Мария Тумашева
Дидактические игры по словообразованию и развитию логического мышления
▼ Скачать + Заказать документы
Ребенок-дошкольник отличается от взрослого своим неуемным желанием узнать обо всем на свете, необыкновенной любознательностью.
Основной девиз любознательных – древняя и мудрая китайская пословица : «Скажи
не – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я пойму». На мероприятиях по образовательной деятельности дети много играют, экспериментируют, наблюдают…
Публикация «Дидактические игры по словообразованию и развитию логического мышления» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Начинать работу по развитию навыков словообразования прилагательных у детей дошкольного возраста лучше с освоения прилагательных, соотнесенных с продуктами питания (яблочный, рисовый, рыбный и т. д, так как эти прилагательные наиболее часто употребляются в речи. Хочется поделиться с вами несколькими дидактическими играми на образование относительных прилагательных. Назвать эти игры можно по разному «Маленькие повара» или «Детское кафе», кому как позволит фантазия. Мы с детьми иногда сами
стряпаем, варим", иногда «покупаем» все в магазине.
Цель. Практическое освоение навыка образования относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными в роде, числе, активизация словарного запаса, расширение представлений об окружающем мире.
Пирог с рыбой (какой).
Пирог с малиной (какой).
Сок из яблока (какой).
Кисель из малины (какой).
Суп из гороха (какой).
Салат из курицы (какой).
Игру выполнить не сложно. Формы в виде пирога, пакета сока или кастрюли можно найти в интернете набрав в поиске "раскраска картинка пирог". Затем нужно удалить фон у той картинки, которую вы хотите разместить сверху. И, нажав правую кнопку мыши, кликнуть "обтекание текстом" выбрать "перед текстом". Картинка свободно переместится и все получится.
Дидактическая игра «Поваренок»
Цель: формирование навыка словообразования, активизация словарного запаса, расширение представлений об окружающем мире.
Оборудование: картонные шаблоны в виде кастрюль с прикрепленными к ним целлофановыми пакетиками с сыпучими продуктами: вермишелью, крупами, горохом, фасолью.
-(Раздаю «кастрюли») - дети рассматривают различные виды круп, уточняем названия продуктов и блюд, которые можно приготовить из них; сравниваем, чем вермишель отличается от макарон, горох – от фасоли и т. д. Затем образуем прилагательные, например: вермишелевый, пшенная, рисовая, гороховая и т. д. С этими прилагательными составляем предложения различных моделей: «Из гороха можно сварить гороховый суп», «Я положу рис в кастрюлю и сварю рисовую кашу».
Игровое упражнение «Где я был?»
Воспитатель:
- Отгадайте, ребята, где я была. Я видела медуз, морских коньков, акул. (На море)
- а теперь вы загадайте мне загадки. Расскажите, кого вы видели. Только говорить, кого вы видели много: много волков, много бабочек и т. д.
главное в этой игре не отгадывание, а загадывание.
Игровое упражнение «Пиф считает»
В гости к детям приходит собака (бибабо) Пиф.
- Я Пиф и умею считать. Вот спросите у меня сколько у меня хвостов и я отвечу.
- Пиф, сколько у тебя хвостов?
- У меня один хвост. А теперь спросите про нос. (обращается к ребёнку).
- Пиф, сколько у тебя носов?
- У меня один нос. А теперь спросите про уши (про брови, глаза, рот, щёки, лапы. т. д.)
Пиф не отвечает на вопрос до тех пор пока ребёнок не образует правильную форму.
Игровое упражнение «Мишка музыкант»
В гости к детям пришёл медвежонок и принёс музыкальные инструменты. И предлагает детям поиграть.
- Это…. (пианино, это (балалайка, а вот это (барабан).
- А как называют музыканта, который играет на пианино (пианист, на барабане. и т. д.
- Барабан нужен барабанщику, пианино – пианисту. А для кого балалайка?. Кто играет на балалайке? (Балалаечник). А на гармошке? На аккордеоне? На баяне?
(горн – горнист, гитара – гитарист, виола – виолончелист)
Аналогичным образом проводится игра «Киоск открыток»
На открытках изображены действия спортсменов. Дети называют, кто на ней изображён и что он делает. Футболисты – играют в футбол, бегуны – бегают, пловцы – плавают, борцы- борются и т. д.)
Народная игра «Кузовок»
Дети сидят. Один из них ставит на стол корзину и говорит соседу: Вот тебе кузовок,
Клади в него что на – ок,
Обмолвишься – отдашь залог.
Дети по очереди называют слова с рифмой на –ок.
- Я положу в кузовок клубок (замок, платок, сапожок, башмачок, чулок, воротничок, сахарок, мешок, колпачок, колобок, гребешок, коробок и т. д.). В конце игры разыгрываются залоги.
- Чей залог вынется (из корзины, что тому делать? Дети назначают выкуп: побегать, попрыгать посмеяться поплясать спеть и т. д.
Игровое упражнение «Назови машину одним словом»
Машина, которая чистит картофель – картофелечистка, машина, которая сажает картофель – картофелесажалка. (кофеварка, кофемолка, мясорубка, овощечистка, соковыжималка, глиномешалка, полотёр, пылесос).
Аналогично упражнение «Для чего нужна такая машина?»
(Молоковоз, снегоочиститель, луноход, вездеход, мусоровоз).
И еще одна игра:
Жила-была одна девочка в красивом городе. Однажды ее пригласили в гости в соседний город. Он тоже был красивый, и девочка еще в нем ни разу не была. В
этом городе готовились к Празднику цветов. Но девочке сначала надо было выполнить всю работу, которую ей поручили: очистить и разобрать крупы. Горох был перемешан с фасолью, а в пшено упали скрепки – все перемешалось, нельзя сварить ни кашу, ни суп.
Загрустила наша девочка: работы – край непочатый, а времени до праздника немного, опаздывать нельзя…
И наши дети решили ей помочь. Разобрали в разные миски горох и фасоль; взяли магнит и быстро очистили от скрепок пшено. А потом магнитами просто поиграли…
А наша девочка из красивого города, конечно, не опоздала на Праздник и была на нем самая нарядная, веселая и счастливая…
Вот такую игру придумали детки, когда им очень захотелось повеселиться…