, говорят Только не душистые
Да ведь это петухи (Снег)
Наболтали чепухи!
(Лиса)
Рассыпала Лукерья
Серебряные перья
(Метель)
2. Найди о ком расскажу.
1 вариант.
Дети сидят в кругу на коврике. В стихотворной форме воспитатель рассказывает о животных.
На льду мне приятно, без снега мне жарко!
И честно скажу: не люблю зоопарка,
Люблю я свободу в своей стороне!
Садитесь на льдину, плывите ко мне!
2 вариант.
Дети сидят за столом – 5 - 6 человек, перед ними разложены карточки:
- Дерево
- Птица
- Животное
В первом случае воспитатель описывает карточку. Во втором случае ребенок описывает, а все остальные дети должны отгадать, о чем идет речь.
4. Собери урожай
Воспитатель говорит: Наступила осень. Созрели овощи. Какие овощи? Назовите их. Давайте, разложим овощи по грядам:
- Морковь
- Помидор
- Огурец
Сколько овощей? Овощи растут на грядках?
Можно говорить о количестве, о форме, о цвете.
Можно игру сделать с фруктами.
5. Так бывает или нет?
Ход игры:
Дети сидят в кружочке, воспитатель задает вопросы - путанки.
- На дворе мороз, а в гнезде голенькие птенчики.
- Есть такие птицы, которые прилетают к нам вместе с зимой
- Название птице совсем не подходит (зяблик). Оно связано со словом зябнуть, мерзнуть. А птица прилетает к нам одной из первых, когда на улице нередки морозы и метели.
6. Найди дерево по описанию
Ход игры:
Дети делятся на две команды. Воспитатель предлагает поочередно листья, картинки с кронами, стволы деревьев. Дети должны угадать о каком дереве идет речь. Выиграет та команда, которая допустит меньше всего ошибок.
7. Сравнение живой и игрушечной птичек.
Ход игры:
Воспитатель показывает детям муляж птицы, и в клетке живую птицу. Дети наблюдают за птичкой и повторяют за ней все движения. Живая птица сама клюет зерно, сама пьет воду, о ней надо заботиться (кормить, чистить клетку, менять воду, она прыгает, поет и т. д.
8. Продайте то, что назову.
Ход игры:
Дети сидят на стульчиках, воспитатель вначале делает описание фруктов и овощей, потом дети должны после этого выплатить, рассортировать на витрине магазина.
9. Угадай зверь или птица
Ход игры:
Дети входят в группу и слышат звуки животных, птиц, далее – следы и картинки – штриховки, загадки – дают ответ кто это, а в продолжении игры дети изображают это животное или птицу.
10. Игрушечный зайчик хочет узнать о жизни зайцев в лесу
Ход игры:
Заяц – игрушка путешествует по группе и попадает на лесную полянку, где сидят зайцы и тут дети должны составить рассказ о жизни зайцев и их проблемах.
11. Колобок вникает в жизнь лесных обитателей.
Ход игры - театрализованная игра.
Колобок по дороге встречает зайца – ребята рассказывают о жизни зайцев в лесу, лису – лисичка говорит о лесной жизни, волка, медведя. При этом все дети показывают движения, - которые выполняет ведущий ребенок