Анастасия Черемных
Дидактические игры по развитию речи «Новогодний праздник»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Игра «Новогодние приготовления»
Цель: Активизация и актуализация словаря по теме «Новогодний праздник». Совершенствование навыка составления рассказа по серии картин. Совершенствование грамматического строя речи.
Ход игры:
Педагог просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.
1. Ответить на вопросы:
Какой приближался праздник?
Как ты думаешь, кто купил елку и поставил её в комнате?
Публикация «Дидактические игры по развитию речи „Новогодний праздник“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Новый Год в детском саду
- Новый год. Сценарии новогодних праздников
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Расскажи, какая была ёлка.
Кто пришёл украшать ёлку? Придумай имена детям.
Чем дети украсили ёлку?
Для чего в комнату принесли лестницу?
Что прикрепила к макушке ели девочка?
Куда дети посадили игрушечного деда мороза?
2. Составить рассказ.
Образец рассказа «Новогодние приготовления».
Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.
«Приближался новогодний праздник. Папа купил высокую, пушистую, зелёную елку и поставил ее в зале. Павел и Лена решили украсить елку. Павел достал коробку с елочными игрушками. Дети повесели на елку флажки и разноцветные игрушки. Лена не могла дотянуться до макушки ели и попросила Павла принести лестницу. Когда Павел установил лестницу около ели, Лена прикрепила к макушке ели золотую звезду. Пока Лена любовалась наряженной елкой, Павел побежал в кладовую и принес коробку с игрушечным дедом морозом. Дети посадили деда мороза под ёлку и довольные убежали из зала. Сегодня родители повезут детей в магазин выбирать для новогоднего карнавала новые костюмы.»
2. Игра «Собери елочные игрушки»
Цель: различать основные цвета; правильно их называть, согласовывать имя существительное с прилагательным в роде.
Оснащение: сюжетная и предметные картинки
Ход игры: подготовьтесь к игре заранее. Вырежьте елочные игрушки и разложите их на елке на сюжетной картинке.
Предложите ребенку рассмотреть сюжетную картинку. Спросите: «Что делают дети?» (Снимают игрушки с елки.) «Куда они складывают елочные игрушки?» (В коробки.)
Попросите ребенка назвать цвет каждой коробки. (Синяя коробка, красная коробка.) Следите за тем, чтобы он согласовывал имена существительные с прилагательными в роде.
Предложите ребенку помочь детям сложить елочные игрушки в коробки. Попросите его переложить лежащие на елке игрушки на соответствующие нарисованные коробки. Поставьте условие: «Игрушки красного цвета нужно сложить в коробку такого же, красного цвета».
Усложнение возможно за счет увеличения количества вариантов выполнения задания:
игрушки красного цвета — в синюю коробку;
игрушки синего цвета — в желтую коробку;
в каждую коробку — по одной игрушке каждого цвета.
Когда ребенок выполнит задание, предложите ему рассказать, какие игрушки и какого цвета он «сложил» в коробку.
3. Игра «Длинный — короткий»
Чему учится ребенок: различать величину предметов; правильно ее называть (длинный, короткий); согласовывать имена существительные с прилагательными в роде и числе.
Оснащение: сюжетная и предметные картинки
Ход игры: покажите ребенку сюжетную картинку. Предложите ему помочь Снегурочке нарядить две новогодние елки (высокую и низкую).
Рассмотрите вместе предметные картинки с изображением елочных украшений. Попросите ребенка назвать их. Предложите ему определить величину каждого предмета и назвать ее (длинные бусы — короткие бусы, длинная цепочка — короткая цепочка, длинная гирлянда — короткая гирлянда).
Предложите ребенку помочь Снегурочке — провести линию цветным карандашом от длинных елочных украшений к высокой елке, а от коротких елочных украшений — к низенькой елочке.
4. Игра «Подскажи словечко»
Цели: развивать слуховое внимание, чувство рифмы
Ход игры. Воспитатель читает стихотворение, дети слушают и договаривают последнее слово.
Он и добрый, он и строгий,
Бородою весь зарос,
К нам спешит сейчас на праздник,
Кто же это?. {Дед Мороз)
Если лес укрыт снегами.
Если пахнет пирогами.
Если ёлка в дом идет,
Что за праздник?. (Новый год)
Ей не нужна горячая печурка,
Мороз и холод — всё ей нипочём.
Привет всем шлет веселая. (снегурка).
Её мы тоже к нам на праздник ждем.
Зимой, в часы веселья
Вишу на яркой ели я.
Стреляю, точно пушка,
Зовут меня. (хлопушка).
Мчусь, как пуля, я вперёд,
Лишь поскрипывает лёд,
Да мелькают огоньки.
Кто несет меня?. (Коньки)
Появился во дворе
Он в холодном декабре!
Неуклюжий и смешной.
У катка стоит с метлой.
К ветру зимнему привык
Наш приятель. (снеговик)
Ног от радости не чуя,
С горки снежной вниз лечу я?
Стал мне спорт родней и ближе
Кто помог мне в этом?.
Взял дубовых два бруска,
Два железных полозка.
На бруски набил я планки,
Дайте снег! Готовы. (санки).
5. Игра «Назови ласково»
Цель: учить образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Шар - шарик, шарики.
Звезда - звёздочка, звездочки.
Бусина - бусинка, бусинки.
Фонарь - фонарик, фонарики.