Получи документы

Дидактические игры на развитие речи детей старшего дошкольного возраста

Елена Репина
Дидактические игры на развитие речи детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Дидактические игры на развитие речи детей старшего дошкольного возраста

«Один – много»

Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.

Ход: педагог бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе.

Пример:

Стол – столы стул – стулья

Гора – горы лист – листья

Дом – дома носок – носки

Глаз – глаза кусок – куски

День – дни прыжок – прыжки

Темочки:

Сон – сны гусёнок – гусята

Лоб – лбы тигрёнок – тигрята

«Кто может совершать эти действия?»

Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу.

Идёт -человек, животное, поезд, пароход, дождь…

Бежит -ручей, время, животное, человек, дорога…

Летит -птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт…

Плывёт-рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…

Скачет -заяц, мяч, кузнечик, кенгуру,лягушка…

Шумит – машина, лес, ветер,

«Из чего сделано?»

Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребёнок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные».

Рукавички из меха -меховые

Таз из меди -медный

Ваза из хрусталя -хрустальная

Рукавички из шерсти –шерстяные

Стол из дерева – деревянный

Снеговик из снега – снежный

Стакан из стекла – стеклянный

«Кто кем был?»

Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.

Ход: педагог, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект:

Цыплёнок – яйцом

Хлеб – мукой

Лошадь – жеребёнком

Шкаф – доской

Корова – телёнком

Велосипед – железом

Дуб – жёлудем

Рубашка – тканью

«Лови да бросай – цвета называй»

Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.

Красный -мак, огонь, флаг

Оранжевый -апельсин, морковь, заря

Жёлтый -цыплёнок, солнце, репа

Зелёный-огурец, трава, лес

Голубой -небо, лёд, незабудки

Синий- колокольчик, море, небо

Фиолетовый -слива, сирень, сумерки

«Чья голова?»

Цель: расширение словаря детей за счёт употребления притяжательных прилагательных.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «У вороны голова…», а ребёнок, бросая мяч обратно, заканчивает: «…воронья».

Например:

У рыси голова – рысья

У рыбы – рыбья

У кошки – кошачья

У сороки – сорочья

У лошади – лошадиная

У орла – орлиная

У верблюда – верблюжья

«Четвёртый лишний»

Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет четыре слова и просит определить, какое слово лишнее.

Например: голубой, красный, зелёный, спелый.

Кабачок, огурец, тыква, лимон.

Пасмурно, ненастно, хмуро, ясно.

Самолёт, ракета, лодка, вертолёт.

Вишня, апельсин, малина, смородина.

«Животные и их детёныши»

Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.

Ход: бросая мяч ребёнку, педагог называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, называет детёныша этого животного.

Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детёнышей.

Группа 1. У тигра – тигрёнок, у льва – львёнок, у слона – слонёнок, у оленя – оленёнок, у лося – лосёнок, у лисы – лисёнок.

Группа 2. У медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок, у зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок, у белки – бельчонок.

Группа 3. У коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок, у свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок, у курицы – цыплёнок, у собаки – щенок.

«Что бывает круглым?»

Цель: расширение словаря детей за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.

Ход: педагог, бросая мяч детям, задаёт вопрос, ребёнок, поймавший мяч, должен на него ответить и вернуть мяч.

– что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко)

– что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка)

– что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф)

– что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока)

- что бывает зелёным? (трава, лист, кузнечик, яблоко)

- что бывает спелым? (яблоко, арбуз, помидор, ягода)

«Обобщающие понятия»

Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

Вариант 1.

Ход: педагог называет обобщающее понятие и бросает мяч поочерёдно каждому ребёнку. Ребёнок, возвращая мяч, должен назвать относящиеся к тому обобщающему понятию предметы.

Овощи – картофель, капуста, помидор, огурец, редиска.

Вариант 2. Педагог называет видовые понятия, а дети – обобщающие слова.

педагог: Дети:

Огурец, помидор-Овощи.

«Назови ласково»

Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет первое слово (например, шар, а ребёнок, возвращая мяч, называет второе слово (шарик).

Стол-столик, ключ-ключик.

Шапка-шапочка, белка-белочка.

Книга-книжечка, ложка-ложечка.

Голова-головка, картина-картинка.

Мыло-мыльце, зеркало-зеркальце.

Платье-платьице, кресло-креслице.

«Весёлый счет»

Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными.

Ход: педагог бросает мяч ребёнку и произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребёнок, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять», «шесть», «семь», «восемь».

Пример:

Один стол – пять столов

Один слон – пять слонов

Один журавль – пять журавлей

Один лебедь – пять лебедей

Одна гайка – пять гаек

Одна шишка – пять шишек

«Закончи предложение»

Цель: употребление сложноподчинённых предложений.

Ход: педагог бросает мяч и говорити начало предложения. Ребёнок должен его закончить.

· Мама положила хлеб. куда? (в хлебницу)

· Брат насыпал сахар. куда? (в сахарницу)

· Бабушка сделала вкусный салат и положила его. куда? (в салатницу)

· Папа принёс конфеты и положил их. куда? (в конфетницу)

· Марина не пошла сегодня в школу, потому что. (заболела)

· Мы включили обогреватели, потому что. (стало холодно)

· Я не хочу спать, потому что. (ещё рано)

· Мы поедем завтра в лес, если. (будет хорошая погода)

· Мама пошла на рынок, чтобы. (купить продукты)

· Кошка забралась на дерево, чтобы. (спастись то собаки)

"Подбери рифму"

Цель: развивать фонематический слух.

Ход: Воспитатель объясняет, что все слова звучат по-разному, но есть среди них и такие, которые звучат немножко похоже. Предлагает помочь подобрать слово.

По дороге шёл жучок,

Песню пел в траве. (сверчок).

Можно использовать любые стихи или отдельные рифмы.

«Пересказ по кругу»

Цель: совершенствовать умение пересказывать текст.

Ход: Педагог читает текст. Участники игры внимательно слушают. Пересказ начинают с любого из игроков. Далее по часовой стрелке. Каждый говорит по одному предложению, затем все вместе еще один раз слушают текст и дополняют пересказ, исправляют сделанные ошибки.

«Из какой сказки?»

Цель:

Ход: Взрослый предлагает детям по героям вспомнить и назвать сказку, можно ее пересказать.

Царь, три сына, стрела, болото, лягушка. (Царевна – лягушка)

Царь, три сына, Сивка-бурка, царевна. (Сивка – бурка)

Царь, три сына, Иванушка, Конек – горбунок. (Конек – горбунок)

Выигрывает тот, кто назовет больше сказок. Затем дети по образцу загадывают свои загадки.

"Назови три слова"

Цель: активизация словаря.

Ход: Дети становятся в шеренгу. Каждому участнику по очереди задаётся вопрос. Нужно, делая три шага вперёд, давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы.

· Что можно купить? (платье, костюм, брюки)

· Что можно варить?

.Что можно читать?

.Чем можно рисовать?

.Что может летать?

.Что может плавать?

.Что (кто) может скакать? И т. д.

«Цепочка слов»

Цель: развивать слуховое внимание, быстроту реакции.

Ход: Объясните ребенку заранее на конкретном примере: «Я называю слово «жук». Оно оканчивается на к. Ты должен назвать слово, которое будет начинаться со звука к. Например, кошка. Я назову слово на а – апельсин, ты на н и т. д.

Таким образом, составляется цепочка слов. Слова нужно называть в быстром темпе, без пауз. Кто ошибается или не назовет слова в течении 5 секунд, тот выбывает из игры.

«Алфавит»

Цель: развить внимание, учить буквы алфавита.

Ход: Каждому ребенку присвоить 2 буквы алфавита. Ведущий перечисляет вперемешку буквы. Услышав свою букву, ребенок должен встать и сделать один хлопок.

С группой детей можно провести игру на выбывание.

«Закончи слово»

Цель: развивать умение детей делить слова на слоги.

Ход: Дети стоят в кругу. Педагог с мячом в центре: «Дети, сейчас вы будете заканчивать начатое мною слово. Я брошу мяч любому из вас и назову начало слова, а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать его конец (кош – ка, гла – за) .

«Сплетем венок из предложений»

Цель: упражнять детей в составлении предложений, объединенных тематически, воспитывать речевое внимание.

Ход: Воспитатель произносит предложение. Дети называют последнее слово и с ним же придумывают новое предложение. Например: Сережа читает книгу.

Книга лежит на столе.

«Кто как разговаривает?»

Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.

Ход: Педагог поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаёт голос:

Корова мычит, Тигр рычит, Змея шипит, Комар пищит, Собака лает, Волк воет, Утка крякает, Свинья хрюкает и т. д.

Вариант 2. Воспитатель бросает мяч и спрашивает: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т. д.

«Подскажи словечко»

Цель: развитие мышления, быстроты реакции.

Ход: Педагог, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает:

– Ворона каркает, а сорока?

Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить:

– Сорока стрекочет. Примеры вопросов:

– Сова летает, а кролик?

– Корова ест сено, а лиса?

– Крот роет норки, а сорока?

– Петух кукарекает, а курица?

– Лягушка квакает, а лошадь?

– У коровы телёнок, а у овцы?

– У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?

«Природа и человек»

Цель: систематизировать знания детей о том, что создано человеком, а что дает человеку природа.

Ход: «Что сделано человеком?» – спрашивает воспитатель и передает одному из играющих какой-либо предмет (или бросает мяч). Ребенок отвечает и передает мяч или предмет рядом стоящему ребенку, и так по всему кругу. После завершения круга воспитатель задает новый вопрос: «Что создано природой?» Игра повторяется по новому кругу; ребенок, не сумевший ответить, выходит за круг и пропускает его, если же придумает и назовет слово, то снова принимается в игру.

«Придумай сам»

Цель: учить правильно составлять предложения с заданным количеством слов.

Ход: Воспитатель даёт детям опорные слова: осень, листопад, дождь, снежинки. Попросить придумать предложения из 3–5 слов. Ребенок, первым составивший предложение, получает фишку.

«Бывает – не бывает»

Цель: развивать память, мышление, быстроту реакции.

Ход: Воспитатель произносит словосочетание и кидает мяч, а дети должны быстро ответить.

Иней летом… (не бывает).

Снег зимой… (бывает).

Мороз летом… (не бывает).

Капель летом… (не бывает).

Жёлуди на берёзе… (не бывают).

Ягоды в лесу… (бывают).

Перья у животных… (не бывают).

Радуга зимой… (не бывает).

«Когда это бывает?»

Цель: уточнить и углубить знания о временах года.

Ход: Воспитатель называет времена года и отдает фишку ребенку. Ребенок называет, что бывает в это время, и передает фишку другому. Тот добавляет новое определение и передает фишку третьему.

«Земля, вода, воздух»

Цель: активизировать словарь детей.

Ход: Ведущий называет стихию (земля, вода или воздух) и кидает мячик в руки игроку. Игрок должен поймать мячик и в доли секунды назвать существо, в этой стихии обитающее.

Можно использовать названия категорий (птицы, рыбы) и конкретные наименования (окунь, щука, ласточка). Главное условие: слова повторяться не должны. Если назвать слово не получается или случился повтор, проигравший должен выполнить задание ведущего.

Пример:

вода — карась;

земля — кабан;

воздух — воробей.

«Соедини»

Цель: учить согласовывать окончания в словах.

Ход: Ведущий называет ребёнку несколько несогласованных слов, которые надо соединить в грамматически верное словосочетание или предложение.

Примеры:

высокий, дерево — высокое дерево;

девочка, бегать — девочка бежит (бегает, бежала);

лес, грибы, расти — грибы растут в лесу;

Зима, снег, падать – зимой падает снег.

«Расскажи картину»

Цель: развивать умение составлять рассказ.

Ход: Эта словесная игра подразумевает наличие заранее подготовленного рисунка. Лучший вариант — пейзажи или натюрморты известных художников. Но вместо картины можно использовать объекты окружающей среды.

Как известно, картины рисуют. А мы её расскажем. Проще говоря, составим небольшой текст на 5-6 предложений, описывающий заданный объект (картину, человека, улицу и пр.).

«Почемучка»

Цель: составление предложений с союзом потому что.

Ход: дети должны ответить на вопрос, начиная словами «Потому что…».

Почему тает снег?

Почему бегут ручьи?

Почему журчат ручьи?

Почему набухают почки?

Почему прилетают птицы?

Почему появляются насекомые? И т. д.

«Хвастунишка»

Цель: формировать грамматический строй речи, учить образованию сравнительных степеней прилагательных.

Ход: Взрослый объясняет, что хвастунишка всегда хвастает : «У меня-то лучше!» Например: Скажешь хвастунишке «длинный» а он в ответ- «длиннее» и т. д. Взрослый называет прилагательные, дети изменяют их по образцу.

теплый – теплее; светлый -…

яркий -… темный -…

громкий -… рыхлый -…

высокий -… свежий -…

чистый -… быстрый -…

сильный -… прозрачный -…

радостный -…

«Повтори и объясни» (знакомство с пословицами и поговорками)

Цель: продолжать учить детей понимать образное значение пословиц и поговорок.

Ход: воспитатель читает пословицу, дети должны объяснить значение пословицы.

Матушка весна – всем красна.

В апреле земля преет.

Февраль богат снегом, апрель водой.

Весна и осень – на дню погод восемь.

Май, май, да шубу не снимай.

Апрель с водой, май с травой.

Весна – наши отец и мать, кто не посеет, не будет и собирать.

«Аналогии»

Цель: упражнять детей в подборе слов на заданный звук; развивать мыслительные операции, память, внимание, фонематический слух.

Ход: Взрослый поочерёдно бросает мяч и просит играющих продолжить ряд слов, соответствующих первому звуку названного слова.

Например, СЛОН — СОБАКА, СОСИСКА, САРАФАН, САЛО, СВЕЧКА; РЫБА — РУКА, РУЧЕЙ, РАМА, РЫСЬ и т. д. Дети могут называть разное количество слов.

"Мама потерялась"

Цель: формирование умения правильно согласовывать слова в

предложении в родительном падеже.

Ход: Детёныши потерялись, а мамы их ищут и никак не могут найти. Надо обязательно помочь мамам найти своих малышей.

Пример: Корова ищет (телёнка). Вот телёнок.

Лошадь ищет (жеребёнка).

Свинья ищет (поросёнка).

Собака ищет (щенка).

Кошка ищет (котёнка).

Коза ищет (козлёнка).

Овца ищет (ягнёнка).

«Подумай и назови».

Цель: упражнение детей в образовании прилагательных от существительных

Ход: Образец ответа: Если на рубашке грязь, то рубашка грязная. При

затруднении задается вопрос «какая?» («какой?»).

Примерный речевой материал:

Если на улице очень холодно, то день.

Если на улице шум, то улица.

Если человеку сопутствует удача, то человек.

Если у человека талант, то человек.

Если весь день идет дождь, то день.

Если корова приносит людям пользу, то корова.

Если у человека есть здоровье, то человек.

«Сложные слова»

Цель: учить детей образовывать сложные слова при помощи слияния двух основ.

Ход:

Листья падают-листопад

Сам ходит - самоход

Снег падает - снегопад

Звонит попусту - пустозвон

Звезды падают - звездопад

Сено косит - сенокос

Разводит сады - садовод

Везде ходит - вездеход

«Спортсмены»

Цель: учить детей образовывать существительные с помощью суффиксов.

Ход: Воспитатель начинает предложение, а дети заканчивают.

Спортсмен, который ходит на лыжах, - (лыжник).

Спортсменка, которая ходит на лыжах, - (лыжница).

Прыгает в воду… (прыгун, прыгунья).

Словарный материал: бегун – бегунья, гимнаст – гимнастка, пловец – пловчиха.

Автор публикации:
Дидактические игры на развитие речи детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 5 февраля 2024 в 20:48
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактические игры на развитие речи детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Елена Репина (УИ 1509757) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
01 февраля 2025 суббота
Последний месяц зимушки — февраль.
02 февраля 2025 воскресенье
Вот ёжик — ни головы, ни ножек!
Победа в Сталинградской битве!
Знакомимся с таинственным миром болот!
*



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД