Марина Карпачёва
Дидактические игры по теме «Осень»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Пластический этюд.
Цель : развитие эмоциональности, выразительности движений и мимики.
Задание направлено на развитие у детей понимания эмоциональных состояний (грусти и радости) человека.
Представьте, что мы вышли на улицу. Дует ветер. Небо покрыто тяжелыми, серыми тучами. Моросит мелкий холодный дождь. Нам холодно, неприятно. Покажите, как нам холодно, как мы грустим.
Мы вернулись домой, взяли зонт и снова вышли на улицу, Но дождь прекратился. Мы посмотрели на небо и увидели, как из-за тучи выглянуло яркое солнце. Стало тепло, радостно! Покажите, как нам тепло, как мы радуемся.
2. Дыхательная гимнастика
Публикация «Дидактические игры по теме „Осень“» размещена в разделах
Цель : развитие дыхания.
Мы гуляем по осеннему лесу. Перед дождём воздух пахнет по-особенному. Встаньте на носочки, разведите руки в стороны. Вдохните аромат осеннего леса.
Выполнить плавный бесшумный вдох носом, медленно выдохнуть через рот.
3. Пальчиковая гимнастика
«Такой разный дождь»
Цель : развитие мелкой моторики рук.
Рассердилась туча злая Стукнуть кулаком об кулак
И закапал мелкий дождь. ритмичное постукивание
Капля падает за каплей. Ритмичные щелчки пальцами рук
Сколько набежало слёз! сбор воображаемых слёз в ладони
Дождь сильнее стал,
И ветер сделал вдруг его косым Движение ребром ладони по диагонали
Вправо капли, влево капли. диагональные движения ребром
ладони в разные стороны
Словно всех косой косил. Имитация движения косой
Ливень туча посылает Резкое движение рукой вперед
И стеной вода течёт. движение ладонями вниз
Где бы спрятаться от ливня? Пожать плечами, посмотреть
по сторонам
Зонтик нас раскрытый ждёт. Руки поднять вверх, изобразить
«Дождик»
Дождик, дождик, поливай Указательным пальцем постукивать по ладони другой
Будет хлеба каравай, образовать перед собой круг руками
Будут булки, будут сушки, похлопывать поочередно одной ладонью другую
Будут вкусные ватрушки. соединить большой и указательный пальцы рук
«Осень, осень»
Осень, осень, трем ладошки друг о друга
Приходи! зажимаем кулаки по очереди
Осень, осень, трем ладошки друг о друга
Погляди! ладони на щеки
Листья желтые кружатся, плавное движение ладонями
Тихо на землю ложатся. ладони гладят по коленям
Солнце нас уже не греет, сжимаем и разжимаем кулаки по очереди
Ветер дует все сильнее, синхронно наклоняем руки в разные стороны
К югу полетели птицы, «птица» из двух скрещенных рук
Дождик к нам в окно стучится. барабанить пальцами тo по одной, то по другой ладони
Шапки, куртки надеваем имитируем
И ботинки обуваем топаем ногами
Знаем месяцы: ладони стучат по коленям
Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. кулак, ребро, ладонь
4. Игра «Дождик»
Цель : развитие речевого ритма, силы голоса.
Начинается тихий грибной дождь –
Кап. Кап. (тихо, медленно) .
Кап. Кап. (быстрее) .
Кап-кап-кап (очень быстро) .
Дождь усиливается, громко стучит по крышам :
Кап!
Кап-кап!
Кап-кап-кап!
5. Коррегирующая гимнастика «Осень»
Дождик
И. п. : о. с. 1 — попеременно выставлять прямые руки вперед — «ловить капли» (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Кап-кап-кап!»; 3 — попеременно выставлять прямые руки вперед — «ловят капли» (вдох); 4 — на выдохе произносить: «Так-так-так!». Повторить 3—4 раза.
Идем по лужам
И. п. : о. с. 1 — ходьба на месте (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Хлюп-хлюп-хлюп!»; 3 — ходьба на месте (вдох носом); 4 — на выдохе произносить: «Шлеп-шлеп-шлеп!». Повторить 3—4 раза.
Вода в лужах
И. п. : о. с. 1 — на вдохе плавно покачивать руками внизу вправо-влево; 2 — на выдохе произносить: «Буль-буль-буль!». Повторить 3—4 раза.
Осенний ветерок
Для выполнения этого упражнения нужны настоящие листья или листья из бумаги.
И. п. : ноги вместе, руки держат листья на уровне лица. 1 — плавный вдох; 2 — на выдохе произносить: «Ф-ф-ф!». При правильном выполнении упражнения листочек отклоняется в сторону. Повторить 4—5 раз.
6. ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА «ОСЕНЬ.»
***
Вот стоит осенний лес!
В нем много сказок и чудес!
Слева - сосны, справа – ели.
Дятел сверху, тук да тук.
Глазки ты закрой – открой
И скорей бегом домой! Выполняют круговые движения глазами
Выполняют движения глазами влево – вправо
Выполняют движения глазами вверх – вниз
***
Осень по опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью поводила.
Пожелтел орешник и зарделись клены,
В пурпуре осинки, только дуб зеленый.
Утешает осень : не жалейте лета,
Посмотрите – осень в золото одета! Круговые движения глазами : налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево - вниз
Посмотреть влево – вправо.
Посмотреть вверх – вниз.
Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз. (повторить 2 раза).
***
Жёлтый - красный
Красный – жёлтый
Разный красный.
Жёлтый разный.
Это ветер листья носит.
Звонкий ветер.
Это осень… -прослеживание глазами за движением листочка
вверх – вниз, вправо – влево 6-8 раз.
- движение глазами по кругу в одну и другую стороны 4-6раз.
- поморгать и закрыть глаза.
«Листья».
Ах, как листики летят,
Всеми красками горят
Лист кленовый, лист резной,
Разноцветный, расписной.
Шу-шу-шу, шу- шу- шу.
Как я листиком шуршу.
Но подул вдруг ветерок,
Закружился наш листок,
Полетел над головой
Красный, желтый, золотой.
Шу-шу-шу, шу-шу-шу.
Как листиком шуршу.
Под ногами у ребят
Листья весело шуршат,
Будем мы сейчас гулять
И букеты собирать
Шу-шу-шу, шу-шу-шу.
Как я листиком шуршу. Круговые движения глазами:
налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз.
Посмотреть влево – вправо.
Посмотреть вверх – вниз.
Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз.
Посмотреть влево – вправо.
Посмотреть вверх – вниз.
Посмотреть вниз.
Посмотреть вверх.
Посмотреть влево – вправо.
Закрывают глаза, гладят веки указательным пальцем.
«Прогулка в лесу».
Мы отправились гулять. Шагают на месте
Грибы - ягоды искать
Как прекрасен этот лес.
Полон разных он чудес.
Светит солнце в вышине, смотрят вверх
Вот грибок растет на пне, смотрят вниз
Дрозд на дереве сидит, смотрят вверх
Ежик под кустом шуршит. смотрят вниз
Слева ель растет - старушка, смотрят вправо
Справа сосенки - подружки. смотрят влево
Где вы, ягоды, ау! повторяют движения глаз
Все равно я вас найду! влево - вправо, вверх - вниз.
7. Рекомендации логопеда по лексической теме : «ОСЕНЬ»
Инструкция воспитателя Выполняемые действия
1. Развитие общей моторики
Ходит осень по дорожке,
Промочила в лужах ножки.
Льют дожди, и нет просвета,
Затерялось где-то лето!
Идут по кругу, взявшись за руки.
Руки на поясе, поднять правую ступню, затем левую ступню.
Поднять руки, делая взмахи кистями.
Смотрят по сторонам в «бинокль».
2. Развитие мелкой моторики
Дождик, лей, лей, лей!
На меня
И на людей.
Сядем мы под грушкой
И накроемся подушкой.
Потряхивания кистями обеих рук.
Прижать ладони к груди.
Обе руки вытянуть вперёд.
Руки положить на бёдра.
Скрестить ладони на голове.
3. Развитие артикуляционной моторики
Упражнение для челюсти «Бегемотик»
Упражнение для губ «Осенний ветерок»
Упражнение для языка «Лужа»
Рот широко открыть, удержать под счёт до 10.
Губы в форме трубочки, тихо тянуть звук [У].
Шлёпать губами по языку, произнося: «пя – пя – пя…».
4. Развитие фонетико-фонематического восприятия
В тишине дети должны прислушаться к звукам за окном:
«Скажите, что шумит?» (ветер) «Что шуршит?» (листья)
«Кто кричит?» (дети, мальчик) «Что гудит?» (самолет, автомобиль)
«Кто разговаривает?» (люди) и т. д.
Затем предлагается послушать, какие звуки слышны в помещении детского сада:
в соседней группе, в коридоре, на кухне и т. д.
5. Развитие лексико-грамматического строя речи
1) Подобрать слова, отвечающие на вопросы Что делает? Что делают?
Осень что делает? (приходит, наступает, начинается) Птицы что делают? (улетают)
Дождь? (идёт, капает, стучит) Тучи? Трава? Ветер?
2) Подобрать признак к предмету по теме «Осень»
Солнце осенью, какое? (тусклое) Листья осенью, какие? (жёлтые, красные, коричневые)
Трава осенью, какая? Небо осенью, какое? Дождь осенью, какой? Ветер? День? Земля?
6. Развитие связной речи
Чтение стихотворений, рассказов, отгадывание загадок по лексической теме.