Елена Юрьевна Юртаева
Дидактические игры на формирование представления о месяцах года
▼ Скачать + Заказать документы
Знакомство детей с месяцами года происходит только после введения таких понятий, как начало, середина и конец сезона.
Внимание детей заостряется на самых заметных изменениях в природе, которые последовательно происходят в разные периоды данного времени года, т. е. сезона.
Далее дети знакомятся с 12-тью карточками-моделями, отображающими 12 месяцев года.
Для каждого сезона имеется по 3 карточки-модели с условным изображением лиственного дерева и деталей его окружения (модель-«дерево»). Фон на всех карточках – белый.
Публикация «Дидактические игры на формирование представления о месяцах года» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» июль 2015
Каждому месяцу соответствует модель-«дерево» с изображением характерных признаков, появляющихся в природе в данном месяце в данное время года. Дети учатся сопоставлять характерные наглядные признаки живой природы и их условного изображения на карточках-моделях.
И только когда дети хорошо усвоят понятия начала, середины и конца сезона, научатся подбирать соответствующие карточки-модели с изображением деревьев, начинается их знакомство с названиями для этих временных отрезков – месяцев. Запоминание названий упрощается тем, что соответствующие карточки-модели детям уже знакомы.
Согласно данной методике при изучении времени года «ОСЕНЬ» детям рассказывается о том, что в начале осени («СЕНТЯБРЬ») на деревьях появляются желтые листья («золотая осень»). В середине осени («ОКТЯБРЬ») от частых дождей желтые листья падают и темнеют, остается много оранжево-красных листьев. А в конце осени («НОЯБРЬ») большинство лиственных деревьев вообще сбрасывает свой покров, их голые стволы и ветви окрашены в преимущественно коричневый цвет. Все это дети могут видеть сами на улице, в парке, в лесу.
Исходя из данных наблюдений, карточки-модели для осенних месяцев изготавливаются в следующем виде:
- «СЕНТЯБРЬ» отображается деревом, на котором немного
зеленых и много желтых листочков;
- «ОКТЯБРЬ» отображается деревом, на котором немного
желтых и много оранжевых листочков;
- «НОЯБРЬ» отображается деревом без листьев, ствол и ветви
которого окрашены в коричневый цвет.
При изучении времени года «ЗИМА» внимание детей обращается на изменение погодных условий на протяжении всего сезона. Поскольку деревья всю зиму стоят «голые», для создания карточек-моделей основным признаком зимнего месяца выбирается освещенность. В зависимости от неё изменяется цвет фона карточки-модели, а изображение дерева без листьев на всех «зимних» карточках одинаково.
В начале зимы («ДЕКАБРЬ») - самые длинные ночи и самые короткие дни, т. е. этот зимний месяц самый «тёмный». В середине зимы («ЯНВАРЬ») освещенность усиливается: дни становятся длиннее и солнечнее (недаром существует пословица «солнце на лето, зима на мороз»). В конце зимы («ФЕВРАЛЬ») погода из «ясной» превращается в «хмурую»: снежные вьюги, низкая облачность - освещенность снова падает.
С учетом того, что модель-«лепесток» для времени года «ЗИМА» имеет синий цвет, в карточках-моделях для зимних месяцев отличительные признаки задаются оттенками синего цвета следующим образом (см. фото №13):
- «ДЕКАБРЬ» отображается деревом без листьев на фоне
«темных» фиолетовых облаков;
- «ЯНВАРЬ» отображается деревом без листьев на фоне
«ясных» голубых облаков и солнышка;
- «ФЕВРАЛЬ» отображается деревом без листьев на фоне
«хмурых» синих тучек и синих снежинок.
Фото № 1
При изучении детьми времени года «ВЕСНА» их внимание обращается на то, что в начале весны («МАРТ») снег начинает таять и образуются голубые и коричневые проталинки. В середине весны («АПРЕЛЬ») на деревьях появляются новые маленькие светло-зеленые листочки. В конце весны («МАЙ») деревья полностью покрываются ярко-зелеными молодыми листьями.
Эти особенности весенних месяцев и отражены в карточках-моделях следующим образом:
- «МАРТ» отображается деревом без листьев на фоне голубых
и коричневых проталин;
- «АПРЕЛЬ» отображается деревом с маленькими светло-зелеными
листочками;
- «МАЙ» отображается деревом с крупными ярко-зелеными
листьями.
Время года «ЛЕТО» уже ассоциируется у детей с моделью-«лепестком» красного цвета, поэтому характерными признаками летних месяцев для карточек-моделей выбираются такие явления природы, которые легко связать с оттенками красного. Это - цветение растений и созревание ягод. В начале лета («ИЮНЬ») многие деревья, кустарники и ягодники еще покрыты цветами нежного розового цвета. В середине лета («ИЮЛЬ») созревают красные ягоды – клубника, земляника, а в садах и на полях появляются цветы яркой, праздничной окраски. В конце лета («АВГУСТ») ночи становятся холоднее, окраска цветов и плодов темнеет, становится более насыщенной, появляется много бордовых оттенков.
На карточках-моделях для летних месяцев эти признаки отражены следующим образом:
- «ИЮНЬ» отображается деревом с зелеными листьями и
розовыми цветами под ним;
- «ИЮЛЬ» отображается деревом с зелеными листьями и
красными цветами под ним;
- «АВГУСТ» отображается деревом с зелеными листьями и
бордовыми цветами под ним.
Фото № 2
На следующем этапе формирования представлений о месяцах года карточки-модели с различными изображениями деревьев (модели-«деревья») заменяются более компактными моделями-«лепестками» овальной формы и соответствующего цвета:
- «СЕНТЯБРЬ» - лепесток желтого цвета;
- «ОКТЯБРЬ» - лепесток оранжевого цвета;
- «НОЯБРЬ» - лепесток коричневого цвета;
- «ДЕКАБРЬ» - лепесток фиолетового цвета;
- «ЯНВАРЬ» - лепесток голубого цвета;
- «ФЕВРАЛЬ» - лепесток синего цвета;
- «МАРТ» - лепесток наполовину синего и наполовину
коричневого цвета;
- «АПРЕЛЬ» - лепесток светло-зеленого цвета;
- «МАЙ» - лепесток зеленого цвета;
- «ИЮНЬ» - лепесток розового цвета;
- «ИЮЛЬ» - лепесток красного цвета;
- «АВГУСТ» - лепесток бордового цвета;
Модели-«деревья» и модели-«лепестки» помещаются в учебную зону для запоминания.
Фото № 3
С целью обратить внимание детей на текущий месяц и текущий день недели изготовлены две модели-«птички». Большой «птичкой» отмечается текущей месяц, маленькой «птичкой» - день недели.
Для закрепления знаний месяцев года используются следующие НАСТОЛЬНЫЕ игры:
• Игра «Составь пару для каждого месяца: модель-«дерево» + модель-«лепесток».
Цель: закрепить умение детей сопоставлять карточки-модели с
названием месяца и особенностями состояния природы в
этом месяце.
Фото № 4
Кроме того, с детьми можно играть в следующую игру СРЕДНЕЙ ПОДВИЖНОСТИ:
• Игра «Живые месяцы». По сигналу воспитателя каждый ребенок
выбирает карточку-модель какого-либо месяца. Затем дети собираются
группами по 12 человека таким образом, чтобы в каждой группе были
карточки-модели всех месяцев года. Дети располагаются друг за другом
так, чтобы их карточки-модели правильно отображали последовательность
всех месяцев в году, начиная с января.
Цель: - закрепить знание месяцев и порядок их следования друг за
другом в течение года;
- научить ориентироваться в пространстве;
- научить взаимодействовать с коллективом.
Фото № 5
Фото № 6
Фото № 7
Фото № 8