Ирина Журавлёва
Дидактические игры «Хлеб — всему голова»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры по теме «Хлеб – всему голова»
«Что сделано из муки?»
Задачи: развивать познавательный интерес, мышление, зрительное внимание.
Ход игры : дети отмечают фишками только те продукты питания, в состав которых входит мука.
«Что из какой муки испекли»
Публикация «Дидактические игры „Хлеб — всему голова“» размещена в разделах
Задачи: закреплять знания детей о злаковых культурах, о типах муки, хлебобулочных изделиях, которые из них делают; развивать зрительные функции; способствовать накоплению зрительных образов.
Ход игры : дети соединяют линиями изображения колосков пшеницы и ржи с хлебобулочными изделиями из ржаной и пшеничной муки.
Игра с мячом «Скажи, какой» или «Подбери признак»
(Хлеб какой? Мука какая)
Задачи: обогащать словарный запас детей, развивать речь.
Ход игры : дети встают в круг, передают друг другу мяч и подбирают слова-признаки к заданным словам.
«Назови профессию»
Задачи: Расширить представления детей о профессиях людей, занимающихся выращиванием и производством хлеба, расширять словарь.
Ход игры : педагог начинает предложение, дети заканчивают ( например: на комбайне работает … комбайнер; на мельнице работает … мукомол и т. д.)
«Что сначала, что потом»
Задачи: закрепить последовательность действий в процессе выращивания хлеба, развивать умение понимать причинно-следственные связи, связную речь.
Ход игры : дети рассматривают картинки, изображающие разные этапы выращивания хлеба, раскладывают их в правильной последовательности, составляют по ним рассказ.
«Разложи блинчики»
Задачи: развивать восприятие формы, величины, упражнять детей в умении визуально определять размеры в порядке возрастания (убывания, развивать глазомер, зрительное восприятие.
Ход игры : дети пронумеровывают изображенные на карточке блины по порядку (от 1 до 10) от самого маленького до самого большого и наоборот.
«Разрезные картинки»
Задачи: учить составлять целое из частей, развивать восприятие цвета, формы, величины, пространственного расположения предметов и их деталей, логическое мышление, самоконтроль, умение концентрировать внимание.
Ход игры : дети складывают картинки из частей.
«Что нужно для работы хлебороба»
Задачи: закреплять знания детей о сельскохозяйственной технике, орудиях труда хлебороба, развивать зрительное восприятие, внимание, память.
Ход игры : дети отбирают картинки с изображением сельскохозяйственной техники, орудий труда хлебороба.
«Кто больше назовет хлебобулочных изделий»
Задачи: развивать познавательный интерес, память, обогащать словарный запас.
Ход игры : дети, стоящие по кругу, называют различные хлебобулочные изделия; победит тот, кто назовет больше таких изделий.
Дидактическая игра «Правда или ложь»
Материалы: Карточки желтого и красного цвета.
Ход игры : Воспитатель раздает детям карточки желтого и красного цвета. Объясняет правила, если утверждение о хлебе верно, то дети должны поднять карточку желтого цвета, а если так делать нельзя, или это неправда то красного цвета.
1 Хлеб растет на грядке. (в поле).
2 Пекарь работает на комбайне?
3 Для выращивания хлеба солнышко не нужно?
4 Продавец продает в магазине колоски?
5 На мельнице работает мельник?
6 Можно ли выбрасывать хлеб?
7 Хлеб дает силу?
8 Можно ли есть хлеб грязными руками?
9 Нужно ли бережно относиться к хлебу?
Дидактическая игра с мячом «Назови правильно»
Цель: Расширять и активизировать словарный запас. Упражнять в образовании родственных слов.
Материал: мяч.
Ход игры : Педагог, бросая мяч, задаёт вопрос. Дети, возвращая мяч, называют родственные слова.
Например:
- Как назвать хлеб ласково? — Хлебушек.
- Как называют крошки хлеба? — Хлебные крошки.
- Как называется посуда для хлеба? — Хлебница.
- Как называют человека, который выращивает хлеб? — Хлебороб.
- Как называют человека, который печёт хлеб? — Хлебопек.
- Как называют прибор для резания хлеба? — Хлеборезка.
- Как называют завод, где выпекают хлеб? — Хлебозавод.
Слова: Хлеб, хлебушек, хлебец, хлебцы, хлебный, хлебница, хлебозавод, хлебороб, хлеборезка, хлебопродукты, хлебопекарня, нахлебник…
Динамическая пауза «Посевная»
Мы посеем рожь, рожь (дети показывают, как разбрасывают зёрна)
И горох взойдет хорош, (поднимают постепенно руки)
Будет по ветру клониться
Белоярая пшеница (качают поднятыми руками из стороны в сторону)
И гречиха в цвет рядиться, (вытягивают руки и вращают кистями)
И овёс заколосится (трясут поднятыми вверх руками).
Подвижная игра «Дружные зерна»
Цель: воспитывать стремление участвовать в играх с элементами соревнования, развивать умение действовать в команде, развивать воображение.
Игровая задача: быстрее всех собраться в один колосок.
Материал: по 1 обручу на каждые 5 человек.
Ход:
Дети-колоски образуют малый (внутренний) круг, а их дети-зернышки – большой (внешний). Участники каждого круга держатся за руки. Когда начинает звучать музыка, дети идут в противоположных направлениях – по часовой стрелке и против нее. Как только мелодия смолкает, все расцепляют руки. Дети-колоски занимают места в обручах, а дети-зернышки должны постараться найти свой колосок, подбежать к нему и обнять его раньше остальных.
Игра-эстафета «Кто скорее отвезёт зерно на элеватор»
Цель: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать крупную моторику руки.
Игровая задача: быстрее соперника накрутить веревку на палку.
Материал: 2 машинки на веревке с зернами пшеницы.
Ход:
В игре принимает участие 2 ребенка. Дети садятся на стул держа в руке палочку с веревкой от машины. Накручивают веревку на палку, стараясь перегнать соперника и при этом не уронить ни одного зернышка.
Подвижная игра «Покажи колосок»
Цель: развивать внимание, умение быстро реагировать на сигнал ведущего
Игровая задача: первым отдать колосок ведущему.
Материал: пшеничные колоски
Ход:
Играющие делятся на две группы и выстраиваются в шеренгу друг против друга, держа руки за спиной. В центре между шеренгами стоит один игрок. В каждой команде выбирают ведущего, которому дают колосок. Ведущий позади своей команды незаметно вкладывает колосок в руку одному из детей. После этого игрок в центре даё т команду: «Покажи колосок!» Дети с колосками должны выбежать и отдать свой колосок ведущему, побеждает тот, кто быстрее отдаст колосок.
Командная игра «Собери каравай» (пазлы)
Цель: развивать умение радоваться результатам коллективного труда, развивать умение действовать в команде.
Игровая задача: быстро и правильно собрать разрезные картинки с изображением каравая.
Материал: разрезные картинки с изображением каравая
Ход:
На 2х столах в конвертах лежат разрезные картинки с изображением каравая. Необходимо быстрее и аккуратнее соперников собрать изображение.
Физкультминутка «Каравай»
В землю зёрнышко посадим
Очень малое оно (наклоны вперёд)
Но, как солнышко засветит (руки в стороны, присесть)
Прорастёт моё зерно (постепенное вставание)
Ветер тучку пригнал
И нам дал (наклоны вправо – влево, руки вверху)
Сожнёт косарь зерно (повороты вправо – влево, имитируя косьбу)
И размелет его (кулак на кулак и круговые вращения)
А хозяйка из муки
Испечёт нам пирожки (имитация – печём пирожки)
И большой каравай (соединить округлённые руки)
Всем на радость раздавай! (развести руки в стороны)
Пальчиковая гимнастика: «Месим тесто»
Мы тесто месили, мы тесто месили,
Нас тщательно всё промесить попросили,
Но сколько ни месим и сколько, ни мнём,
Комочки опять и опять достаём.
Пальчиковая гимнастика «Хлеб».
Рос сперва на воле в поле, (слегка покачивают руками,
Летом цвел и колосился, (поднятыми вверх).
А потом обмолотили (постукивают кулаками друг о друга)
Он в зерно вдруг превратился. (выполняют упражнение «Пальчики здороваются»)
Из зерна – в муку и тесто, (сжимают и разжимают кулаки)
В магазине занял место. (вытягивают руки вперёд, ладонями вверх)
Вырос он под синим небом, (поднимают руки вверх)
А пришел на стол к нам – хлебом. (вытягивают руки вперёд ладонями вверх).
Сюжетно – ролевая игра «Хлебный магазин»
Активизация словаря:
продавец, покупатель, платить в кассу, витрина, хлебобулочные изделия, кассир, названия хлебобулочных изделий.
Предварительная работа:
1. Экскурсия в хлебный магазин с родителями.
2. Этическая беседа о поведении в общественных местах.
3. Беседа с детьми «Как я с мамой ходил в магазин в хлебный магазин»
4. Рассказ воспитателя о профессии продавца.
5. Составление детьми рассказов на тему «Что мы умеем?» : «Как купить хлеб в булочной?», «Как перейти дорогу, чтобы попасть в магазин?»
6. Рассматривание картин или фотоиллюстраций о работе магазина.
7. Чтение литературных произведений: Б. Воронько «Сказка о необычных покупках»
. 8. Дидактические игры : «Кто больше назовет хлебобулочных изделий», «Кто больше назовет действий».
9. Рисование «Хлебный магазин»
10. Лепка «Вот он хлебушек какой»
11. Ручной труд - изготовление с детьми атрибутов к игре (хлебобулочные изделия, деньги, кошельки, пластиковые карты, ценники)
Роли: директор магазина, продавцы, кассир, покупатели, водитель, грузчик, уборщица.
Предметно-игровая среда к игре:
Халат и шапочка продавца, касса для кассира, ценники жетоны с цифрами вместо денег, чеки, сумочки для покупателей, корзинки, муляжи хлебобулочных изделий (маленькие, стеллажи для хлеба (из коробок).
Игровые действия:
Водитель привозит на машине хлебобулочные изделия, грузчики разгружают, продавцы разлаживают хлебобулочные изделия на полках. Директор следит за порядком в магазине, заботится о том, чтобы в магазин во время завозился хлебобулочные изделия, звонит на базу, заказывает хлебобулочные изделия. Приходят покупатели. Продавцы предлагают хлебобулочные изделия, показывают. Покупатель оплачивает покупку в кассе, получает чек. Кассир получает деньги, пробивает чек, дает покупателю сдачу, чек. Уборщица убирает помещение. В магазине работает продавец, продает хлебобулочные изделия. Продавец вежливо разговаривает с покупателями. Покупатели складывают покупки в сумку или в корзинку. Покупатели платят деньги в кассу кассиру – он выдает им чеки. Продавец получает чеки и отпускает товар.