Светлана Колесникова
Дидактические игры по сенсорному развитию младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сборник дидактических игр по развитию сенсорных представлений «Цвет, форма, размер»
Важно отметить, что в момент демонстрации ребенку игрушки или игры, вы всегда должны соблюдать четыре основных правила, это особенно важно, если ребенок раннего возраста.
1. Всегда находитесь на одном уровне с малышом, во - первых это удобно для ребенка, ведь ему не придется постоянно запрокидывать голову, чтобы видеть вас, а во - вторых это сближает взрослого и малыша, теперь вы в его мире.
Публикация «Дидактические игры по сенсорному развитию младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Средняя группа
- Темочки
2. Всегда находитесь справа от ребенка в момент показа ему какого либо материала, игры и т. п., так как в таком положении ребенок будет хорошо видеть ваши руки, и соответственно то, что вы хотите ему показать.
3. Чем младше ребенок, тем более медленным должен быть показ действий. Не забывайте, что для малыша это целая наука, а обучаемся мы, как правило, постепенно.
4. Любая игра должна сопровождаться речью, речь обогащает игру и ваше общение с малышом. Но здесь есть одно простое правило, необходимо разделять показ и речь. Вы говорите, далее делаете паузу и выполняете действие. Если одновременно показывать и говорить, то малыш отвлекается, постоянно смотрит в вашу сторону, а не на игрушку.
«Непослушные колечки»
Цель. Развивать наглядно – действенное движение рук.
Сначала вместе с малышом снимите колечки со стержня, поиграйте с ними, перемешайте. Затем наденьте на стержень по одному колечку сами, а после предложите ребенку надеть самостоятельно. «Какие не послушные колечки!». Повторить игру несколько раз, пока у ребенка не начнет получаться «Какой, молодец! Справились, и колечки вновь стали послушными»
Дидактическая игра «Пирамидки»
Особенности игры
Игра направлена на формирование величины предметов, независимо от их положения в пространстве. Ребенок во время игры превращает стоящую высокую пирамидку в лежачую. При явном изменении внешнего вида пирамидки и ее положения в пространстве соотношение величины колечек сохраняется неизменным. Задача ребенка - сохранить этот неизменный порядок колец пирамидки при разных вариантах ее положения. Игровые действия позволяют ребенку осознать различия в величине колечек, которые надеваются на палочку.
Прислушиваясь к словам воспитателя, обозначающим величину каждого колечка, и повторяя их, дети лучше воспринимают качества величины. Так подготавливается переход к более дифференцированному восприятию этих качеств.
Игровой материал: одноцветные пирамидки с толстыми кольцами (по числу участников игры, включая воспитателя). Для обозначения центра, к которому сходятся лучи, используется цветок картон кружок. Описание игры
Дети садятся за общий стол и каждый получает по пирамидке. Воспитатель, сидя за столом вместе с детьми, предлагает им поиграть с пирамидками. «Вот стоят пирамидки. Стоят они и на вас смотрят. Надоело пирамидкам стоять, захотелось им полежать. Поможем пирамидкам отдохнуть? - спрашивает детей воспитатель и прелагает, следуя его примеру, снять со своих пирамидок колпачки и поставить их ближе к себе. - Какое у пирамидки колечко наверху, большое или маленькое?» Каждый снимает самое маленькое колечко и придвигает его к своему колпачку. Лежащая пирамидка выкладывается вертикально от края стола к центру, где расположен картонный цветной кружок. Когда все колечки от пирамидок будут сняты и расположены на столе в порядке возрастающей величины, воспитатель показывает, как подравнять ряд колечек, чтобы получился ровный, красивый луч. Эти действия позволяют детям ощутить руками постепенное изменение величины колец.
На столе образуется цветной узор в виде лучей, которые отходят от центра - круга и сужаются по краям стола. Полюбовавшись вместе с детьми этим узором, воспитатель говорит: «А где же наши пирамидки?
Посмотрите, от них остались только палочки да подставочки. Надоело палочкам голыми стоять. Давайте позовем колечки домой и опять поставим пирамидки, как раньше». Теперь перед детьми стоит новая задача - собрать пирамидку. «Какое колечко палочка зовет первым?» - спрашивает воспитатель. «Посмотрите внимательно, как лежит пирамидка, и вспомните, какое колечко у пирамидки в самом низу». Ответы детей воспитатель либо одобряет, либо поправляет. Дети
выбирают самые большие кольца и надевают их на палочки. «А теперь какое кольцо
позовут палочки? - спрашивает воспитатель и, если нужно, подсказывает. -
Большое колечко, но чуть поменьше первого, иди домой». Дети надевают колечки на палочки.
Так постепенно воспитатель и дети собирают свои колечки по убывающей величине. Получаются пирамидки. Поверх колец надеваются колпачки и пирамидки снова становятся высокими.
Правила игры :
Играть дружно, организованно воспроизводить действия, которые показывает воспитатель.
Советы воспитателю: при проведении игры важно четко и правильно называть величину колечка, которое надевается на палочку. Названия величины могут варьироваться: «большое, но чуть поменьше», «еще чуть поменьше», «еще меньше, почти самое маленькое». Показывать каждый раз детям названия величины и следить, чтобы они правильно его повторяли.
Игры с логическими Блоками Дьенеша.
Цель. Развивать наглядно – действенное движение рук.
1. «Найди домик». Коробка для блоков имеет лунки, соответствующие блокам. Самые маленькие математики с удовольствием уберут в «домики» фигуры соответственно их лункам.
2.. «Не глядя». Кладем разные блоки в мешочек и просим, не глядя, то есть на ощупь, распознать и достать блоки определенной формы.
3. «Помоги Мишутке». Выкладываем в общую «кучу» все блоки и просим отделить все круги. Затем – все синие предметы и т. д.
4. «Найди такой же». Показываем один блок и предлагаем найти такой же по толщине (цвету, форме, размеру). Затем – «не такой же».
Более сложный вариант этой игры, - показываем блоки и предлагаем найти «такие же, как этот, блоки» по уже двум свойствам (размер – цвет, например) То есть найди такие же, как этот, блоки – все синие и квадратные.
Еще одна «ступенька вверх» - усложнение критериев поиска. Просим найти все блоки, такие же, как этот, с двумя аналогичными свойствами и одним отличающимися. То есть, например – найти блоки такие же по форме и цвету, но другого размера.
5. «Кто лишний». Предлагаем ребенку несколько предварительно выбранных вами блоков. Один из них должен быть лишним, то есть отличаться по одному свойству. Скажем, три синих блока и один желтый. Предлагаем угадать, что – лишнее и обязательно спрашиваем, почему?
Сравнение по свойствам
1. Если вообразить, что блоки Дьенеша – это угощения для кукол, то можно предложить детям разделить угощение. Скажем, зайки едят только морковки (треугольники или красные блоки, а мишки – только мед (прямоугольные «бочонки» или желтые блоки). Выкладываем весь набор в общую кучу и просим малыша выбрать все угощения, подходящие для зайки и мишки.
Более сложный вариант игры, – взять 4 игрушки - 2 пары похожих, но разного размера. Например, берем двух зайчиков – большого и маленького и двух медведей, большого и маленького. Соответственно, большому медведю малыш должен найти все соответствующее угощение, но бОльшего размера, маленькому – мЕньшего. Также поступаем и для зайчиков. После раскладывания фигур у малыша можно спросить – какие фигуры достались большому медведю? Большие желтые (или большие прямоугольники). А маленькому зайчику?
2. «Цепочки» - выстраивание цепочек, последовательностей блоков (фигур). Просим ребенка выложить цепочку блоков по определенным признакам: все фигуры одинакового цвета или размера. Затем – все фигуры одинакового цвета, но разного размера и т. д.
Игры с палочками Кюизенера
Палочки Кюизенера – это набор счетных палочек, которые еще называют «числа в цвете», "цветными палочками", "цветными числами", "цветными линеечками". В наборе содержатся четырехгранные палочки 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. Разработал Кюизенер палочки так, что палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем большее числовое значение она выражает.
1. Знакомимся с палочками. Вместе с ребенком рассмотрите, переберите, потрогайте все палочки, расскажите какого они цвета, длины.
2. Возьми в правую руку как можно больше палочек, а теперь в левую.
3. Можно выкладывать из палочек на плоскости дорожки, заборы, поезда, квадраты, прямоугольники, предметы мебели, разные домики, гаражи.
4. Выкладываем лесенку из 10 палочек Кюизенера от меньшей (белой) к большей (оранжевой) и наоборот. Пройдитесь пальчиками по ступенькам лесенки, можно посчитать вслух от 1до 10 и обратно.
5. Выкладываем лесенку, пропуская по 1 палочке. Ребенку нужно найти место для недостающих палочек.
6. Можно строить из палочек, как из конструктора, объемные постройки: колодцы, башенки, избушки и т. п.
7. Раскладываем палочки по цвету, длине.
8. "Найди палочку того же цвета, что и у меня. Какого они цвета?"
9. "Положи столько же палочек, сколько и у меня".
10. "Выложи палочки, чередуя их по цвету: красная, желтая, красная, желтая" (в дальнейшем алгоритм усложняется).
Шнуровка
Игра-шнуровка, состоит из крупных бусин и шнурков с наконечниками для удобного нанизывания. Поможет Как любое упражнение на развитие мелкой моторики, игрушка-шнуровка. В наборе всего 30 разных видов бусин-фигурок по 4 штуки каждого вида (одного — 3 штуки и одна чуть-чуть другая по форме, 17 видов геометрических, 2 вида цветов, 11 видов зверей.
Цель: развить мелкую моторику, глазомер, усидчивость, способствует улучшению координации движений. активизирует развитие речи детей раннего возраста.
1. Изучаем цвета.
Фигурки в наборе разных цветов и оттенков, поэтому сначала можно изучить с ребёнком основные цвета, а затем приступать к оттенкам (тёмно-зелёный, светло-зелёный, салатовый и т. д.).
2. Изучаем животных и птиц.
Животных можно рассортировать по разным признакам. Например, даём ребёнку задание отделить диких животных (медведь, зайчик) от домашних (свинка, овечка). Отделяем животных от птиц. Рассортировываем животных по цвету и т. д.
3. «Бусы для Маши»
Одна из главных задач данной игрушки - это научиться нанизывать бусы на шнурок. После того, как дети освоят данное действие, они учатся сами держать шнурок и при этом нанизывать бусы. На самом деле это очень непростая задача для маленьких пальчиков, но при этом мелкая моторика развивается как никогда лучше. Потом ребё нку будет интересно выполнять ваши задания: собирать бусы из фигурок животных или нанизывать только бусины определённого цвета и формы.
4. Игра с бусами «Волшебный мешочек»
Это игра с детскими бусами на развитие мелкой моторики и осязания. Перемешиваем фигурки и складываем их в плотный непрозрачный мешочек. Называем фигурку и просим ребёнка достать её из мешка не глядя. Малыш запускает руку в мешочек и на ощупь ищет нужную фигурку.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Особенности игры
В этой игре дети обучаются рациональным приемам осязательного обследования формы и величины предмета. На собственном опыте они убеждаются в эффективности таких приемов и легко осваивают их. Предлагаемая игра развивает у детей также познавательную активность и способность к целенаправленным усилиям, которые приводят к построению осязательного образа воспринимаемой формы и величины. Успешному решению обучающей задачи способствует игровая ситуация. Игра в прятки - одна из любимых игр малышей. Поэтому данная игра, построенная по этому принципу, соответствует детскому опыту и, как правило, увлекает ребят. Больше всего нравится детям прятать и искать спрятанное. В предлагаемой игре поиск предмета связан с отгадыванием загадки (что спрятано в мешочке, а решение такой задачи требует умственных усилий и познавательной активности. Игра строится таким образом, что все ее участники загадывают одному ребенку загадку и прячут игрушку в мешочек.
Игровой материал: предметы контрастной формы различной величины хорошо знакомые детям. Это могут быть: пирамидка, голыш, грибок деревянный, шар, птичка, рыбка, совочек, кубик, машинка и так далее. Кроме того, нужен мешочек из мягкой, тонкой и непрозрачной ткани, который задергивается на шнуре.
Описание игры :
Перед началом игры воспитатель напоминает детям, как они накануне играли в прядки и спрашивает детей: «Хотят ли они сегодня поиграть в прятки?». «Но прятки будут особенные» - говорит он «Потому что прятаться будут не дети, а игрушки». Воспитатель ставит на стол коробку с игрушками и предлагает детям занять свои места на стульчиках. Потом достает нарядный мешочек, показывает его и говорит: «Мы все вместе выберем какую-нибудь игрушку и положим ее в мешочек. А искать будет тот, кого я назову». Воспитатель объясняет детям, как искать: нужно потрогать руками спрятанный в мешочке предмет через ткань и по форме и величине, на ощупь отгадать, что это такое. Воспитатель достает из коробки 3-4 игрушки, ставит их на стол и задает детям вопросы, направляющая их на зрительное обследование формы и величины предметов: Что это такое? Можно ли в него что-то положить? Что у него есть? (назвать части предмета). Они одинаковые или разные?
Воспитатель подзывает к себе одного из детей и предлагает ему отойти подальше, закрыть глаза и не подглядывать. Далее воспитатель вызывает еще одного ребенка и предлагает ему выбрать игрушку (из 3-4) и положить ее в мешочек. Взрослый затягивает мешочек шнуром, поясняя, что это нужно для того, чтобы предмет не вывалился во время поиска и предлагает позвать ребенка, который стоит с закрытыми глазами.
Ребенок подходит к столу, берет мешочек с игрушкой и начинает через ткань ощупывать ее. Направляя процесс осязательного обследования формы и величины предмета, воспитатель советует ребенку держать предмет в обеих руках, левой - держать и поворачивать, а правой - ощупывать его пальцами. Ребенок выполняет указанные действия и отвечает на вопросы воспитателя, затем называет спрятанный предмет, вынимает его из мешочка и показывает всем. Если он отгадал загадку, то будет награжден аплодисментами. Выбирается новый ребенок и игра продолжается.
Правила игры :
1 .Не подсказывать и не выдавать общего секрета (что спрятано)
2. Не мешать отгадчику самостоятельно разгадывать загадку.
3. Отгадчик должен добросовестно закрывать глаза и не подглядывать, когда прячут игрушки
Игры с вкладышами
Цель. Развитие наглядно - действенного мышление, учится соотносить предметы по величине, развивает координацию движений, наглядно – образного мышления, развития речи
1. «Собери картину»
Картинка-вкладыш представляет собой картинку с вырезанными частями. Нужно найти недостающие кусочки и вложить на свои места, чтобы получилось целостное изображение.
2. «Составление предметных картинок»
Рамки – вкладыши по различным темам: овощи, фрукты, дом, животные, птицы, машины и др.
Эти игры нужно проводить сначала индивидуально с каждым ребенком, затем с небольшой группой детей.
Игры с мозаикой
1. «Подари котику нос, рот.»
Цель: развитие координации движений пальцев ведущей руки, развитие способности запоминать расположение объектов на образце и располагать их на наборном полотне; активизация словаря: «котик», «умывается», «собирается», «носик», «ротик», «ухо».
Оснащение: мозаика; наборное полотно; образец для выкладывания.
Ход игры. Выложите на полотне мордочку кота без носа и рта. Поставьте перед ребенком мисочку с мозаикой. Попросите внимательно посмотреть на мордочку и сказать, чего на ней нет (носа, рта) Предложите ребенку выложить недостающие части из мозаики. После того как он выполнит работу, прочтите стихотворение:
Котик лапкой умывается,
Видно, в гости собирается.
Вымыл носик,
Вымыл ротик,
Вымыл ухо,
Вытер сухо.
Усложнение задания. Возможны различные варианты усложненного задания:
а) ребенок выкладывает картинку по образцу;
6) ребенок самостоятельно выкладывает круглую мордочку кота. На мордочке выкладывает глаза, рот, нос. Спросите ребенка, для чего нужны глаза (смотреть, рот (говорить, есть, петь, пить, нос (дышать).
2. «Почини плюшевого мишку»
Цель: дальнейшее формирование координации движений пальцев ведущей руки (указательного и большого); развитие пространственной ориентации; развитие мышления и зрительного внимания; активизация словаря: «пол», «лапа», «уронили», «оторвали», «брошу», «хороший».
Оснащение: вырезанное из бумаги контурное изображение медведя без одной лапы; наборное полотно; мозаика.
Ход игры. Расскажите ребенку стихотворение
А. Барто:
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу,
Потому что он хороший.
Покажите ребенку изображение медведя, предложите рассмотреть его и рассказать что же случилось с игрушечным мишкой (оторвали лапу). Предложите помочь мишке. Уложите контурного мишку на полотно для выкладывания и попросите малыша выложить из мозаики коричневого цвета вторую лапу.
3.«Наша елка высока»
Цель: дальнейшее формирование умения выкладывать из мозаики фигуры по образцу; активизация мелкой моторики; активизация словаря: «елка», «потолок», «игрушки», «мозаика», «высока», «висят».
Оснащение: наборное полотно; мозаика; контурное изображение елки; елочные игрушки (шары).
Ход игры. Рассмотрите с ребенком елку. Выделите в ней ствол, ветки, макушку. Расскажите, что скоро будет праздник — Новый год. Елку принесут домой и празднично нарядят. Скажите: «Мы с тобой тоже сейчас сделаем елку». Выложите по контуру мозаичное изображение елки. Прочтите стихотворение:
Наша елка высока,
Достает до потолка.
А на ней висят игрушки,
От подставки до макушки.
Е. Ильина
Вспомните с ребенком елочные игрушки Покажите ему елочные шары Рассмотрите их (форму, цвет). Скажите, что у вас сегодня елочными шарами будет мозаика. Попросите ребенка украсить елку шарами из мозаики.
Усложнение задания. Возможны различные варианты усложненного задания,
например, ребенок выкладывает «елочные шары» :
а) по своему желанию,
б) по просьбе взрослого по очереди «Я положу красный шар, а ты какой?».
Игры с прищепками.
Игры с прищепками подразумевают совместную работу взрослого и ребенка. Именно взрослый должен научить малыша как прищепка «открывает» и «закрывает» ротик. После этого необходимо, чтоб ребенок попробовал открыть и закрыть прищепку сам.
В игре «Солнышко» малышу предлагается дополнить фигурную картинку недостающими элементами с помощью прищепок. Например, солнышку добавить лучики, кактусу – колючки, тучке – полосочки дождя, ежику –колючки.
Развивающая настольная игра «На ферме».
Цель. Развивает мелкую моторику, память и тактильные ощущения, формирует понятие размера.
Все дети любят складывать пазлы. Еще бы – ведь так интересно из отдельных кусочков сложить целую картинку.
В игре нужно из больших и прочных элементов - пазлов собрать яркую и красочную ферму. Ребенок узнает, как называются животные, птицы фермы и что они едят. Это очень забавно и поучительно! Ребенок научится классифицировать обитателей фермы. А, выполняя задания на развивающих карточках, подобрать фигурку по ее тени или пришнуровать фигурки в определенной последовательности.