Мария Уколова
Дидактические игры по развитию ЗКР для старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры по развитию ЗКР
для старшей группы
№1
Программное содержание. Развитие представлений о многообразии слов. Знакомство с термином «слово».
Материал. Кукла, мишка, цыпленок, крокодил, слон, заяц, мяч, машина и др. ; корзинка, фишки-призы.
Публикация «Дидактические игры по развитию ЗКР для старшей группы» размещена в разделах
Ход игры
Игра «Назови игрушку». Воспитатель предлагает детям назвать предметы и игрушки, выставленные на столе. Дети поочередно подходят к столу, называют игрушку, берут ее и садятся на место. Воспитатель предлагает поменяться игрушками и назвать их.
Педагог просит детей назвать любые слова, которые они знают. За каждое названное слово ребенок получает фишку.
Игра «Детский мир». Дети называют игрушки, которые можно купить в «Детском мире». За правильные ответы ребята получают фишки. В конце занятия определяется победитель.
№2
Программное содержание. Развитие представлений о слове. Развитие умения сравнивать слова по звучанию (слова звучат по-разному и похоже); измерять их протяженность (длинные и короткие слова).
Материал. Пособие «Звуковые часы», мяч, фишки-призы.
Ход игры
Игра «Назови вкусные слова». Дети называют продукты питания. За каждое правильно названное слово ребенок получает призовую фишку.
Игра «Слова-друзья». Дети встают в круг. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет слово, ребенок в ответ произносит слово, похожее по звучанию (например, галка – палка, речка – печка, каша – Маша, мишка – шишка и т. д.).
Измерение протяженности слов хлопками (по количеству слогов).
Работа со «Звуковыми часами». Слоги можно обозначать фишками или игрушками.
Примечание. Занятия 1, 2 можно проводить как со всей группой детей, так и по подгруппам (по выбору воспитателя).
№ 3
Программное содержание. Знакомство с терминами «слог», «звук». Развитие умения определять количество слогов в словах; интонационно выделять звуки в слове. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком.
Материал. Демонстрационный: фланелеграф, предметные картинки с изображением мяча, кота, рыбы, саней, гусей, машины, коровы, вороны. Раздаточный: фишки-призы.
Ход игры
Работа с фланелеграфом. На фланелеграфе выставлены предметные картинки. Дети называют их и хлопками измеряют количество слогов в словах. Воспитатель знакомит ребят с термином «слог».
Чтение стихотворения. Воспитатель читает детям стихотворение, интонационно выделяя звук ж:
ЛеЖебока рыЖий кот
ОтлеЖал себе Живот
Вот и Ждет рыЖий кот —
МоЖет, миска подползет?
Дети называют слова со звуком ж, которые встретились им в стихотворении, интонационно выделяя звук голосом. Затем они произносят любые другие слова со звуком ж. За каждый правильный ответ дети получают фишки-призы.
№ 4
Программное содержание. Развитие умения определять количество слогов в словах; интонационно выделять заданный звук в слове. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком.
Материал. Демонстрационный: фланелеграф, предметные картинки с изображением кота, лисы, медведя, зайца. Раздаточный: фишки-призы.
Ход игры
Работа с фланелеграфом. На фланелеграфе выставлены картинки с изображением животных. Дети называют их и подбирают слова, обозначающие детенышей животных, и измеряют количество слогов в них. Например: ли-ca, ли-се-нок и т. п.
Чтение стихотворения. Воспитатель читает стихотворение, интонационно выделяя звук с:
Спит Спокойно Старый Слон.
Стоя спать умеет он.
С. Маршак
Дети называют слова со звуком с, интонационно выделяя его голосом.
Игра «Назови слова». Дети называют слова, начинающиеся со звука с. В конце игры определяется победитель.
№ 5
Программное содержание. Освоение звукового анализа слов; составление схемы звукового состава слова; определение количества слогов в словах. Знакомство с графической записью слогов.
Материал. Демонстрационный: лоска, мел, картинка-схема слова мак, фишки нейтрального серого цвета, указка. Раздаточный: картинки-схемы слова мак, фишки серого цвета, указки, листы бумаги, карандаши, фишки-призы.
Ход игры
Составление схемы звукового состава слова. Воспитатель рассказывает детям сказку о том, как маленькая девочка Катя заблудилась в лесу, и о том, как волшебное слово ау помогло ей найти друзей. Воспитатель мелом на доске графически изображает последовательность звуков в слове ау. Дети по очереди произносят слово, проводя указкой под клеточками. Воспитатель сообщает ребятам «секрет» : сколько звуков, столько и «домиков» (клеточек).
Звуковой анализ слова «мак». Дети последовательно выделяют первый, второй и третий звуки в слове, интонационно выделяя их и выкладывая фишки серого цвета на картинки-схемы. При этом один ребенок работает у доски, остальные – на местах.
Игра «Телеграф». Воспитатель произносит одно-, двух-, трех-, четырехсложные слова, а дети «передают их по телеграфу», отхлопывая или отстукивая количество слогов. Дети на листочках графически записывают слова по слогам:
(Если кому-то из детей трудно сразу перейти к графической записи слогов, можно сначала использовать заместители.)
Затем педагог меняется с детьми ролями.
Примечание. Начиная с задания 5, обучение проводится по подгруппам.
№ 6
Программное содержание. Освоение звукового анализа слов. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком.
Материал. Демонстрационный: доска, картинка-схема слова дом, указка, фишки серого цвета. Раздаточный: картинки-схемы слова дом, указки, фишки серого цвета, фишки-призы.
Ход игры
Чтение потешки. Воспитатель читает потешку, интонационно выделяя голосом звук г:
Горкой, Горкой, Горочкой
Шел маленький ЕГорочка.
Протоптал ЕГорочка
Тропочку до Горочки.
Дети повторяют потешку, интонационно выделяя звук г. Затем называют несколько слов со звуком г (6—10 слов).
Звуковой анализ слова «дом». Один ребенок работает у доски, остальные – на местах.
Игра «Живые звуки». К доске выходят три ребенка, каждый из них будет обозначать один из звуков слова дом. Воспитатель предлагает им выполнить различные задания, например: «Звук д, назови свою пару (дь). Звук о, спой свою песенку. Звук м, хлопни в ладоши».
Игра «Назови слова со звуками д, дь». Воспитатель обращает внимание детей на то, что звуки д и дь похожи, но звук д— это старший братец, а звук дь — младший братец. Педагог предлагает ребятам придумать слова с этими звуками. За каждый правильный ответ они получают фишку. В конце игры определяется победитель
№ 7
Программное содержание. Освоение звукового анализа слов. Сравнение слов по звуковому составу (уметь находить одинаковые и разные звуки в словах). Знакомство со смыслоразличительной функцией звука. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком.
Материал. Демонстрационный: доска, указка, картины-схемы слов дом и дым, фишки серого цвета. Раздаточный: картинки-схемы слов дом и дым, указки, фишки серого цвета, фишки-призы.
Ход игры
Звуковой анализ слова «дым». Один ребенок работает у доски, остальные – на местах.
Дети на слух определяют «волшебный» звук в этом слове – звук, который можно пропеть, при произношении которого во рту не встречаются преграды (гласный ы).
Игра «Живые звуки». Слово дым (см. занятие 6, старшая группа).
Сравнение звукового состава слов «дом» и «дым». Дети находят одинаковые (д, м) и разные звуки в словах (о, ы). Воспитатель обращает внимание детей на то, что при замене одного звука в слове меняется его смысл.
Игра «Назови слова со звуками м и мь».
№ 8
Программное содержание. Освоение звукового анализа слов. Знакомство со смыслоразличительной функцией звука. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком.
Материал. Демонстрационный: доска, указка, картинка-схема слова лук, фишки серого цвета. Раздаточный: картинки-схемы слова лук, указки, фишки серого цвета, фишки-призы.
Ход игры
Звуковой анализ слова «лук». У доски по очереди работают трое детей, остальные – на рабочих местах. Во время выполнения упражнения воспитатель следит за синхронным движением указки при вычленении звуков в слове.
Игра «Живые звуки». Слово лук (см. занятие 6, старшая группа). Дошкольники учатся давать задания детям-«звукам».
«Найди заблудившийся звук». Воспитатель читает детям стихотворение и предлагает определить, какой звук «заблудился» :
Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
«Там ползет зеленый лук (жук)
С длинными усами».
А. Шибаев Игра «Назови слова со звуками л и ль». Воспитатель фиксирует внимание детей на произнесении звуков л и ль.
№ 9
Программное содержание. Освоение звукового анализа слов. Знакомство со смыслоразличительной функцией звука. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком.
Материал. Демонстрационный: доска, указка, картинка-схема слова лес, фишки серого цвета, мяч. Раздаточный: картинки-схемы слова лес, указки, фишки серого цвета, фишки-призы.
Ход игры
Игра «Назови пару». Дети встают в круг. Воспитатель называет твердый звук и бросает ребенку мяч, ребенок произносит мягкий звук и возвращает мяч (б – бь, м – мь, в – вь и т. д.). Затем педагог называет мягкий звук, а ребенок – твердый (пь – п, сь – с, рь – р и т. д.).
Звуковой анализ слова «лес». Один ребенок работает у доски, остальные – на местах. Дети на слух определяют «волшебный» звук (гласный э).
Игра «Живые звуки». Слово лес. Задания «звукам» дают дети.
Игра «Какой звук заблудился».
На пожелтевшую траву
Роняет лев (лес) свою листву.
А. Шибаев
Игра «Назови слова». Воспитатель предлагает детям отправиться в магазин и купить продукты, в названиях которых есть звуки с и сь. Ребята сначала называют слова со звуком с, затем – со звуком сь.
№ 10
Программное содержание. Освоение звукового анализа слов; определять протяженность слов и составлять их графическую запись. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком.
Материал. Демонстрационный: доска, указка, картинка-схема слова кит, фишки серого цвета, мел. Раздаточный: картинки-схемы слова кит, указки, фишки серого цвета, листы бумаги, карандаши, фишки-призы.
Ход игры
Игра «Телеграф». Деление двух-, четырехсложных слов на слоги.
Дети на листочках графически записывают слова по слогам:
(См. № 5, старшая группа.)
Звуковой анализ слова «кит». У доски по очереди работают три ребенка. Дети на слух определяют «волшебный» звук (гласный звук и).
Игра «Живые звуки». Слово кит. Задания «звукам» дают дети.
Игра «Построим дом». См. занятие 14, средняя группа.
№ 11
Программное содержание. Знакомство с гласными звуками. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком.
Материал. Демонстрационный: доска, указка, картинки-схемы слов мак, дом, дым, лук, лес, кит, фишки красного цвета, фишки серого цвета. Раздаточный: фишки-призы.
Ход игры
Выделение гласных звуков в словах. Воспитатель вывешивает на доску картины-схемы слов мак, дом, дым, лук, лес, кит и предлагает детям найти в каждом слове «волшебные» звуки, которые можно громко крикнуть, пропеть, потянуть и при произнесении которых во рту не встречаются преграды. Ребята называют «волшебные» звуки: а, о, ы, у, э, и. Воспитатель объясняет, что это гласные звуки (они произносятся с голосом) и на схемах их обозначают красными фишками. На картинах-схемах дети обозначают гласные звуки красными фишками.
Воспитатель обобщает ответы детей и сообщает, что в русском языке шесть гласных звуков: а, о, ы, у, э, и.
Игра «Назови слова». Воспитатель предлагает детям собрать в мамину сумку продукты, сначала те, в названии которых есть звук к, затем те, в названии которых есть звук кь.
№ 12
Программное содержание. Освоение звукового анализа слов. Развитие представлений о гласных звуках. Знакомство со слогообразующей функцией гласного звука. Развитие умения отличать гласные звуки от согласных. Обучение умению проводить графические линии по внешнему контуру предмета и в пространстве около него.
Материал. Демонстрационный: доска, указка, картинка-схема слова роза, фишки серого и красного цветов. Раздаточный: картинки-схемы слова роза, фишки серого и красного цветов, указки, рабочие тетради, фломастеры, ручки, карандаши.
Ход игры
Звуковой анализ слова «роза». Воспитатель подчеркивает, что впервые разбирается слово, состоящее из четырех звуков.
Дети находят в слове роза гласные звуки и обозначают их красными фишками. Остальные звуки они обозначают серыми фишками. Затем ребята повторяют характеристику гласного звука.
Дети определяют количество слогов в слове роза и называют гласные звуки. Воспитатель сообщает правило: сколько гласных звуков в слове, столько и слогов.
Игра «Живые звуки». Слово роза. Задания детям-«звукам» дает воспитатель.
Игра «Найди гласный звук». Воспитатель называет гласные и согласные звуки. Дети характеризуют звуки (гласный или не гласный) и показывают красную или серую фишки.
Работа в тетради.
№ 27
Программное содержание. Развитие способности проводить звуковой анализ слов; качественно характеризовать звуки; выделять ударный звук в слове. Закрепление представлений о смыслоразличительной роли звука. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. Обучение умению проводить графические линии в пространстве рабочей строки.
Материал. Демонстрационный: доска, указка, четырех звуковая схема слова, фишки красного, синего, зеленого и черного цветов. Раздаточный: четырех звуковые схемы слов, указки, фишки красного, синего, зеленого и черного цветов, фломастеры, ручки, карандаши, рабочие тетради.
Ход игры
Звуковой анализ слова «жуки». Дети определяют ударный гласный звук.
Воспитатель сообщает детям «секрет» : согласный звук ж – всегда твердый, он не имеет мягкой пары.
Игра «Какой звук заблудился?».
Врач напомнил дяде Мите:
– Не забудьте об одном:
Обязательно примите
Десять цапель (капель) перед сном.
А. Шибаев
Игра «Цепочка слов». Первое слово в цепочке– лес. (См. № 18, старшая группа.)
Работа в тетради.
№ 28
Программное содержание. Развитие способности проводить звуковой анализ слов и качественно характеризовать звуки. Освоение умения выделять ударный звук в слове. Закрепление представлений о смыслоразличительной роли звука. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. Обучение умению проводить графические линии в пространстве рабочей строки.
Материал. Демонстрационный: доска, указка, картинка-схема слова мишка, фишки красного, синего, зеленого и черного цветов. Раздаточный: пятизвуковые схемы слов, указки, фишки красного, синего, зеленого и черного цветов, фломастеры, ручки, карандаши, рабочие тетради, фишки-призы.
Ход занятия
Звуковой анализ слова «мишка». Воспитатель обращает внимание детей на то, что они впервые разбирают слово, состоящее из 5 звуков. Дети ставят ударение в слове.
Игра «Живые звуки». Слово мишка.
Игра «Какой звук заблудился?».
Говорят, один рыбак
В речке выловил башмак.
Но зато ему потом
На крючок попался дом (сом!
А. Шибаев
Игра «Назови слова со звуками г и гь».
Работа в тетради.
№ 29
Программное содержание. Развитие способности проводить звуковой анализ слов и качественно характеризовать звуки. Освоение умения выделять ударный звук в слове. Закрепление представлений о смыслоразличительной роли звука. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. Обучение умению проводить графические линии в пространстве рабочей строки.
Материал. Демонстрационный: доска, указка, картинка-схема слова мышка, фишки красного, синего, зеленого и черного цветов. Раздаточный: пяти звуковые схемы слов, указки, фишки красного, синего, зеленого и черного цветов, фломастеры, ручки, карандаши, рабочие тетради, фишки-призы.
Ход игры
Звуковой анализ слова «мышка». Проставление ударения.
Сравнение слов «мышка» и «мишка». Дети сравнивают слова по звуковому составу: определяют одинаковые (ш, к, а) и разные звуки (м, мь, ы, и).
Игра «Какой звук заблудился?».
Мы собирали васильки.
На головах у нас – щенки (венки).
А. Шибаев
Игра «Цепочка слов». Первое слово в цепочке – лук. (См. № 18, старшая группа.)
Работа в тетради.
№ 30
Программное содержание. Развитие способности проводить звуковой анализ слов и качественно характеризовать звуки. Освоение умения выделять ударный звук в слове. Закрепление представлений о смыслоразличительной роли звука. Развитие способности соотносить слова, состоящие из трех, четырех, пяти звуков, с заданными схемами.
Материал. Демонстрационный: доска, указка, мел, трех-, четырех-, пяти звуковые схемы слов, фишки красного, синего, зеленого и черного цветов, предметные картинки, на которых изображены лес, душ, мыло, коза, мишка, кукла. Раздаточный: трех-, четырех-, пяти звуковые схемы слов, указки, фишки красного, синего, зеленого и черного цветов, фломастеры, ручки, карандаши, рабочие тетради.
Ход игры
Звуковой анализ слова «слива». Проставление ударения.
Игра «Живые звуки». Слово слива.
Игра «Какой звук заблудился?».
Жучка будку (булку) не доела:
Неохота, надоело…
А. Шибаев
Игра «Подбери картинку». На доске предметные картинки, внизу– схемы слов, состоящих из 3–5 клеток (звуков). Дети называют картинки, соотносят количество звуков в них со схемами и стрелками соединяют картинки и схемы.
Работа в тетради.
№ 31
Программное содержание. Развитие способности проводить звуковой анализ слов и качественно характеризовать звуки. Освоение умения выделять ударный звук в слове. Закрепление представлений о смыслоразличительной роли звука. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. Обучение умению проводить графические линии в пространстве рабочей строки.
Материал. Демонстрационный: доска, указка, пятизвуковая схема слова, фишки красного, синего, зеленого и черного цветов. Раздаточный: пятизвуковые схемы слов, указки, фишки красного, синего, зеленого и черного цветов, фломастеры, ручки, карандаши, рабочие тетради, фишки-призы.
Ход игры
Звуковой анализ слова «замок». Дети определяют ударный гласный звук и его место в слове. Затем переносят ударение на первый слог и произносят получившееся слово. Воспитатель рассказывает о смыслоразличительной роли ударения.
Игра «Какой звук заблудился?».
Сели в ложку (лодку) и – айда!
По реке – туда, сюда…
А. Шибаев
Игра «Назови слова со звуком й». Воспитатель предлагает детям назвать слова со звуком й в середине слова. (Чайка, майка, лейка, маяк, пьет, клюет)
Работа в тетради.
№ 32
Программное содержание. Развитие способности проводить звуковой анализ слов и качественно характеризовать звуки. Освоение умения выделять ударный звук в слове. Закрепление представлений о смыслоразличительной роли звука. Развитие способности соотносить слова, состоящие из трех, четырех, пяти звуков, с заданными схемами. Обучение умению проводить графические линии в пространстве рабочей строки.
Материал. Демонстрационный: доска, указка, пятизвуковая схема слова, фишки красного, синего, зеленого и черного цветов, картинка с изображением поезда с тремя вагонами (рис. 10). Раздаточный: пяти звуковые схемы слов, указки, фишки красного, синего, зеленого и черного цветов, фломастеры, ручки, карандаши, рабочие тетради.
Ход игры
Звуковой анализ слова «лейка». Дети определяют ударный гласный звук и его место в слове. Затем переносят ударение на другой слог и произносят получившееся слово. Потом ребята исправляют ошибку.
Игра «Погрузим продукты в поезд». Воспитатель предлагает детям «погрузить» продукты в поезд (соль, мука, сахар). При этом количество звуков в словах – названиях продуктов должно соответствовать количеству окошек в вагоне.
Рис. 10
Детям сильной подгруппы можно предложить придумать другие слова – названия продуктов. Игра «Какой звук заблудился?».
Мама с бочками (дочками) пошла
По дороге, вдоль села.
А. Шибаев
Работа в тетради.
№ 33
Программное содержание. Развитие способности проводить звуковой анализ слов и качественно характеризовать звуки. Освоение умения выделять ударный звук в слове. Развитие способности соотносить слова, состоящие из 3–5 звуков, с заданными схемами. Обучение умению проводить графические линии в пространстве рабочей строки.
Материал. Демонстрационный: доска, указка, пяти звуковая схема, фишки красного, синего, зеленого и черного цветов, картинка с изображением поезда с тремя вагонами (в первом вагоне три окошка, во втором – четыре, в третьем – пять). Раздаточный: пяти звуковые схемы слов, указки, фишки красного, синего, зеленого и черного цветов, фломастеры, ручки, карандаши, рабочие тетради.
Ход игры
Звуковой анализ слова «речка». Дети определяют ударный гласный звук и его место в слове. Затем переносят ударение на другой слог и произносят получившееся слово. Потом исправляют ошибку.
Воспитатель сообщает детям «секрет» : согласный звук ч — всегда мягкий, он не имеет твердой пары.
Игра «Живые звуки». Слово речка.
Игра «Погрузим продукты в поезд». Воспитатель предлагает «погрузить» в вагоны овощи и фрукты (лук, репа, дыня, слива, груша). При этом количество звуков в названиях овощей и фруктов должно соответствовать количеству окошек в вагоне.
По желанию детей игру можно продолжить, подбирая другие названия овощей и фруктов, состоящие из 3–5 звуков.
Работа в тетради.
№ 34
Программное содержание. Повторение и закрепление пройденного материала.
Материал. Демонстрационный: пяти звуковая схема слова, указка, фишки красного, синего, зеленого и черного цветов. Раздаточный: пяти звуковые схемы слов, указки, фишки красного, синего, зеленого и черного цветов, фломастеры, ручки, карандаши, рабочие тетради, фишки-призы.
Ход игры
Звуковой анализ слова «школа». Дети определяют ударный гласный звук и его место в слове. Затем переносят ударение на другой слог и произносят получившееся слово. Потом исправляют ошибку.
Разнообразные словесные игры (по желанию детей).
Работа в тетради.