Марина Дерябина
Дидактические игры как средство развития речи у дошкольников 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Речь — сложный психологический процесс, который формируется в раннем возрасте. Исследования показывают, что младший возраст особенно важен для развития речи, так как именно в этот период закладываются основы для активного словаря.
Публикация «Дидактические игры как средство развития речи у дошкольников 3–4 лет» размещена в разделах
Важное значение имеет активизация словаря детей младшего возраста, учитывая возрастные и психологические особенности детей, а также изменения в системе образования. Игровые ситуации и дидактические игры являются эффективными методами для этого.
Дидактическая игра — это многоплановое педагогическое явление, которое способствует развитию речи, мышления, внимания и памяти ребёнка. Она помогает осваивать новые понятия, развивает объяснительную речь и стимулирует познавательную активность. Дидактические игры способствуют развитию всех компонентов устной речи, формированию словаря, воспитанию звуковой культуры речи и фонематического слуха, а также практическому овладению нормами речи. Игровой метод и дидактические игры для детей 3–4 лет хороши тем, что они: развивают сенсорику, психические процессы (память, внимание, мышление); активизируют предметную деятельность и наглядно-действенное мышление; совершенствуют восприятие, речь и начальные формы произвольного поведения; развивают словарный запас и коммуникативные навыки; способствуют систематическому и целенаправленному развитию речи, восприятия и других важных качеств личности ребёнка.
Цель работы — изучить способы и приёмы активизации речи детей 3–4 лет, объединить усилия педагогов и родителей для успешного речевого развития детей.
В своей работе с детьми 3–4 лет я использовала различные настольно-печатные игры, такие как «Детёныши животных». Эти игры помогают развивать речь дошкольников, так как они:
-обогащают и активизируют словарный запас ребёнка;
-формируют правильное произношение звуков и умение выражать свои мысли;
-развивают фонематический слух;
-способствуют развитию связной речи.
Помимо настольно-печатных игр, были следующие дидактические игры с предметами :
1.«Чья вещь?» — ребёнок должен определить принадлежность предмета определённому человеку или животному.
2.«Заводная кукла» — игра с заводной игрушкой, которая издаёт звуки при движении.
3.«Что как звучит?» — ребёнок должен определить звук, который издаёт предмет.
4.«Магазин» — ребёнок должен описать предмет, который хочет купить, используя прилагательные.
5.«Что изменилось?» — ребёнок должен запомнить расположение предметов и определить изменения после перемещений.
6.«Ежик, хочешь молока?» — ребёнок должен составить предложение с заданным словом.
7.«Чудесный мешочек» — ребёнок должен определить предмет на ощупь и описать его свойства.
8.«Волшебный цветок». Вариаций правил этой игры несколько, я использовала следующие:"На цветочке изображены яркие картинки, соответствующие стихам. Дети стрелочкой указывают на ту картинку, которая соответствует прочитанному воспитателем стиху, или наоборот воспитатель читает стих, который выбрали дети, показав стрелочкой на картинку. В ходе игры воспитатель предлагает детям разучить стих наизусть. В дальнейшем дети могут играть самостоятельно и рассказывать друг другу знакомые стихи. "
В конце нашей работы с детьми мы провели словесные дидактические игры. Среди них были «Играем в слова», «Что из чего получается», «Добавь словечко», «Эхо», «Назови ласково», «Закончи предложение», «Что в чём», «Когда это бывает?» и другие. Эти игры помогли развить мышление, речь и расширить словарный запас детей.