Наталья Живоедова
Формирование сюжетной игры детей четвертого года жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование сюжетной игры детей четвёртого года жизни.
(консультация для молодых специалистов)
К трём годам дети овладевают условными предметными действиями, посредством которых они развёртывают самостоятельную игру. Трёхлетний ребёнок уже способен овладеть ролью – более сложным и структурным узлом.
Ролевое поведение в игре охватывает широкий диапазон процессов – от непосредственного подражания до осознанного принятия роли, включая её в разнообразные связи с другими ролями. Ролевое поведение имеет всегда два аспекта: первый – характерные роли с предметами (доктор делает укол, шофёр ведёт машину, художник рисует картину, второй – «ролевая речь», обращённая к партнёру (доктор узнаёт у пациента, что его беспокоит). Поэтому, чтобы полноценно владеть игровой речью, ребёнку необходимо уметь говорить с партнёром как носителем другой игровой роли, т. е. уметь развёртывать специфическое ролевое взаимодействие – ролевой диалог.
Темочки:
Принимая на себя роль в игре, ребёнку, необходимо уметь соответственно реагировать на действия и речь носителей разных ролей, связанных по смыслу с его ролью, т. е. уметь изменять в ходе игры ролевое поведение в зависимости от роли партнёров. Более того, в игре с другими детьми, ребёнку надо уметь менять свою игровую роль в зависимости от развёртывающего сюжета.
Для детей четвёртого года жизни достаточно уметь принимать и обозначать игровую роль, реализовать специфические ролевые действия, направленные на партнёра – игрушку, развёртывать парное ролевое взаимодействие, элементарный ролевой диалог с партнёром – сверстником. В тоже время в самостоятельной деятельности детей могут появиться не только основные роли, но и независимые. Педагог должен понимать, что его цель – не унификация, приведение к единообразию игры всех детей в рамках «заданных сюжетов и ролей», а развитие игры каждого ребёнка с опорой на его личные интересы.
В ходе совместных игр, воспитатель своими вопросами, репликами старается максимально активизировать ролевую речь детей. Взаимодействие взрослого с ребёнком, выполняющую основную роль, служит общей моделью для второго ребёнка, участвующего в игре.
Педагог должен понимать, что организуя игру вовсе не для тог, чтобы все дети начали самостоятельно играть. Главное заключается в том, что теперь в свободной самостоятельной игре действия с игрушками будут в большей степени сопровождаться ролевыми диалогами, появиться название свое роли.
Важны не сами конкретные сюжеты и роли, а общие принципы формирования сюжетной игры. Воспитатель играет вместе с детьми: он развёртывает игру таким образом, чтобы выделить для детей именно ролевое поведение; ролевое поведение ребёнка сразу ориентируется на партнёра (сначала взрослого, затем – сверстника).