Лучший педагог года

Дидактические игры на формирование представления о месяцах года (8 фото)

Елена Юрьевна Юртаева
Дидактические игры на формирование представления о месяцах года
▼ Скачать + Заказать документы

Знакомство детей с месяцами года происходит только после введения таких понятий, как начало, середина и конец сезона.

Внимание детей заостряется на самых заметных изменениях в природе, которые последовательно происходят в разные периоды данного времени года, т. е. сезона.

Далее дети знакомятся с 12-тью карточками-моделями, отображающими 12 месяцев года.

Для каждого сезона имеется по 3 карточки-модели с условным изображением лиственного дерева и деталей его окружения (модель-«дерево»). Фон на всех карточках – белый.

Публикация «Дидактические игры на формирование представления о месяцах года» размещена в разделах

Каждому месяцу соответствует модель-«дерево» с изображением характерных признаков, появляющихся в природе в данном месяце в данное время года. Дети учатся сопоставлять характерные наглядные признаки живой природы и их условного изображения на карточках-моделях.

И только когда дети хорошо усвоят понятия начала, середины и конца сезона, научатся подбирать соответствующие карточки-модели с изображением деревьев, начинается их знакомство с названиями для этих временных отрезков – месяцев. Запоминание названий упрощается тем, что соответствующие карточки-модели детям уже знакомы.

Согласно данной методике при изучении времени года «ОСЕНЬ» детям рассказывается о том, что в начале осени («СЕНТЯБРЬ») на деревьях появляются желтые листья («золотая осень»). В середине осени («ОКТЯБРЬ») от частых дождей желтые листья падают и темнеют, остается много оранжево-красных листьев. А в конце осени («НОЯБРЬ») большинство лиственных деревьев вообще сбрасывает свой покров, их голые стволы и ветви окрашены в преимущественно коричневый цвет. Все это дети могут видеть сами на улице, в парке, в лесу.

Исходя из данных наблюдений, карточки-модели для осенних месяцев изготавливаются в следующем виде:

- «СЕНТЯБРЬ» отображается деревом, на котором немного

зеленых и много желтых листочков;

- «ОКТЯБРЬ» отображается деревом, на котором немного

желтых и много оранжевых листочков;

- «НОЯБРЬ» отображается деревом без листьев, ствол и ветви

которого окрашены в коричневый цвет.

При изучении времени года «ЗИМА» внимание детей обращается на изменение погодных условий на протяжении всего сезона. Поскольку деревья всю зиму стоят «голые», для создания карточек-моделей основным признаком зимнего месяца выбирается освещенность. В зависимости от неё изменяется цвет фона карточки-модели, а изображение дерева без листьев на всех «зимних» карточках одинаково.

В начале зимы («ДЕКАБРЬ») - самые длинные ночи и самые короткие дни, т. е. этот зимний месяц самый «тёмный». В середине зимы («ЯНВАРЬ») освещенность усиливается: дни становятся длиннее и солнечнее (недаром существует пословица «солнце на лето, зима на мороз»). В конце зимы («ФЕВРАЛЬ») погода из «ясной» превращается в «хмурую»: снежные вьюги, низкая облачность - освещенность снова падает.

С учетом того, что модель-«лепесток» для времени года «ЗИМА» имеет синий цвет, в карточках-моделях для зимних месяцев отличительные признаки задаются оттенками синего цвета следующим образом (см. фото №13):

- «ДЕКАБРЬ» отображается деревом без листьев на фоне

«темных» фиолетовых облаков;

- «ЯНВАРЬ» отображается деревом без листьев на фоне

«ясных» голубых облаков и солнышка;

- «ФЕВРАЛЬ» отображается деревом без листьев на фоне

«хмурых» синих тучек и синих снежинок.

Дидактические игры на формирование представления о месяцах года

Фото № 1

При изучении детьми времени года «ВЕСНА» их внимание обращается на то, что в начале весны («МАРТ») снег начинает таять и образуются голубые и коричневые проталинки. В середине весны («АПРЕЛЬ») на деревьях появляются новые маленькие светло-зеленые листочки. В конце весны («МАЙ») деревья полностью покрываются ярко-зелеными молодыми листьями.

Эти особенности весенних месяцев и отражены в карточках-моделях следующим образом:

- «МАРТ» отображается деревом без листьев на фоне голубых

и коричневых проталин;

- «АПРЕЛЬ» отображается деревом с маленькими светло-зелеными

листочками;

- «МАЙ» отображается деревом с крупными ярко-зелеными

листьями.

Время года «ЛЕТО» уже ассоциируется у детей с моделью-«лепестком» красного цвета, поэтому характерными признаками летних месяцев для карточек-моделей выбираются такие явления природы, которые легко связать с оттенками красного. Это - цветение растений и созревание ягод. В начале лета («ИЮНЬ») многие деревья, кустарники и ягодники еще покрыты цветами нежного розового цвета. В середине лета («ИЮЛЬ») созревают красные ягоды – клубника, земляника, а в садах и на полях появляются цветы яркой, праздничной окраски. В конце лета («АВГУСТ») ночи становятся холоднее, окраска цветов и плодов темнеет, становится более насыщенной, появляется много бордовых оттенков.

На карточках-моделях для летних месяцев эти признаки отражены следующим образом:

- «ИЮНЬ» отображается деревом с зелеными листьями и

розовыми цветами под ним;

- «ИЮЛЬ» отображается деревом с зелеными листьями и

красными цветами под ним;

- «АВГУСТ» отображается деревом с зелеными листьями и

бордовыми цветами под ним.

Фото №1 Знакомство детей с месяцами года происходит только после введения таких понятий как начало середина и конец сезона

Фото № 2

На следующем этапе формирования представлений о месяцах года карточки-модели с различными изображениями деревьев (модели-«деревья») заменяются более компактными моделями-«лепестками» овальной формы и соответствующего цвета:

- «СЕНТЯБРЬ» - лепесток желтого цвета;

- «ОКТЯБРЬ» - лепесток оранжевого цвета;

- «НОЯБРЬ» - лепесток коричневого цвета;

- «ДЕКАБРЬ» - лепесток фиолетового цвета;

- «ЯНВАРЬ» - лепесток голубого цвета;

- «ФЕВРАЛЬ» - лепесток синего цвета;

- «МАРТ» - лепесток наполовину синего и наполовину

коричневого цвета;

- «АПРЕЛЬ» - лепесток светло-зеленого цвета;

- «МАЙ» - лепесток зеленого цвета;

- «ИЮНЬ» - лепесток розового цвета;

- «ИЮЛЬ» - лепесток красного цвета;

- «АВГУСТ» - лепесток бордового цвета;

Модели-«деревья» и модели-«лепестки» помещаются в учебную зону для запоминания.

Фото №2 Внимание детей заостряется на самых заметных изменениях в природе которые последовательно происходят в разные периоды данного времени года т

Фото № 3

С целью обратить внимание детей на текущий месяц и текущий день недели изготовлены две модели-«птички». Большой «птичкой» отмечается текущей месяц, маленькой «птичкой» - день недели.

Для закрепления знаний месяцев года используются следующие НАСТОЛЬНЫЕ игры:

Игра «Составь пару для каждого месяца: модель-«дерево» + модель-«лепесток».

Цель: закрепить умение детей сопоставлять карточки-модели с

названием месяца и особенностями состояния природы в

этом месяце.

Фото №3 Далее дети знакомятся с тью карточками моделями отображающими месяцев года

Фото № 4

Кроме того, с детьми можно играть в следующую игру СРЕДНЕЙ ПОДВИЖНОСТИ:

Игра «Живые месяцы». По сигналу воспитателя каждый ребенок

выбирает карточку-модель какого-либо месяца. Затем дети собираются

группами по 12 человека таким образом, чтобы в каждой группе были

карточки-модели всех месяцев года. Дети располагаются друг за другом

так, чтобы их карточки-модели правильно отображали последовательность

всех месяцев в году, начиная с января.

Цель: - закрепить знание месяцев и порядок их следования друг за

другом в течение года;

- научить ориентироваться в пространстве;

- научить взаимодействовать с коллективом.

Фото №4 Для каждого сезона имеется по карточки модели с условным изображением лиственного дерева и деталей его окружения модель дерево

Фото № 5

Фото №5 Фон на всех карточках белый

Фото № 6

Фото №6 Дети учатся сопоставлять характерные наглядные признаки живой природы и их условного изображения на карточках моделях

Фото № 7

Фото №7 Запоминание названий упрощается тем что соответствующие карточки модели детям уже знакомы

Фото № 8

Публикации по теме:

«Новогодний утренник в средней группе» расширение представления детей о традициях празднования Нового года«Новогодний утренник в средней группе» расширение представления детей о традициях празднования Нового года Новогодний утренник в средней группе МДОУДС №10 Копейского городского округа Челябинской области. Муз. работник Швицова Нелли Владимировна.

Дидактические игры по сенсорному развитию в младшей группе 1. «Воздушные шары» Д/з: Познакомить детей с шестью цветами путем подбора по образцу. Словарь: Название шести цветов «спектра»- «красный»,.

Дидактические игры для закрепления представления о профессиях Хочу представить игры заводилки, которые помогли моим детям закрепить представления о профессиях. В их основу положены стихотворения В Степанова.

Формирование сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста. Принципы формирования самостоятельной игры .

Формирование сюжетной игры детей четвертого года жизни Формирование сюжетной игры детей четвёртого года жизни. (консультация для молодых специалистов) К трём годам дети овладевают условными.

Консультация «Какие игры полезно играть, чтобы сформировать пространственные представления у детей с Сдвг?» Самой первой системой ориентации в пространстве является схема собственного тела (представление о частях тела, их взаимном расположении,.

Проект «Спортивная родословная моей семьи». Формирование представления об Олимпийских играх, спортивной родословной семьиПроект «Спортивная родословная моей семьи». Формирование представления об Олимпийских играх, спортивной родословной семьи В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» основными задачами, стоящими перед дошкольными образовательными учреждениями.

Сценарий представления воспитателя на конкурс «Воспитатель года» Звучит музыка «Танец Солнца», танцуют дети 1 ведущий: Как солнца луч всю Землю озаряет, Так и тепло даря вокруг, Тот человек, что воспитателем.

Формирование разговорной речи через дидактические игры Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Кетченеровский детский сад «Сайгачонок» Тема по самообразованию: «Формирование.

Вопросы дошкольной педагогики «Дидактические игры для сенсорного развития детей третьего года жизни» Дидактические игры для сенсорного развития детей третьего года жизни Чувашлева Олеся Владимировна, воспитатель МБ ДОУ «Детский сад № 156».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактические игры на формирование представления о месяцах года
Опубликовано: 2 июля 2015 в 21:28
+26Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактические игры на формирование представления о месяцах года» (включая файлы) размещена пользователем Елена Юрьевна Юртаева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД