Ольга Сергеевна Чернова
Дидактические игры по сенсорному развитию в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
1. «Воздушные шары»
Д/ з:
Познакомить детей с шестью цветами путем подбора по образцу.
Словарь:
Название шести цветов «спектра»- «красный», «оранжевый», «желтый», «зеленый», «синий», «фиолетовый».
Материалы:
Полоска белой бумаги с наклеенными цветными полосками-ниточки, шесть кружков тех же цветов.
Публикация «Дидактические игры по сенсорному развитию в младшей группе» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Темочки
Ход игры:
Воспитатель: «Сегодня, мы с вами будем играть в игру: «Воздушные шары». У вас есть, дети, есть шарики разных цветов и ниточки таких же цветов. Вам нужно привязать шарики к каждой ниточке такого же цвета.» Если дети затрудняются, воспитатель им помогает.
2. «Спрячь мышку»
Цель:
Закрепление знаний шести цветов спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый и их названий.
Материал:
Листы бумаги шести цветов, посередине белый квадрат, на котором нарисована мышка (мышкин домик, квадраты тех же шести цветов – дверцы, мягкая игрушка кошка.
Рекомендации к проведению:
Взрослый предлагает ребенку поиграть в игру «Спрячь мышку».Сначала он знакомит ребенка с правилами игры, затем они играют вместе. Взрослый раскладывает на столе три домика, рядом кладет квадраты-дверцы шести цветов. Для того, чтобы спрятать мышку, надо закрыть окошко дверцей- квадратиком того же цвета, что и домик. Если дверца-квадратик будет другого цвета, отличного от цвета домика, придет кошка и съест мышку.
Когда все дверцы закрыты, приходит кошка- «ловить мышей». Не найдя ни одной не правильно закрытой дверцы, кошка уходит.
Затем ребенку даются три «мышкиных домика» и шесть квадратов всех цветов, предлагается спрятать мышек, пока кошка спит. Ребенок выбирает квадраты-дверцы тех же цветов, что и «мышкины домики», лежащие перед ним, и закрывает их.
3. «Подбери по цвету»
Д/ з:
Закреплять представление о шести цветах. Научить детей выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предметов (формы, величин, функционального назначения).
Материал:
Карточка (30х20 см) разделена на шесть клеток (10х10 см) разных цветов, силуэты игрушек - по одному каждого цвета.
Ход игры:
Воспитатель: «Дети, мы будем играть в игру «Подбери по цвету». У вас есть коврики из разноцветных клеток, и есть игрушки. Посмотрите и скажите, чем они отличаются. (по цвету). А теперь подберите игрушки на такую клеточку, чтобы она на ней спряталась». Дети выполняют задание, воспитатель проверяет и оценивает работу детей, спрашивает почему эта игрушка спряталась (синяя – на синем квадрате, красная – на красном и т. д.)
4. «Подбери чашки к блюдцам»
Цели:
Учить детей различать цвета и использовать названия цветов в речи. Развивать мелкую моторику, внимание.
Материалы:
Наборное полотно, блюдца и чашка разных цветов.
Ход игры:
В магазин сначала привезли блюдца. Продавцы расставили их по полкам. На верхнюю полку поставили вот такие блюдца (показывает)
Какие? (Ответы детей)
На нижнюю – вот такие. Какого они цвета? (Ответы детей). Одинакового ли цвета блюдца на верхней полке и на нижней? (Ответы детей).
Потом привезли чашки. Давайте поможем продавцам подобрать к блюдцам нужные чашки. Они должны быть такого же цвета, как блюдца.
Воспитатель кладет на стол картонные плоские чашки. Ребенку он поручает подобрать чашки к блюдцам.
Одобряет действия ребенка, который, посмотрев внимательно на блюдца, отбирает все нужные чашки. Спрашивает, какого они цвета.
5. «Полянка»
Цели:
Учить группировать предмету по цвету. Устанавливать тождества и различия цвета однородных предметов. Учить понимать слова «цвет», «такой», «не такой», «разные».
Ход занятия:
Воспитатель: Дети хотите погулять? Под музыку идем гулять. Приходим «на полянку». Ой, куда мы попали? А как ты догадался? Правильно. В лесу растут травка, деревья, цветы. Это не просто цветы, а домики для бабочек.
Сейчас я каждому из вас дам картонную игрушку бабочку. Звучит музыка. Дети давайте «полетаем» со своими бабочками. А теперь бабочки устали. Посадим бабочек на свои домики. Будьте внимательны! Каждая бабочка должна сесть на свой домик. Посадили.
Игра помогает в игровой форме выучить или закрепить выученные цвета. Повторить можно с листочками разного цвета.
6. «Разноцветные комнаты»
Д/ з:
Развивать представление детей об основных цветах спектра: красном, оранжевом, желтом, синем, зеленом, фиолетовом.
(Ход игры тот же, как в игре №3, только вместо игрушек геометрические фигуры).
7. Лото «Цвет»
Д/ з:
Развивать представление детей об основных цветах спектра, учить подбирать предметы по заданному признаку (цвет) с отвлечением от других свойств предметов.
8. Дидактическая игра «Окраска воды»
Д/ з:
Формировать у детей представление о разных оттенках цвета по светлоте.
Словарь:
«светлый», «темный», «светлее», «темнее»
Материал:
2 банки с водой, красная гуашь, по две банки с водой, наполненные до половины на ребенка.
Ход игры:
Воспитатель: Мы сегодня будем красить воду, у нас с вами получится красная вода разных оттенков. Вода в баночках бесцветная, а мы сделаем ее цветной. Смотрите, как я буду красить воду: я беру краску на кисть, макаю кисть до половины, теперь прополаскиваю ее в одной баночке, у меня получилась светло-красная водичка, а в другую баночку положу краски побольше, видите получилась тоже красная вода только темная. Тоже выполняют дети, называя, какая из них светлее, какая темнее.
9. «Какие бывают фигуры» №1
Д/ з:
Познакомить детей с двумя формами: кругом и квадратом. Учить обследовать геометрические фигуры (обводить пальцем контуры, называть их).
Материал:
Кукла, крупные квадраты и круги, круги и квадраты разных цветов – по три фигуры каждой формы (в конвертах)
Ход игры:
Воспитатель: К нам в гости пришла кукла Катя, и она нам, что-то принесла, давайте посмотрим, что у нее в корзиночке. Оказывается она нам принесла разные фигуры. Вот это круг, я обведу его пальцем, а теперь дети покажут кукле Кате, как надо обводить пальчиком круг, давайте все вместе нарисуем пальчиком в воздухе кружок. Аналогично с квадратом.
10. «Какие бывают фигуры» №2
Д/ з:
Познакомить детей с новыми формами: овалом, прямоугольником, треугольником, давая их в паре с уже знакомыми: квадрат-треугольник, квадрат-прямоугольник, круг-овал.
Материал:
Крупные фигуры: квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, овал, по две фигуры каждой формы меньшего размера для детей.
Ход занятия:
Аналогично как в игре №9.
11. «Назови геометрическую фигуру»
Д/ з:
Учить детей зрительно обследовать, узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).
Материал:
Таблицы с геометрическими фигурами, на каждой таблице, контурные изображения двух-трех фигур в разных положениях и сочетаниях. В конвертах.
Ход игры:
Воспитатель, достает таблицы из конвертов и предлагает детям рассмотреть геометрические фигуры, обвести контуры фигур, назвать их.
12. «Подбери фигуру»
Д/ з:
Учить детей выделять форму предмета, отвлекаясь от других признаков: цвета, величины.
Материал:
Демонстрационный: по одной крупной фигуре каждой из пяти геометрических форм.
Раздаточный: карточки с контурами геометрических фигур – по две фигуры каждой формы двух величин разного цвета (большая фигура совпадает по величине с контурным изображением на карточке).
Ход игры:
Воспитатель: предлагает вспомнить детям названия разных форм (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник); «Сейчас мы будем раскладывать фигуры по форме, на цвет, обращать не надо. Перед собой положите карточки и разложите по форме сначала большие фигуры, а потом на них поменьше.» (Дети, которые разложили неправильно, воспитатель предлагает обвести контуры пальцем, найти и исправить ошибку.)
13. «Найди предмет такой же формы»
Д/ з:
Учить детей сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами.
Материал:
Геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник) по три-четыре предмета каждой их этих форм.
Ход игры:
На одном столе разложены геометрические фигуры, на другом предметы. Воспитатель рассказывает правила игры : «Мы будем играть так, тот кого я назову, подойдет к столу и найдет предмет такой же формы, какую я покажу, а название этой формы скажет тот ребенок, которого он выберет. Найденный предмет высоко поднимается, если он выбран правильно, дети хлопают в ладоши. Предмет перекладывается с формой, на которую он похож. Игра продолжается, пока все предметы не будут подобранны к образцам».
14. «Кому какая форма» №1
Д/ з:
Учить детей группировать геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники, треугольники) по форме, отвлекаясь от цвета и величины.
Материал:
Матрешка, мишка, кукла. Раздаточный: по три квадрата, прямоугольника, треугольника разных цветов и размеров, три подносика на каждого ребенка.
Ход игры:
Воспитатель: «Давайте вспомним, как называются эти фигуры, (показывает детям поочередно квадрат, треугольник, прямоугольник). Найди у себя по одной такой же фигуре и обведи ее пальцем. А теперь каждый положит на поднос три фигуры одинаковой формы, кто какой хочет для матрешки, а для мишки другой формы, а для куклы оставшиеся.» Вопросы к детям: Какие фигуры ты положил матрешке, какие мишке, кукле.
15. «Разноцветные кружки»
Д/ з:
Закреплять понятия о величине
Материал:
Кружки, квадраты, прямоугольники разного размера и разного цвета.
Ход игры:
Предложи положить кружки (либо другую геометрическую фигуру) начиная от самого большого, так чтобы был виден цвет предыдущего кружка.
Осязание.
16. «Лягушки»
Д/ з:
Развивать речевой слух.
Дети встают в круг, затем воспитатель вместе с детьми читает стихотворение:
Вот лягушки по дорожке
Скачут, вытянувши ножки
Увидали комара,
Закричали: «Ква-ква-ква».
Дети изображают прыгающих лягушек. После этого педагог предлагает одному из детей встать в круг, закрыть глаза и узнать, кто подает голосок. В это время один из детей, стоящий по кругу, произносит: «Ква-ква-ква». Ребенок стоящий в круге, называет имя того, кто только что заквакал.
17. «Стирка белья»
Д/ з:Учить определять название различных влажностных свойств материала, устанавливать отношения между предметом или веществом и ощущением сухости или влажности этого предмета.
Материал:
Таз с водой, мыло и различная кукольная одежда, веревка для просушки белья и прищепки.
Ход игры:
Перед стиркой спросить детей какое сейчас белье мокрое или сухое. Во время стирки, положив одежду в таз, снова спрашиваем, какое теперь стало белье. А теперь развешиваем мокрое белье. Потом дети снимают просушенное белье. Поговорить с детьми о том, как можно просушить белье (повесить на веревку, положить в сушилку и т. д.)
18. «Моем посуду»
Д/ з:
Работать над умением определять название различных тепловых ощущений, опираясь на тактильное ощущение, то есть развивать осязательное восприятие.
Демонстративный материал:
Тазы с холодной и теплой водой, наборы игрушечной посуды.
Раздаточный материал:
Несколько предметов из кукольной посуды на каждого ребенка.
Ход игры:
Воспитатель заранее готовит два таза с водой (в одном теплая вода для мытья посуды, в другом – холодная для ополаскивания). Предложить детям помочь куклам мыть и ополаскивать посуду, а затем класть ее на сушилку. Обязательно дать возможность каждому ребенку, какой водой он моет, а какой ополаскивает посуду.