Ирина Костина
Дидактические игры по сенсорному развитию в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Воздушные шары»
Цель: формирование умения группировать предметы по цвету, различать цвета, находить «такой же», использовать названия цветов в речи.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Воздушные шары», показывает воздушные шарики разных цветов и сообщает детям, что к каждому шарику нужно привязать ниточку «такую же» по цвету. Воспитатель спрашивает, какого цвета ниточка, к какому шарику её нужно привязать. И так далее по всем цветам.
«Спрячь зайчика»
Цель: способствование закреплению представления о шести основных цветах.
Публикация «Дидактические игры по сенсорному развитию в младшей группе» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Темочки
Ход игры:
Воспитатель показывает цветные домики, из окошка выглядывают зайчики и здороваются с детьми и сообщает, что может прийти лисичка – сестричка и выгнать зайчиков из домика. Чтобы спрятать зайчиков, необходимо закрыть окошко дверцей – квадратиком «того же» цвета. После того как окошки с зайчиками закрываются дверцами - квадратиками, Воспитатель предлагает похлопать в ладоши, чтобы напугать лису.
«Подбери по цвету»
Цель: способствование закреплению представления детей о шести цветах, развитию умения выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предметов. (формы, величины, функционального назначения).
Ход игры:
Воспитатель показывает, квадраты разного цвета и просит детей назвать их по цвету. Дети называют. После того как все квадраты обозначены цветом, воспитатель показывает игрушки (самолёт, машина, рыбка, юла, неваляшка, грузовик) и побуждает детей называть игрушки и их цвет. Например: зелёный самолёт. Далее воспитатель предлагает спрятать игрушки в домики. Желтая рыбка накладывается на красный квадрат: «Рыбка спряталась? Или её видно?». Так подбирается домик для каждой игрушки.
«Забавные прищепки»
Цель: формирование умения обследовать предметы, выделяя их цвет и форму; развитие мелкой моторики рук, связной речи
Ход игры:
Воспитатель: Отгадайте загадку Красивую, зеленую принесли к нам в дом. Дети. Это елочка. Воспитатель: Да, это елка, но она плачет. Она потеряла все свои иголочки. Не плачь, не плачь, елочка! Мы тебе поможем. Раздает детям вырезанные из зеленого картона треугольники. Дети выбирают из коробки зеленые прищепки и «возвращают» елке ее иголочки. Воспитатель: А где же солнышко? Оно потеряло свои лучики. Какого цвета лучики у солнца? Дети. Желтого. Воспитатель: Правильно. Давайте поможем солнышку. Раздает детям желтые круги. Дети выбирают желтые прищепки и «возвращают» солнышку лучики. И т. д.
«Украсим куклам платье»
Цель: способствование развития у детей умения анализировать сложную структуру и воссоздавать её из элементов.
Ход игры:
Воспитатель показывает кукол и дети рассматривают орнамент на их платьях. Первая кукла просит детей назвать геометрические фигуры на её платье, затем вторая и третья. Далее дети украшают платья кукол цветными формами методом прикладывания и куклы просят детей назвать цвет фигуры.
«Сбор ягод»
Цель: способствование развития глазомера при выборе по образцу предметов определённой величины.
Ход игры:
Воспитатель показывает детям корзинки, просит назвать три величины: большая, поменьше, маленькая. Далее детям показывают ягоды разной величины и просят разложить их в соответствующие корзины. Куклы собирают ягоды: одна - большие, другая - поменьше, третья – маленькие, каждая кукла проговаривает, какие ягоды они собрали: большие, поменьше, маленькие, просит детей повторить за ними. Если ягоды кладут правильно, то дети хлопают, а если неправильно, то топают ногами.
«Давай поиграем» (из универсальных салфеток)
Цель: способствование формированию представления о геометрических фигурах, формах, закрепления умения классифицировать предметы по общим качествам (форме, величине, цвету, развитию творчества.
Варианты игр –
«Собери красивые бусы» - по желанию дети выбирают разные геометрические фигуры и раскладывают их в определённой последовательности, собирая тем самым бусы.
«Выложи предмет» - ребенок выкладывает, например дом (геометрические фигуры выбирает сам ребенок, затем солнышко и т. д.) В последующем можно выложить целую "картину".
«Найди пару», «Найди такую же…» - ребёнок подбирает геометрические фигуры разные по величине, форме, цвету, сравнивает и находит сходства, различия.
«Большой, маленький» - дети соотносить по величине предметы и обозначить их отношения словами: «большой», маленький».
«Какие бывают фигуры» - дети знакомятся с новыми формами: овалом, прямоугольником, треугольником, в паре с уже знакомыми: квадрат-треугольник, квадрат-прямоугольник, круг-овал.
«Кому какая форма» - дети группируют геометрические фигуры (овалы, круги) по форме, отвлекаясь от цвета, величины.
«Разложи фигуры по местам» - Достаньте фигурки из углублений и поиграйте с ними: «Вот весёлые разноцветные фигурки. Это круг, он катится - вот так! А это квадрат. Его можно поставить. А теперь фигурки прыгают (танцуют)». Затем предложить детям разложить фигурки «по кроваткам» : «Наступил вечер. Фигуркам пора отдыхать. Давайте положим их спать в кроватки».
«Бусы».
Цель: способствование укреплению и развитию мелкой моторики, зрительно - моторной координации; различение предметов по форме, цвету ; развитие усидчивости
Ход игры:
Ведущий предлагает ребёнку сделать бусы, подобрать шарики к цвету шнурка. Можно предложить сделать бусы по образцу. Возможно, и сам ребёнок может предложить свой вариант изготовления бус. После этого ребёнок приступает к созданию бус.
«Разноцветные палочки» (из покрашенных деревянных палочек для мороженого)
Цель: способствование умению детей различать основные цвета, раскладывая палочки по коробкам соответствующего цвета, выкладывать различные предметы, развивать зрительное восприятие, мелкую моторику.
Варианты игр
1. Воспитатель расставляет на столе коробочки четырех цветов и показывает разноцветные палочки, которые рассыпал мишка. Детям – участникам предлагается разложить все палочки по коробкам своего цвета и закрыть коробочки своими крышечками.
2. Воспитатель предлагает детям выложить из палочек различные предметы, полоски разной длины и сравнить их (большая, поменьше, маленькая).
«Приземли вертолёт»
Цель: способствование умения группировать предметы по цвету,
устанавливания тождества и различия цвета однородных предметов,
понимания слова «цвет», «такой», «не такой», «разные».
Ход игры:
Воспитатель:
Сейчас, я дам вам игрушку вертолёт. Дети давайте “полетаем” со своими вертолётами. А теперь вертолёт нужно приземлить на свою площадку. Посадим вертолёт на свои площадки. Будьте внимательны! Каждый вертолёт должен сесть на свою площадку.
Цель: способствовать активизации психических процессов (мышление, внимание, воображение, восприятие, развитию речи, координации зрительных и тактильных анализаторов, мелкой моторики.
Варианты игр:
1. Найди заданный цвет
2. Покажи большие, поменьше, маленькие пуговицы.
3. «Много, мало».
4. «На что похоже?»
«Разноцветные пробки»
Цель: способствование умению детей различать основные цвета, выкладывать различные предметы, развивать зрительное восприятие, мелкую моторику.
Ход игры:
1. Воспитатель предлагает детям выложить из пробок различные предметы, сравнить их (большая, поменьше, маленькая).
2. «Найди свой домик».