Татьяна Калистратова
Дидактические игры по ФЭМП
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие конструктивных способностей и ориентировка в ограниченном пространстве.
• «Рисуем палочками». Выкладывание фигур из счетных палочек, геометрических фигур (сначала по образцу (см. фото).
Усложнение: выложить заданную фигуру из заданного количества палочек, геометрических фигур. (Например, детям необходимо построить лодку из шести счетных палочек, но дети считают в пределах трех. Инструкция: «Возьмите три палочки, и еще три. Теперь из этих палочек постройте лодку)
Темочки:
- Дидактические игры для детей. ВСЕ игры
- Дидактические игры. Проекты
- Математика, логика и сенсорика. Игры, дидактические пособия
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Модель трёх вопросов. Образовательная технология
- Темочки
• «Математический диктант». Диктант выполняется с помощью счетных палочек.
• Выложить (нарисовать) предмет, используя заданную фигуру.
Развитие ориентировки в пространстве.
• «Робот» Дети выполняют инструкции: «Пройди три шага вперед; один назад; два в право.»
• «Стрелочка». Дети стоят в кругу, в центре — ведущий с соединенными руками «стрелочкой». Начиная двигаться, дети произносят: «Мы по кругу идем, тот кто справа назовет.» (свое имя ласково, слова по лексической теме, вежливые слова.). Рекомендуется переходить на понятие «слева» только после точного усвоения правой стороны, а это может занять несколько месяцев. Эту игру рекомендуется проводить в режимные моменты (перед приемом пищи).
• «Далеко-близко». Проговаривать понятия далеко-близко, вперед-назад, высоко-низко, широкий-узкий, снаружи-внутри с использованием движений. Усложнение: «Покажи и скажи наоборот».
• «Живая фигура». Дети выстраиваются в определенную фигуру по инструкции «Ваня, встань в центр комнаты (обозначен предметом, Вова, встань так, чтобы Ваня стоял сзади тебя. Какая фигура получилась?». Усложнение. Дети выстраиваются по изображенному образцу.
• Подвижная игра «Кошки-мышки». Дети стоят в кругу, образуя «мышеловку». «Мыши» пробегают через мышеловку. Вопросы: «Где мыши (внутри мышеловки, А где остальные (снаружи)».
• «Трик-трак — это не так». Я буду называть ширину, высоту, толщину предметов, а вы будете внимательно слушать каждое слово. Если я скажу неправильно, вы должны сказать: «Трик-трак — это не так». А на вопрос: «А как?» вы ответите правильно.
Змея тоньше, чем гусеница; Настя выше Ромы; лист альбома шире, чем лист блокнота; медведь ниже зайца; куст выше, чем дерево; журнал толще книги (в некоторых случаях могут возникнуть спорные ответы, которые нужно поощрять: книга может быть и толще, и тоньше журнала.).
Деление детей на пары.
• «Найди пару». Дети «вслепую» выбирают карточку с изображением геометрической формы (как бесцветной, так и цветной, с количественным изображением или цифрами. Детям необходимо найти пару и объяснить свой выбор.
• «Встаньте парами, если вы разные»-по форме, цвету, количеству.
Закрепление частей суток, дней недели, времен года, месяцев года.
• «Живая неделя», «Живой год», «Времена года», «Части суток». На начальных этапах необходимо использовать карточки - «подсказочки» (символы, цифры, буквы).Дети выбирают карточки «вслепую» и выстраиваются в необходимом порядке (см. фото).
Игры в парах.
«Четвертый лишний» (времена года (зима, весна, лето, утро., месяцы года (март, апрель, май, декабрь., дни недели (понедельник, вторник, среда, лето.). На начальных этапах в роли ведущего выступает воспитатель, в последующих —интеграция сотрудничества «ребенок-ребенок».
• «Какой месяц пропал?»(декабрь-январь-март.)
Состав числа, количество, цифры.
• «Найди цифру»(приложи цифру). На картоне изображены предметные картинки с определенным количеством. Детям необходимо соотнести количество с цифрой. Если карточки за ламинировать или обклеить скотчем, то искомую цифру или количество можно вписывать маркером для доски. Так как ребенок может легко исправить ошибку, то у ребенка появляется успешность (см. Фото).
• «Состав числа». Детям необходимо вписать (или выложить природный материал) необходимое количество (или цифру) в деформированный состав числа.
• «Живой состав числа». Детям предлагается разделиться на группы с заданным количеством. Затем представить свое число, взявшись за руки или отделившись. (5 это 2 и 3.)
Решение арифметических примеров на основе совместно-индивидуальной формы организации.
Эта работа используется как итоговая по лексической теме. Необходимо разделить детей на несколько групп (в зависимости от индивидуальных способностей). Каждая группа выбирает в качестве опознавательного знака геометрическую фигуру. Воспитатель изготавливает детали для аппликативной работы и вписывает в них примеры. Дети в течении недели (каждая подгруппа решает только свои примеры) вписывают ответы, при подсчете используют счетные палочки, карандаши. В конце недели дети составляют коллективную аппликативную работу на большом листе бумаги, дополняя ее деталями для завершенности работы.