Наталья Федорова
Дидактические игры как средство развития математических способностей детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности является - игра. Только в игре ребенок радостно и легко, как цветок под солнцем, раскрывает свои творческие способности, осваивает новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения.
Публикация «Дидактические игры как средство развития математических способностей детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Как сказал В. А. Сухомлинский «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
Именно игра с элементами обучения, интересная ребёнку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника. Такой игрой и является дидактическая игра.
Дидактические игры по формированию математических представлений можно разделить на следующие группы:
1 Игры с цифрами и числами
2 Игры-путешествия во времени
3 Игры на ориентировку в пространстве
4 Игры с геометрическими фигурами
5 Игры на логическое мышление
Главная особенность дидактической игры в том, что задание детям предлагается в игровой форме, которая состоит из воспитательного и познавательного содержания, а также- игровых заданий, игровых действий и организационных отношений.
К первой группе игр относится обучение детей счёту в прямом и обратном порядке. Я стараюсь знакомить детей с образованием всех чисел в пределах 20, путём сравнивания равных и неравных предметов. Использую такие дидактические игры как : «разложи по порядку», «Кто первый назовёт», «Какой цифры не стало?», «Назови соседей», «Кто первый назовет, которой по счёту игрушки не стало», «Путаница», и другие.
Вторая группа математических игр служат для знакомства детей с днями недели, названиями месяцев, их последовательностью. Использую следующие дидактические игры : «Назови скорее», «Живая неделя», «Двенадцать месяцев», «Времена года», и другие.
В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве. Моя задача - научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять своё место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому: «Следопыт», «Где был колобок?», «Прятки» и др.
В четвертой группе, игры для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагаю узнать в окружающих предметах форму треугольника, квадрата, круга. Применяю игры : «На что похоже?», «Чудесный мешочек», «Геометрическая мозаика», «Посмотри вокруг»….
Пятая группа – это любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она не предназначалась несёт в себе определённую умственную нагрузку. В ходе решения каждой новой задачи ребёнок включается в активную мыслительную, поисковую деятельность, стремиться достичь конечной цели, тем самым развивая логическое мышление.
Работая в данном направлении, я всегда помню, что в дидактической игре математического направления моя роль – роль воспитателя несравненно большая, чем в играх другой направленности. Именно я ввожу детей в ту или иную игру и знакомлю их с методом её ведения. Участвую в ней, веду её так, чтобы использовать для достижения больших результатов.
Отбирая игры-я исхожу из того, какие программные задачи буду решать с их помощью, как игра будет способствовать развитию умственной активности детей, воспитанию нравственных сторон личности. Я детально продумываю как, выполняя программную задачу, сохранить игровое действие и обеспечить возможность каждому ребёнку активно действовать в игровой ситуации. Я всегда помню, что руководство дидактическими играми осуществляется в соответствии с возрастными возможностями детей.
Дидактические игры несут в себе огромный вклад в формировании математических представлений дошкольников, помогают детям закрепить и расширить знания по математике. И по этому, мною, совместно с детьми, была придумана и изготовлена дидактическая игра для дошкольников "Математический паровозик" Краткое описание ресурса: игра для детей дошкольного возраста на формирование элементарных математических представлений, развитие логического мышления.
Цель и задачи ресурса: закрепление навыков счета, состава числа, числового ряда, порядкового счета, основных цветов, дней недель, времён года и месяцев; развитие зрительного восприятия, логического мышления. Формировать умение представлять числа в виде суммы двух слагаемых (на основе наглядности).
Актуальность и значимость ресурса: игра может быть использована логопедами, дефектологами, родителями в коррекционной работе с детьми.
Оборудование: игра выполнена с помощью ПК (персонального компьютера, состоит из плоскостных изображений, из фоамирана: паровоза, вагончиков, колес для вагончиков, билеты для пассажиров в пустые окошки
Практическое применение: индивидуальные занятия, фронтальные коррекционные занятия (в качестве демонстрации задания или непосредственно игры «по очереди»).
Методика работы с ресурсом:
1. Индивидуально: ребёнок паровозик и подставляет к нему вагончики по порядку (на крыше паровоза изображено число) и подбирает к вагончику в окошечки билеты с изображением цифр или колёса с изображением точек так, чтобы в паре они составляли указанное число.
2. Фронтально: используется в качестве демонстрации задания при помощи магнитной доски и магнитов; дети на своих местах работают устно и фронтально.
Варианты игры : 1. Выложите перед ребенком паровозик с несколькими вагончиками (количество вагончиков зависит от освоения ребенком пределов счета) и предложите разложить вагончики по порядку. Затем предложите ребенку посчитать общее количество вагончиков, или же посчитать их по порядку, закрепив, таким образом порядковый счет. Или как вариант закрепления порядкового счета предложите ребенку паровозики с изображенными на них цифрами выстроить по порядку;
2. Предложите ребенку один из паровозиков с определенным числом. Попросите подготовить его для дальнего путешествия. Но для этого ему нужно заселить вагончики пассажирами, (согласно купленных билетов) так, чтобы пара билетов вместе составило число изображенное на паровозике.
Спросить с какими билетами можно садиться в тот или иной вагончик.
Назвать пассажиров.
3. Предложите ребенку назвать цвет вагончика под номером 1, 5, 9 и т. д.
4. Предложите ребенку составить вагончика по временам года, а билетики будут месяцами этого времени года.
5. Можно выложить вагончики по дням недели и назвать их.
Дидактические игры можно использовать не только в детском саду, но и дома. На прогулке можно наблюдать и одновременно считать предметы, определять величину предметов и др.
Можно сделать следующий вывод: развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребёнка дошкольного возраста. Оттого насколько будут развиты у ребёнка познавательный интерес и познавательные способности зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом.
Ребёнок, которому интересно узнавать что-то новое, у которого это получается, всегда будет стремиться узнать ещё больше – что, конечно, является самым положительным образом и скажется на его умственном развитии.