Галина Явкаева
Дидактические игры по воспитанию гражданственности и патриотизма у дошкольников в коррекционной работе логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры по воспитанию гражданственности и патриотизма у дошкольников в коррекционной работе логопеда.
Историческое значение каждого русского человека
измеряется его заслугами Родине, его человеческое
достоинство – силой его патриотизма.
Н. Г. Чернышевский
Публикация «Дидактические игры по воспитанию гражданственности и патриотизма у дошкольников в коррекционной работе логопеда» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Логопедические игры
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
«Патриотизм - одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активной самореализации на благо Отечества». Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине.
Сформированность нравственных ценностей является важнейшим показателем целостной личности, подлинно самостоятельной и ответственной, способной создать собственное представление о своём будущем жизненном пути. За последнее время все большее распространение в рамках данного направления приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовный, нравственный, культурный, исторический и другие компоненты.
Основоположник научной педагогики в России К. Д. Ушинский считал, что гражданин - это патриот, обладающий чувством национального самосознания.
Известный советский педагог В. А. Сухомлинский утверждал, что гражданин - это прежде всего патриот; гражданские мысли, чувства, тревоги, гражданский долг, гражданская ответственность и труд - основа человеческого достоинства.
Главной целью патриотического воспитания являются развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, воспитание граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном труде в интересах Отечества, укреплении государства, обеспечении его жизненно важных интересов и устойчивого развития.
Наша задача, как можно раньше, пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества, воспитывать любовь и уважение к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, к родному дому, детскому саду, родной улице, городу, чувство гордости за достижения своей страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов.
Эта проблема касается и узких специалистов ДОУ, в частности, учителей-логопедов. Поэтому при планировании логопедических занятий по лексическим темам наряду с коррекционно-речевыми задачами, планируются задачи, направленными на нравственно-патриотическое воспитание детей.
Например, изучается тема “ Тело человека. ”
• Задачи: закрепление представлений о себе, формирование пространственной ориентации и координации движений, воспитание коммуникабельности, формирование элементарных знаний о правах ребёнка.
Для усвоения этой темы ребенку помогут такие словесные игры, как:
• “Что для чего нужно?” / Голова нужна человеку для того, чтобы думать, мыслить. руки, уши, рот, глаза и т. д. /;
• ”Подбери признак” / Глаза - большие, маленькие, голубые, карие, внимательные, грустные, весёлые и т. д. /;
• “Назови ласково” /Голова-головушка, ноги-ножки, колени-коленки, спина-спинка/.
• Дети учатся образованию сложных слов. /У меня русые волосы -я русоволосый, у тебя голубые глаза - ты голубоглазый и т. д. /
Дошкольники начинают более внимательно относиться к себе и к своим товарищам. Они видят, что все они разные.
И это поможет ребенку в дальнейшем принимать себя таким, какой он есть, быть более коммуникабельным и легко вступать в контакт со сверстниками.
Благодатную почву дают занятия на тему “Семья”.
• Задачи: формирование представлений о семье и родственных отношениях в ней, воспитание любви и привязанности к семье, чувства взаимопомощи и ответственности за родных и близких.
Используются следующие дидактические словесные игры :
• “Подбери признак” / Какая у вас семья? - большая, дружная, крепкая, трудолюбивая, работящая, здоровая, заботливая, счастливая и др. /;
• “Обязанности в семье” /Что делает папа? Что делает мама? Какие обязанности у сестры, у брата?/
Развивается связная речь: дети учатся составлять рассказы по сюжетным картинкам и по плану.
В лексической теме “Детский сад” пополняется словарный запас, развивается связная речь.
• Задачи: знакомство со всеми службами и профессиями сотрудников детского сада; воспитание уважения к людям разных профессий, посвятивших себя нелёгкому труду-заботе о детях и любви к своему второму дому.
• Через игру “Кто что делает?” развивается и совершенствуется глагольный словарь /Что делает воспитательница? - учит, объясняет, заботится, помогает. Что делает повар? - варит, жарит, моет, режет, печёт. Что делает младший воспитатель? и т. д. / Дети учатся составлять предложения о людях, работающих в детском саду.
• Дети составляют рассказы по сюжетным и сериям картинок “Один день в детском саду”, “Чем мы занимаемся в детском саду”.
Планируя цикл занятий по темам “Растения. Животные. Птицы. ”, отрабатываются лексико-грамматические категории.
• Задачи: формирование бережного отношения и любви ко всему живому реализуются через игры “С какого дерева лист?”, “Чей это хвост?” “Кто как голос подаёт?” Игра “У кого кто? «Пойдём в огород, да расскажем, что в Рязани на грядках растёт», «А в Рязани грибы с глазами, в гости леший пригласил, грибы собрать вас попросил».
В теме “Профессии”.
• Задачи: закрепление представлений о наиболее распространённых профессиях, создание интереса к изучению неизвестных профессий, воспитание уважения к труду.
• В играх: "Кто что делает?", "Четвёртый лишний", "Угадай, кем я хочу быть?", "Кто больше?", "Кто работает на машинах?", "Расскажи о себе", "Разгадай слово", "Продолжи предложение", "Небылицы" дети обогащают свой словарный запас названиями профессий:
• Они учатся составлять небольшие сообщения о профессиях своих родителей и на темы “Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?”, “Все профессии нужны, все профессии важны. ”.
В феврале дети знакомятся с темой “Защитники Отечества”.
• Задачи: воспитание уважения и чувства благодарности к людям, защищающим Родину от врагов.
• В играх: “Защитники Отечества” «Разные войска» «Назови военную профессию» словарь детей пополняется новыми словами-синонимами -Отечество - Отчизна - Родина; защитник Отечества - боец, воин, солдат; защищать Родину - охранять, беречь. Также дети учатся словообразованию на примере различных военных профессий / граница -пограничник, артиллерия - артиллерист, и др. /
Первый весенний месяц всегда посвящен теме “Международный женский день”.
• Задачи: воспитание любви и чувства уважения к маме, бабушке, сестрёнке, воспитателю.
Используются словесные дидактические игры :
• “Расскажи какая?” /мама - добрая, ласковая, любимая, весёлая; бабушка - заботливая, мудрая, трудолюбивая; сестренка - маленькая, смешная, любознательная; воспитательница - добрая, внимательная, умная, красивая, справедливая и др. /; • “Назови ласково”.
При изучении темы “Мой родной край, родная страна”.
• Задачи: воспитание любви к родной стране, гордости за неё, бережного отношения к ней.
Игры :
• «Букет красивых слов»- Словарь детей обогащается образными выразительными средствами речи /эпитетами, метафорами, синонимами, родственными словами, относящимися к Родине и родному городу/
• Дидактическая игра «Угадай места достопримечательности», «Узнай по описанию», «Узнай свой край».
Цель – закрепить в дошкольниках знания родного города и страны, полученные в процессе бесед воспитателя с детьми; патриотическое воспитание.
• «Собери герб из фрагментов»
Цель: способствовать закреплению знаний о гербе родного края, развить логическое мышление, память дошкольника.
• «ГЕРБ родного края»
Цель: закрепить представление детей о гербе родного края; уметь выделять герб Саратова, родного поселка из других знаков.
В конце учебного года - тема великого праздника - “День Победы”.
• Задачи: воспитание уважения к героям Великой Отечественной войны, гордости за победу над фашистскими завоевателями, глубокой благодарности к ветеранам войны.
Используются игры :
• “Подбери синоним” /смелый - храбрый, отважный, геройский/;
• “Подбери родственное слово” /герой - геройский, героический, героиня/.
Словарный запас детей пополняется новыми словами и словосочетаниями /подвиг, Победа, героический поступок, ветеран, «мир строит, война - разрушает» и др. / .
Вот так, решая очень важный момент в жизни наших малышей, как вопрос воспитания гражданственности и патриотизма, мы -логопеды ДОУ выполняем свои прямые профессиональные обязанности - развиваем речь детей, работая над расширением и актуализацией словаря, над лексико-грамматическими категориями и связной речью.
Только целенаправленная, систематическая деятельность по формированию патриотических чувств и гражданского сознания обучающихся позволит в будущем увидеть достойное поколение страны. Ведь природа, родители, родственники, Родина, народ – не случайно однокоренные слова. По определению А. Н. Вырщикова, это «своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, родства, укорененности и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов. Оно необходимо, ибо мы не выбираем родителей, детей, Родину, место своего рождения».
Литература
1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М. :Изд-во ЦГЛ, 2005.
2. Зацепина М. Б. Патриотическое воспитание дошкольников. -М. : Мозаика-Синтез, 2008-2010.
3. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб. : «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.-192с.
4. ПедСовет №11, 2000.
5. ПедСовет №12, 2004