Ольга Головинова
Проект «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников».
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников.
Воспитатель Головинова О. Г.
МБДОУ д\с №10 «Ивушка»
Тип проекта
• По доминирующей в проекте деятельности : практико-ориентированный
• По содержанию: психолого- педагогический.
• Участники проекта : воспитатели, дети, родители.
Публикация «Проект „Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников“,» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Проекты. Проектная деятельность
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Темочки
• По времени проведения: продолжительный.
• По характеру контактов: в рамках ДОУ
Стратегия осуществления проекта
Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы МДОУ №58 детский сад «Котенок» :
• с детьми – в специально организованной деятельности, в совместной деятельности педагога и детей, самостоятельные игры детей;
• с родителями – посредством проведения психолого-педагогической работы, вовлечения родителей в единое общеобразовательное пространство «семья - детский сад».
Цель:
Обеспечить накопление представлений у детей раннего возраста о цвете, форме, величине предметов, их свойствах, которые составляют фундамент общего умственного развития ребенка и необходимы для успешного обучения в детском саду, школе и многих видов труда.
Задачи:
• Определить содержание работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста;
• Осуществлять сенсорное воспитание (зрительное, слуховое, осязательное восприятие);
• Развивать у детей внимание, память, познавательную деятельность;
• Приучать действовать с предметами домашнего обихода и игрушками;
• Формировать умение подражать действиям взрослых с игрушками;
• Обогащать понимаемый и активный словарь ребенка;
• Познакомить родителей с основными аспектами работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста.
Методы проекта :
• анализ литературы по данной проблеме;
• анализ и обобщение опыта работы педагогов и психологов по данной проблеме;
• включённое педагогическое наблюдение;
• совместные игры;
• проведение занятий;
• индивидуальная работа с детьми;
• мониторинговые процедуры (анкетирование)
• музыкально-спортивные развлечения
Актуальность
Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка 2-3 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности.
На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
В данном проекте представлена система работы, помогающая развивать познавательную сферу ребенка раннего возраста, так как в раннем возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Проект актуален, т. к. его реализация позволяет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности.
Сенсорное развитие детей раннего возраста.
На втором году жизни ребенок при помощи взрослых осваивает способы использования предметов. Помимо предметных действий, связанных с бытовой деятельностью, большое место в этот период отводится обучению детей обращению с дидактическими игрушками (пирамидками, кубиками, вкладышами, а также орудийным действиям — умениям пользоваться несложными предметами-орудиями: палкой, чтобы приблизить к себе отдаленный предмет, сачком для вылавливания плавающих игрушек, совком и лопаткой в игре с песком и снегом.
В процессе овладения действиями с предметами происходит сенсорное развитие детей, совершенствуется восприятие предметов и их свойств (формы, величины, цвета, положения в пространстве). Сначала по образцу, а потом и по слову ребенок может из двух-трех цветных шариков выбрать один требуемого цвета или из двух-трех матрешек разной величины (резко контрастных) выбрать самую маленькую. Восприятие окружающего становится более точным. Например, малыш 1 года 6—7 мес. может правильно оценивать расстояние, он уже не тянется, как раньше, к высоко расположенной игрушке, а просит воспитателя достать ее. По предложению взрослого он может на ощупь вынуть знакомый предмет из мешочка.
В решении задач сенсорного развития существенную роль играет подбор игрушек и пособий разных по цвету, форме, материалу. Следует подбирать предметы контрастные по одному из признаков, но сходные по другим (например, шарики, кубики одного цвета, но разные по размеру). Разнообразие предметов и их свойств привлекает внимание детей, а подчеркнутое различие и сходство признаков углубляет, уточняет восприятие.
Во время бодрствования детей дидактические игрушки нужно располагать на столах так, чтобы на каждом из них помещался один вид дидактической игры. Важно следить, чтобы за столами играли небольшие группы — по 2—3 ребенка, при этом каждому из них следует давать аналогичный комплект дидактических игрушек. Неумение детей этого возраста играть вместе и повышенный интерес к новизне может привести к конфликтам, если игровая ситуация не будет продумана воспитателем.
Организуя предметную деятельность детей, надо следить за тем, чтобы каждый вид дидактического пособия использовался ребенком по назначению; в случае отсутствия у него умения действовать с игрушкой воспитатель обучает его, пользуясь методом пассивных движений. Во избежание утомления детей, длительно занимающихся с одной и той же игрушкой и выполняющих при этом одни и те же заученные действия, следует переключить их на деятельность с другими игрушками.
Обучение новым действиям, их усложнение, переключение на другие виды деятельности — основные моменты организации воспитателем предметной деятельности детей.
Практическая часть.
Содержание проектной деятельности
Этапы и сроки проектной деятельности
1 этап – подготовительный
2 этап – практический
3 этап – заключительный
Подготовительный этап (август – 1 половина сентября)
• изучение понятий, касающихся темы проекта;
• изучение современных требований к содержанию и организации работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста
• диагностика сенсорного развития детей в группе;
• анкетирование родителей;
• анализ полученных результатов, выводы;
• изучение возможности участия родителей в реализации проекта;
• пополнение сенсорной зоны новым оборудованием, играми.
Практический этап (2 половина сентября – 1 половина мая)
Работа с детьми:
• Специально-организованная деятельность детей: игры- занятия.
• Совместная деятельность воспитателя с детьми :
1. Игры в центре сенсорики;
2. Подвижные игры;
3. Игры в центре «Песок-вода»;
4. Наблюдения в природе.
5. Музыкально-спортивные развлечения с элементами сенсорики
Работа с родителями:
• Консультации;
• День открытых дверей;
• Родительское собрание;
• Совместное изготовление дидактического материала.
Заключительный этап (2 половина мая)
• Диагностика детей группы;
• Анализ проведенной работы
Результативность.
• Разработана система сенсорного развития детей раннего возраста;
• Дети получили представления о форме, величине, цвете предметов;
• Научились группировать предметы по заданному признаку;
• Дети освоили навыки действия с предметами домашнего обихода и игрушками, могут определять их положение в пространстве;
• Родители получили необходимые психолого-педагогические знания по сенсорному развитию детей раннего возраста, принимали активное участие в изготовлении пособий и оборудования по сенсорному развитию.
План мероприятий по реализации проекта
Специально организованная деятельность Совместная деятельность Работа с родителями Развлечения
Сентябрь
1. Занятие «Большие и маленькие» цель: научить ребенка чередовать предметы по величине.
2. Занятие «Знакомство с формой предметов» цель: учить детей выполнять простейшие действия с предметами, учитывая их форму.
3. Занятие «Разноцветные матрешки» цель: познакомить детей с основными цветами Игра «Собери бусы»
Игра с дидактическим кубом
Игра «Разноцветное домино» Анкетирование «Актуальность сенсорного воспитания детей раннего возраста»
Октябрь
1. Занятие «Мячик круглый есть у нас» цель: учить выделять предметы круглой формы
2. Занятие «Нанизывание колец на стержень» цель: учить действиям с предметами – собирать пирамидку, совершенствовать координацию движений рук.
3. Занятие «Складывание двухместной матрешки» цель: учить детей сопоставлять предметы по величине, развивать понимание слов «большой», «маленький».
4. Занятие «Машинки по местам» цель: формировать умение действовать с предметами, ориентируясь на их цвет. Подвижные игры с мячом
Игры за дидактическим столом
Игра «Что делают матрешки»
Рисование разноцветных дорожек Консультация «Как и во что играть с детьми» «Что нам осень принесла?»
Ноябрь
1. Занятие «Подбери по цвету» цель: учить чередовать предметы по цвету.
2. Занятие «Что звучит» цель: развивать слуховое восприятие.
3. Занятие «Один -много» цель: знакомить детей с понятиями «один и много».
4. Занятие «Кубик, шарик» цель: формировать умение выбирать предмет с ориентировкой на форму Рассматривание иллюстраций по теме
Игра «Волшебный мешочек»
Игры с дидактическим панно Показ занятия «Геометрическая мозаика» «День матери»
Декабрь
1. Занятие «Цветные квадраты» цель: продолжать учить детей различать форму и цвет предметов.
2. Занятие «Вышивание» (развитие мелкой моторики рук – шнуровки).
3. Занятие «Маша обедает» цель: продолжать учить соотносить предметы по величине.
4. Занятие «Угадай, кто идет» цель: развивать слуховое восприятие Подвижная игра «Воробушки и автомобиль»
Лепка «Колобок»
Игра «Выложи по образцу»
Игра «Выложи дом из палочек» Консультация «Как знакомить детей с величиной предметов» «Здравствуй дедушка мороз, ты нам елочку принес»
Январь
1. Занятие «Что делают матрешки» цель: формировать умение экспериментировать с Игра «Что нам Мишутка привез»
предметами, ориентируясь на их величину.
2. Занятие «Курочка и цыплята» цель: обратить внимание ребёнка на то, что цвет является признаком разных предметов и может служить для их обозначения.
3. Занятие «Круг, квадрат» цель: продолжать учить детей чередовать предметы по форме. Игры с дидактическим панно
Игра «Найди такое же колечко»
Февраль
1. Занятие «Поручение» цель : обучать ребенка различать и называть игрушки, а также выделять их основные качества (цвет, размер). Развивать слуховое восприятие, совершенствовать понимание речи.
2. Занятие «Елочки и грибочки» цель6 продолжать учить детей чередовать предметы по цвету.
3. Занятие «Гуси с гусятами» цель: учить чередовать предметы по цвету, делая выбор элементов двух заданных цветов из пяти предложенных.
4. Занятие «Найди палочку» цель: научить детей выбирать предметы двух заданных цветов из четырех возможных. Закрепить умение группировать предметы по цвету. Знакомить с последовательностью размещения цветов в спектре Подвижная игра «Разноцветные ленточки»
Игра «Волшебный столик»
Игра «Разберем – соберем»
Рисование «Большой – маленький» Памятка для родителей «Что такое сенсорика и почему необходимо ее развивать» «Мы солдаты»
(спортивное развлечение)
Март
1 Занятие «Помоги матрешке найти свои игрушки»
Цель: Закрепление умения группировать однородные предметы и соотносить разнородные предметы по цвету.
2. Занятие «Домики и флажки» цель: Повторить с детьми принцип чередования по форме.
3. Занятие «Шарики и пирамидки» цель: закреплять умение обозначать количество предметов «один – много».
4. Занятие «Колпачки играют в прятки» цель: познакомить детей с особенностями полых предметов разной величины. Игры с дидактическим столом
Игра «Пришей пуговицу»
Экспериментирование «Окраска воды»
Подвижная игра «Найди свой домик» «8 марта»
«Масленица»
Апрель
1. Занятие «Треугольник, квадрат, круг» цель продолжать знакомить детей с формой предметов.
2. Занятие «Что выбрал Петрушка» цель: продолжать учить детей выбирать предметы двух заданных цветов из четырех возможных.
3. Занятие-экспериментирование «На лесной
полянке» цель: предложить детям выбрать колючки для ежика из разных материалов: спички, зубочистки,сосновые иголки и т. п.
4. Занятие «Плывет, плывет кораблик» цель: познакомить детей со свойствами разных предметов (тонет – не тонет) Игра «Встречайте гостей»
Игра «Угадай, что это»
Игра «Узнай птичку
по голосу»
Рассматривание картинки «Весной в лесу»
Рекомендации для родителей «Раннее сенсорное воспитание» «Праздник смеха»
Май
Диагностика детей в группе Подвижная игра «Разноцветные ленточки»
Игра «Волшебный столик»
Игра «Разберем – соберем»
Родительское собрание «Итоги уходящего года: мы выросли» «1 мая»
(спортивное развлечение)
РАННЕЕ СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ
(Консультация для родителей)
Не обязательно быть ученым специалистом в области детской психологии или физиологии, чтобы заметить, какое огромное значение для развития ребенка имеет с самого раннего возраста сенсорное воспитание. Чем скорее и чем лучше выучится ребенок управлять своими органами чувств, тем быстрее и полнее будет его умственное развитие. Насыщение детских представлений разными чувствами и ощущениями – задача вполне осуществимая, ведь у детей сенсорные зоны нервной системы высоко чувствительны ( особенно в раннем возрасте: ведь левое полушарие, отвечающее за логическое, понятийное мышление, развивается лишь к семи годам).
Человек появляется на свет с уже вполне сформированными, но еще не способными к активному функционированию органами чувств. Ребенок может видеть, слышать, ощущать запах, вкус и пр., но пользоваться своими ощущениями ему предстоит еще научиться.
Мария Монтессори, замечательный итальянский педагог и психолог, основоположник сенсорного воспитания детей, считала, что воспитание чувств состоит не в том, чтобы ребенок знал цвет, форму и различные качества предметов, а в том, чтобы он «уточнял свои чувства, упражняя ими внимание, сравнения и высказывая суждения о предметах». «Конечной целью таких упражнений являются не знания, а верные и тонкие пути к нему – навыки распознавания».
Так давайте поможем малышу совершить эту сложную и удивительную работу по «утончению» собственных чувств! Немного времени и фантазии любящей мамы – и в вашем распоряжении уникальный сенсорный материал для занятий с ребенком. Ориентировочный возраст для начала занятий – полтора года.
Материалы для развития (утончения) тактильного чувства
Чем более чуткими оказываются тактильные ощущения ребенка, тем точнее он будет сравнивать, объединять или различать окружающие его предметы и явления, таким образом упорядочивая мышление.
Сенсорная перчатка
Для ее изготовления вам понадобятся шерстяная перчатка и 5 лоскутков тканей (3х2 см, различающихся на ощупь. (В моем случае это – бархат, искусственный мех, шелк, а также кусочек шершавой губки для мытья посуды и кусочек лопнувшего мячика с «пупырышками»). Эти лоскутки пришиваются на кончики пальцев перчатки. А на ладонь я пришила лоскут (6х6 см) из махрового полотенца.
Мама надевает перчатку на руку. Малыш «знакомится» со всеми пальчиками – ощупывает каждый. Мама комментирует: гладкий, пушистый, мягкий, колючий, шершавый и т. д. После этого ребенок закрывает глазки, а мама гладит его по животику или по ножке разными пальчиками. Малыш пытается угадать – какой пальчик его коснулся. Напоследок можно сделать массаж жесткой махровой ладошкой.
Сенсорная дорожка
На лоскут плотной ткани (150х30см) пришиваются пуговицы различного размера и цвета. Ребенок ходит по пуговичной дорожке, тем самым активизируя рецепторы, расположенные на ступнях ног. Кроме того, можно заняться поиском парных пуговиц или покатать машинку между ними.
Когда ребенок подрастет, усложните упражнения для ног. Возьмите несколько подносов. В один из них налейте немного воды, в другой насыпьте крахмал или соду, в третий положите ватные шарики, в четвертый – мех, в пятый – бархатную или наждачную бумагу, в шестой – фасоль. Предложите ребенку, потоптавшись в одном подносе, перейти в другой и спросите, что он при этом чувствует. Повторите хождение, но теперь с завязанными глазами. При этом вместе с малышом сочиняйте историю о том, какие препятствия и неожиданности встретились на пути у маленького путешественника.
Домашняя Песочница
Кроме развития тактильной чувствительности, игры с песком способствуют стабилизации эмоционального состояния ребенка.
Вам понадобятся деревянный или пластиковый ящик (я использовала глубокий поддон от холодильника, чистый просеянный песок (можно купить в магазине стройматериалов пятикилограммовый мешок). Песок должен заполнять ящик на треть. На смоченной водой поверхности песка можно оставлять отпечатки кистей рук (внутренней и внешней стороны, выполнять зигзагообразные и круговые движения пальчиками. При этом нужно прислушиваться к ощущениям, а потом поговорить о них.
Поиграйте с малышом в «кладоискателей». Для этого закопайте в сухой песок различные небольшие металлические предметы (скрепки, пуговицы, обрывки цепочек, шурупы, ключи, крышки от бутылок) и дайте ребенку магнит. Держа магнит, малыш ручкой ныряет в песок и выуживает очередное, прилипшее к магниту, сокровище. Старшим детишкам можно назвать точное количество добываемых сокровищ – заодно тренировка счета.
Материалы для развития и утончения термического чувства, чувства вкуса и обоняния
Очень мало родители уделяют внимания развитию этих чувств в воспитании ребенка. Но тепловое восприятие, развитие и утончение вкуса, различение запахов тоже нуждаются в тренировке. Они готовят ребенка к практической жизни, к углубленному изучению природы.
Баночки с запахами
Я взяла баночки от «киндер – сюрпризов» и вложила вовнутрь различные ароматные наполнители (корица, гвоздика, кофе, жасминовый чай, кусочек мыла, шалфей, ватку, пропитанную духами, пихтовым маслом, соевым соусом, апельсиновую кожуру и др.). Нюхаем баночки, акцентируем внимание на ощущениях (для начала – приятный или неприятный запах; затем расширяем словарный запас – ароматный, кислый, мятный, сладкий, тяжелый, резкий запах). Когда ребенок запомнит, как называется источник аромата, - можно разложить перед ним карточки с изображениями этих предметов (апельсин, духи, мыло и т. д.). Малыш нюхает и ставит баночку возле соответствующей карточки. На третьем этапе ребенок с закрытыми глазами нюхает поднесенную к нему баночку и называет источник.
Что ты съел?
На блюде, покрытом салфеткой, лежат кусочки яблока, груши, виноградина, долька мандарина, банана. Малыш закрывает глаза. Вы кладете ребенку в рот кусочек фрукта и спрашиваете – что он съел?Можно налить в стаканы, например, соки апельсина, вишни, моркови и определять их на вкус. Старшие дети могут провести опыт - какой частью языка мы чувствуем горькое, соленое, кислое и сладкое.
Холодно или горячо?
Малышу, сидящему с закрытыми глазами, капните на ладошку холодной, теплой, горячей водой. Пусть попробует угадать. Дотроньтесь до холодного оконного стекла и теплой печки локтем, тыльной стороной ладони, кончиком носа, щекой. Обратите внимание на различие ощущений.
Походите босиком по полу разного типа: ковру, кафелю, линолеуму, дереву. И после этого определите, какой пол самый холодный, а какой - самый теплый.
Подводя итог, вспомним утверждение М. Монтессори, что ничто не может быть создано интеллектом, чего не было бы раньше в чувстве. Таким образом, развивая сенсорику, мы обогащаем жизнь ребенка настолько, чтобы он смог стать обладателем знания, опыта, возможности наблюдать и тонко чувствовать реальную действительность и претворять ее в творчески–деятельностном самовыражении.
Что такое сенсорика, и почему необходимо ее развивать?
(Памятка для родителей)
Развитие органов чувств у детей 0-3 лет идет очень интенсивно.
Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие.
Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
- является основой для интеллектуального развития
- упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
- развивает наблюдательность;
- готовит к реальной жизни;
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- является основой для развития воображения;
- развивает внимание;
- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Дидактические игры включают в себя сенсорное восприятие ребенка, с одной стороны они учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющее, с другой - принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение. В повседневной жизни ребенок сталкивается с многообразием форм красок- это и любимые игрушки и окружающие предметы. Видит он и произведения искусства- картины, скульптуры, слышит музыку; но если усвоение этих знаний происходит стихийно, без руководства взрослых, оно часто оказывается поверхностным.
Здесь и приходит на помощь сенсорное воспитание -последовательное, планомерное ознакомление детей с сенсорной культурой человечества. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. В раннем детстве накапливаются представления о цвете, форме, величине. Важно, чтобы эти представления были разнообразными. Это значит, что ребенка надо знакомить со всеми разновидностями свойств - всеми цветами спектра, с геометрическими формами- круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, шар, куб, кирпич. Развивать познавательные умения и речевые-
определять цвет, размер, форму предметов путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения. Понимать и использовать в речи слова- названия величин и форм. В среднем дошкольном возрасте у детей формируются сенсорные этапы - устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследование предметов: их группировке по цвету, форме вокруг образцов-эталонов, выполнению все более сложных действий. В качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие-умение разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины. В старшем дошкольном возрасте, при усвоении грамоты большую роль играет фонематический слух- точнее различение речевых звуков- различение восприятия начертания букв. Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребенка в школе.
Обеспечение проектной деятельности
Методическое:
1. «Воспитание сенсорной культуры ребенка» Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер 1988г
2. «Развивающие игры с малышами до трех лет» Т. В. Галанова 1996г
3. «Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования» под ред. Т. Н. Дороновой и Т. И. Ерофеевой 2010г
4. «Первые шаги»Е. О. Смирнова, Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова 2008г
5. Нечаева И. Ю. Система сенсорного развития детей//Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» 2010г №1 С. 58-70
6. «Раннее детство: познавательное развитие» Л. Н. Павлова, Э. Г. Пилюгина, Е. Б. Волосова 2003г
7. Ковалева Л. А. Предметно-развивающая среда в яслях //Воспитатель ДОУ 2008г №1 С. 24-28
8. Важова С. А. Сенсорное воспитание в младшей группе // Воспитатель ДОУ 2008г №11 С. 51-59
9. Ивакина Г. А. Сенсорное воспитание в умственном развитии детей раннего возраста//Воспитатель ДОУ 2010г №1 С. 105-111
10. Гореева С. В. Панно-тренажеры для развития мелкой моторики рук детей раннего возраста//Воспитатель ДОУ 2010г №5 С. 23-26