Папки-передвижки

Дидактические игры на уроках чтения в начальной школе с детьми с ОВЗ

светлана соловьева
Дидактические игры на уроках чтения в начальной школе с детьми с ОВЗ

Большое влияние на развитие познавательной деятельности учащихся оказывает дидактическая игра. В результате систематического ее использования у детей развиваются подвижность и гибкость ума, формируются такие качества мышления, как сравнение, анализ и т. д. игры построенные на материале различной степени трудности, дают возможность осуществлять дифференцированный подход к обучению детей с разным уровнем знаний. («Буква заблудилась», «Живые слова», «Тим-Том» и т. п.)

Публикация «Дидактические игры на уроках чтения в начальной школе с детьми с ОВЗ» размещена в разделах

Поскольку в определении личностно-ориентированного обучения подчеркивается необходимость учета особенностей его субъектов, то для меня, как педагога становится актуальной проблема дифференциации детей.

На мой взгляд, дифференциация необходима по следующим причинам:

• разные стартовые возможности детей;

• разные способности, а с определённого возраста и склонности;

• для обеспечения индивидуальной траектории развития.

Традиционно в основе дифференциации лежал подход по принципу «больше-меньше», при котором лишь увеличивался объём предлагаемого ученику материала – «сильные» получали задание больше, а «слабые» – меньше. Такое решение проблемы дифференциации не снимало саму проблему и приводило к тому, что способные дети задерживались в своём развитии, а отстающие не могли преодолеть трудностей, возникавших у них при решении учебных задач.

Создать благоприятные педагогические условия для развития личности ученика, его самоопределения и самореализации помогла технология уровневой дифференциации, которую я применяю на своих уроках.

Способы дифференциации:

1. Дифференциация содержания учебных заданий:

• по уровню творчества;

• по уровню трудности;

• по объёму.

2. Использование разных приёмов организации деятельности детей на уроке, при этом содержание заданий является единым, а работа дифференцируется:

• по степени самостоятельности учащихся;

• по степени и характеру помощи учащимся;

• по характеру учебных действий.

Мною были сгруппированы дидактические игры по признаку степени участия в них творческого компонента, как главной составляющей личностно – ориентированного подхода на уроках чтения.

1. задания по формированию умений сравнивать, анализировать, доказывать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать;

2. задания различного уровня сложности: репродуктивного, преобразующего, творческого;

3. задания с проблемными вопросами;

4. задания на развитие воображения и творчества;

Примеры дидактического материала для уроков чтения

1. Задания по формированию умений сравнивать, анализировать, доказывать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать.

«Солнышко».

В центре – тема, которую необходимо осветить, лучи – раскрытие темы. Использовать данный приём можно

- после прослушивания сведений о творчестве писателя,

- указывая черты характера литературного героя,

- анализируя деятельность автора, литературного героя и т. д.

Например, тема – Том Сойер, «лучи» – черты характера;

«Гроздь».

В «ягоды» винограда вписываются черты характера литературного героя и т. д.

Использовать данный приём можно

- после прослушивания сведений о творчестве писателя,

- указывая черты характера литературного героя,

- анализируя деятельность автора, литературного героя и т. д.

Например, Л. Пантелеев «Трус» 2 класс Тема: «Черты характера главного героя»

Игры – загадки

Игра «Угадай».

Оборудование: карточки с предложениями, в которых нет концов слов.

Содержание игры : дети выбирают карточку и пробуют прочитать предложение.

Например: Мы с пап сегод пош в ки.

По опорным словам отгадать название рассказа (сказки).

Например:

Курица, утёнок, собака («Пиковая Дама»)

Зайчик, бобр, выдра («Листопадничек»)

Собака, хозяйка, щенки («Малька провинилась»)

Игра «Откуда я?».

Учитель показывает предметы или сюжетные картинки из изученных произведений. Дети должны отгадать произведение и рассказать кратко, о чём этот рассказ, или прочитать наизусть стихотворение.

Игра «Угадай название сказки».

Учитель зачитывает отрывки из сказок.

Учащиеся должны отгадать автора сказки и название, (команд может быть несколько)

Пример: «Колыбельку сделали из блестящей лакированной скорлупки грецкого ореха. Вместо перинки положим несколько фиалок, а вместо одеяльца - лепесток розы».

(Г. X. Андерсен «Дюймовочка»).

Игра «Цветик - семицветик» по теме «Устное народное творчество»

Оборудование: цветик - семицветик, юла со стрелочкой, карточки с цифрами 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.

Содержание игры :

Учитель: Сегодня у нас необычный урок, на нём подведём мы работы итог.

О жанрах, устного народного творчества поговорим.

И что же новое определим

Во саду ли, в огороде

Девица гуляла

Во саду ли, в огороде

Цветочки поливала.

Один цветочек сорвала

И нам в класс передала.

А цветочек не простой -

В нём каждый лепесточек расписной.

Один ребёнок раскручивает юлу. Смотрит, на какую карточку указывает стрелка, прикреплённая к ней. Учитель открывает лепесток с этим номером, а ребёнок читает задания, написанные на лепестке.

Определите жанр:

Три - та - та, три - та - та!

Вышла кошка за кота.

Ходит кот по лавочке,

А кошечка - по подлавочке,

Ловит кота за лапочки:

- Ох ты, котик, котик,

Крутолобенький!

Поиграй ты, кот, со мной,

С Машкой, кошкой молодой!

Придумай иллюстрацию, сделай игровую закладку (подвижную). Нарисуй героиню сказок и расскажи о ней.

Игра «Найди пару».

Оборудование: карточки с напечатанными пословицами или устойчивыми словосочетаниями. Каждая пословица поделена пополам и написана на двух карточках.

Содержание игры : Дети, работая в небольших группах, находят начало и конец пословицы на разных карточках, составляют их и объясняют смысл. Например: Всякая дорога вдвоём веселей

Друзья познаются в беде.

У одного с трудом, у двоих со смехом.)

Игра «Торги или Начинаем с десяти слов».

Ведущий называет по очереди предложение из десяти слов. Кто быстрее назовёт, тот выиграл.

Пример:

1. «Емеля, Емеля, отпусти меня в воду, я тебе сделаю всё.»

(«По щучьему велению»)

2. «Жил старик со своею старухой у самого синего моря.»

(«Сказка о рыбаке и рыбке»)

3. «В старые - стародавние времена царь Горох воевал с грибами.»

(«Война грибов»)

4. «Посадил дед репку - выросла репка большая - пребольшая. Стал дед репку тащить.»

(«Репка»)

5. «Захотелось петушку посмотреть, кто так сладко поё т: выглянул он в окно.»

(«Петух и кот»)

6. «- Уже полную корзину набрала? Проворные у тебя руки.

- Да ведь их там.»

(«Двенадцать месяцев»)

7. «Вижу один островок небольшой -

Зайцы на нём собрались гурьбой…»

(Дедушка Мазай и зайцы»)

8. «Солнце день ото дня ярче, день ото дня жарче. Тает, тает в поле снег…»

(«Синичкин календарь)

И. Соколов-Микитов «Узоры на снегу»

Охотники очень внимательны и наблюдательны.

Разложите картины с животными в таком же порядке как в тексте.

К каждому животному попробуйте добавить картинку с изображением его следа.

- А след какого животного трудно встретить зимой в лесу? (медведя)

- Почему?

Игра «Собери словечко» (по теме «Русская народная сказка»)

ЗА ЖУ НА СА

МЕД ЛИ КА ВЕДЬ

СОБА ВОРО ЯЦ РАВЛ /.

Игра «Восстанови слово».

С. кр…т (е, е)

Пр…ст…л…сь (о, о, а)

К…р…нд…ш (а, а, а)

Игра «Доскажи словечко»

Оборудование: карточки со стихами без одного последнего слова.

Содержание: досказать словечко.

1).Все те, кто рос тогда со мной

И набирал года.

Однажды с этою страной

Простились. (навсегда)

2). Мне стоит лишь собрать багаж!

А долго ли собрать

Бумагу, ручку, карандаш

И общую. (тетрадь)

С. В. Михалков.

Прочитайте, глядя на точку.

Быстро прочитайте слоги.

Прочитайте буквосочетание. Составьте из них побольше слов.

Прочитайте (быстро) по стрелкам.

Лучевые таблицы.

«Буква потерялась».

В этих словах вместо черточек представляйте букву «а» и прочитайте их.

В этих словах вместо черточек представляйте букву «е» и прочитайте их.

В этих словах вместо черточек представляйте букву «о» и прочитайте их.

Прочитайте слоги и слова сверху вниз и снизу вверх (ритмично, без остановок).

«Веселый старт».

В каждом слове читай только первую букву.

9. В каждом слове читай только вторую букву.

10. Читалочки-анаграммы.

Упражнение «Волшебная цепочка».

«Испорченные буквы». Отгадай слово.

«Заколдованные карточки».

Игра «Третий лишний».

Назвать лишнее слово в ряду и объяснить, почему оно лишнее. Например, обобщающий урок по теме «Собирай по ягодке - наберёшь кузовок».

Федя, Гриша, Миша (Гриша - не герой рассказа Носова)

Рожь, пшеница, мука (пшеница не упоминалась в Фединой задаче)

Игра «Найди слово в слове».

Класс делится на 2 команды. На доске записано слово. Ученики по очереди называют по одному слову. Выигрывает та команда, которая последняя назовёт слово.

2. задания различного уровня сложности:

репродуктивного, преобразующего, творческого

Составление вопросов и тестов по данному тексту.

Начиная с 1-го класса учу детей не только грамотно отвечать на вопросы, заданные учителем, но и составлять вопросы по данному тексту. Эта работа формирует умение выделять главное как в общем, так и в конкретном случае составлять вопросительные предложения, предполагающие подробные или конкретные ответы (да, нет).

Также детям очень нравится составлять по прочитанному произведению тест, где нужно выбрать из 3-х предложенных ответов один правильный. С большим удовольствием предлагают свои вопросы и тесты на уроках литературного чтения.

Работа с кроссвордами.

Наиболее эффективным заданием творческой работы считаю составление кроссвордов по прочитанным произведениям. Их составление повышает интерес детей к учению, развивает их наблюдательность, дает возможность полноценнее воспринимать художественное произведение.

Например:

Кроссворд "Сказка о царе Салтане"

1. Кто обещал на весь крещёный мир приготовить пир? (Бабариха)

2. Остров на котором поселился царевич? (Буян)

3. Что грызла белка под елью? (орешки)

4. В чём добрались до остова царица с сыном? (бочка)

5. Как звали человека, превращавшегося в комара? (Гвидон)

6. Звание Гвидона? (князь)

3. задания с проблемными вопросами

«Займи позицию».

Игра используется при анализе личности героя произведения.

Например: В. А. Осеева «Кто хозяин?» 2 класс

Как вы думаете, кто из героев рассказа имеет право называться хозяином собаки? Почему?

Выберите ответ: справа – Ваня, слева – Коля. Ученики отстаивают свою позицию, приводя факты из жизни, примеры из литературы. Может случиться так, что дети после такого «поединка» могут изменить своё мнение и занять другую позицию. Это будет говорить о том, что оппоненты их убедили.

Игры – предположения

Продолжение произведения (придумывание конца)

Прочитанное произведение иногда может послужить толчком к самостоятельному творчеству детей: они придумывают продолжение читаемого произведения, то есть свой конец. Это может быть и рассказ, и сказка, и даже стихотворение. Не всякое произведение, разумеется, можно продолжить. При этом для облегчения работы учащихся берутся такие произведения, которые более близки самим учащимся.

Письмо главному герою.

Игры – поручения

1. «Живые рисунки».

Этот приём эффективнее всего создаёт ситуацию заинтересованности, побуждает работать на уроке «молчаливых» детей.

Ученики, прослушав или прочитав определённый текст, по заданию учителя воспроизводят эпизод произведения: принимают соответствующие позы, придают лицу необходимое выражение, представляют в воображении одежду героев и потом рассказывают о ней и т. д.

«Ты - художник»

С. Я. Маршак хотел написать книгу о путешествии слов. Вот одна история. «Во времена татарского нашествия жил богатый татарин Бабай - Ага, что в переводе означало «старый дед». Он был очень свиреп, и многие матери, чтобы утихомирить шаловливых детей, пугали их, грозя отправить к самому Бабай – Аге. Часто говорили: «Спи, а то Бабай – Ага возьмет». Все это было 600 лет назад, и люди, рассказывая эту историю, изменили имя. Слово Бабай – Ага превратилось в слово Баба - Яга».

Может, ты не веришь? Обоснуй свой ответ.

4. задания на развитие воображения и творчества.

Игры – беседы.

«Тайные мысли».

Анализируя идейно-художественный смысл произведения, характер литературного героя, причины тех или иных поступков героя, дети часто сами высказывают мысли, с которыми в глубине души не согласны. Этот приём помогает «достать» наружу тайные вопросы, которые беспокоят ребят, тайные убеждения, которые боятся сразу высказать вслух. Конечно, для того чтобы школьники говорили открыто, необходимо создать атмосферу доверия.

- Приветствуется любое мнение, которое будет обосновано.

«Решето».

(Этот приём эффективно использовать, когда нужно что-то от чего-то отделить).

Например:

1)выбрать из группы черт характера только те, которыми можно охарактеризовать именно этого литературного героя, ли отделить положительные черты от отрицательных;

2) из группы событий выбрать только те, которые произошли в жизни литературного героя.

Игра «Вот иду я и вижу…»

Учащемуся дается карточка с картинкой животного и текстом, прочитав который ученик должен загадать загадку одноклассникам. Не называя животного, надо дать ему подробное описание. Следует помнить, что название животного произносить нельзя!

Иду я по Индии и вижу… такси с ушами людей везет. (Слон)

Иду я по лесу и вижу… исчезнувшего когда-то зверя. Встречал раньше его в Приморье и Приамурье, Сибири, на Дальнем Востоке. Очень похож на лисицу, волка и шакала. У него длинная шерсть, пушистый хвост, вытянутая морда, большие уши, окраска рыжая. (Красный волк)

Игры – путешествия

Задание №1.

Назовите и объясните пословицы о семье, родителях и детях.

«Детки - радость, детки же и горе»

«Вся семья вместе - так и душа на месте»

«Не тот отец - мать, кто родня, а тот, кто вспоил, вскормил да добру

научил»

Задание№ 2

Прочитайте скороговорки

Пришёл Прокоп, кипит укроп,

И при Прокопе кипит укроп.

И ушёл Прокоп, кипит укроп,

И без Прокопа кипит укроп.

Хохлатые хохотушки

Хохотом хохотали:

Ха -ха-ха-ха!

В один, Клим, клин колоти.

Задание № 3

- Что такое небылицы?

Придумайте небылицу с рифмой галка - палка.

Задание № 4

- Что это такое? Замысловатое описание предмета или явления, составленное с целью испытать сообразительность человека?

1. Не ездок, а со шпорами,

Не сторож, а всех будит.

2. Не портной, а всю жизнь с иголками ходит.

3. Два брюшка, четыре ушка.

Игра «Кораблекрушение».

Учитель вывешивает плакат, на котором разными цветами написаны слова. Из данных слов составить название рассказов.

Публикации по теме:

«Приглашение в театр». Творческая работа на уроках музыки в начальной школе (фотоотчет)«Приглашение в театр». Творческая работа на уроках музыки в начальной школе (фотоотчет) «Приглашение в театр»Афиша- (от французского affiche – объявление) - вид рекламы, оповещения о спектаклях и иных художественных или увеселительных.

Дидактические игры на уроках изобразительной деятельности в коррекционной школеДидактические игры на уроках изобразительной деятельности в коррекционной школе Одна из задач изобразительной деятельности в работе с обучающимися с интеллектуальными нарушениями коррекция и развитие мелкой моторики.

Дидактическое пособие к урокам литературного чтения в 1–4 классах «Детские писатели в начальной школе» с презентацией Цель: знакомство с детскими писателями и их творчеством Задачи: проявлять интерес к творчеству русских и зарубежных писателей и поэтов,.

Фотоотчет об уроках памяти в начальной школе, посвященных Дню неизвестного солдатаФотоотчет об уроках памяти в начальной школе, посвященных Дню неизвестного солдата Сегодня, 3 декабря, в нашей стране прошли торжественные митинги, посвященные Дню неизвестного солдата. Эта дата была установлена по указу.

Игры на переменах в начальной школе Перемена ждёт - нас играть зовёт!После урока детям обязательно надо отдохнуть и подвигаться. Как интересно провести это время? Конечно,.

Инсценировка сказки В. Сутеева «Мешок яблок» на уроках чтения в начальных классахИнсценировка сказки В. Сутеева «Мешок яблок» на уроках чтения в начальных классах Все дети любят сказки. Они их с удовольствием слушают, рассказывают, читают. А особенно дети любят в сказках участвовать. Именно поэтому.

Конспект урока литературного чтения в начальной школе «Новогодняя сказка» по стихотворениям А. Барто и С. Дрожжина .

Распространение педагогического опыта. Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС Здоровье человека — актуальная тема для разговора на все времена. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного.

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках математики в начальной школе В основе ГОС стандарта лежит система деятельностного подхода, который представляет: - воспитание и развитие качеств личности, отвечающих.

Весёлые игры на переменах в начальной школеВесёлые игры на переменах в начальной школе Уроки, уроки, уроки. Но вот звенит звонок и наступает долгожданная перемена. Как провести её с пользой? Предлагаю вашему вниманию весёлые.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактические игры на уроках чтения в начальной школе с детьми с ОВЗ
Опубликовано: 28 ноября 2022 в 22:10
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактические игры на уроках чтения в начальной школе с детьми с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем светлана соловьева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД