Екатерина Селезнева
Дидактические игры как инструмент речевого развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры как инструмент речевого развития детей дошкольного возраста
Эпоха дошкольного возраста является активным периодом в овладении языковыми навыками. Освоение родного языка стоит в ряду ключевых достижений малыша в этот период, и в рамках современного дошкольного образования оно выступает фундаментом для всего процесса воспитания и обучения.
Известно, что игра является любимым занятием малышей. В процессе игры дети взаимодействуют друг с другом, осваивают новые знания, учатся общаться, развивают мыслительные способности и, конечно же, стимулируют развитие речи.
Публикация «Дидактические игры как инструмент речевого развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Развитие речи у малышей стоит на первом месте в списке приоритетов дошкольного образования. Чтобы дети усваивали речевые навыки с максимальной эффективностью, важно применять технику и методики, которые будут стимулировать их умственное развитие. Одним из ключевых инструментов для этого служит дидактическая игра, которая становится незаменимым ассистентом в процессе обучения в детском саду. Включение дидактических игр в образовательную программу значительно усиливает результативность обучения и воспитательной работы.
Дидактические игры выступают в роли важного инструмента в процессе воспитания и обучения малышей. Они являются мощным инструментом для стимулирования их речевого развития. Регулярное применение таких игр способствует более глубокому пониманию и усвоению учебного материала.
В ходе игрового процесса у детей дошкольного возраста происходит следующее:
- увеличивается стремление к общению, успешно развиваются навыки общения;
- расширяется и активизируется словарный запас детей;
- развивается дыхание и четкая речь, логика высказываний, связная и образная речь;
- совершенствуется умение вести диалог, его грамотное построение;
- улучшаются внимание, память, мышление, воображение;
- дети запоминают больше слов и фраз.
В последнее время отмечается увеличение числа детей с проблемами в речи. Сегодня дети проводят больше времени за компьютером и телефоном, общение в семье сведено к минимуму, родители считают, что достаточно занятий по развитию речи, предлагаемых в детском саду, однако на практике это недостаточно для формирования речевых навыков. В решении этой проблемы отлично помогает дидактическая игра.
Дидактические игры, подобно обычным играм, приносят огромное количество положительных эмоций и вдохновения каждому малышу. Они увлекают детей, заставляя их проявлять интерес к обучению. Благодаря таким играм дети не замечают, как усваивают новые знания и навыки. В процессе игры дети общаются, выражают свои мысли и мнения, что способствует формированию правильной грамматики, развитию связной и диалогической речи. Используя дидактические игры, можно успешно решать множество образовательных задач. Нельзя не отметить, что эти игры увлекают детей своими яркими и красочными элементами. Создать дидактическую игру своими руками из доступных материалов – легко. Самим детям также может быть интересно участвовать в этом творческом процессе. Занятия по созданию дидактических игр будут увлекательны для любого ребенка.
Все дидактические игры можно классифицировать на три основных типа: игры с предметами (игрушками, природным материалом, настольно-печатные и словесные игры.
Игры с предметами
Принимая участие в играх с использованием игрушек и обычных вещей, малыши осваивают навык определения схожести и различий между объектами. Такие занятия помогают детям познакомиться с характеристиками и свойствами предметов, такими как цвет, размер, форма и качество. Игры с предметами способствуют обогащению словарного запаса, укреплению памяти и стимулированию логического анализа.
В процессе учебно-игровых занятий с предметами малыш приобретает умение критического мышления, анализа и сопоставления объектов. Это способствует повышению внимательности, расширению кругозора и улучшению координации рук и пальцев.
Настольно-печатные игры
Игры этого рода пользуются огромной популярностью у детей, ведь они не только приносят удовольствие, но и способствуют развитию речи у малышей. Настольные игры помогают развивать навыки связной речи, грамматики, обогащают словарный запас, стимулируют воображение, логическое мышление и память.
Существуют различные виды настольно-печатных игр, которые развивают речь дошкольников. Это различные ходилки, домино, лото, звуковые дорожки, кубики с условными знаками.
Словесные игры
Словесные игры основаны на словах и действиях участников. Они помогают решать разнообразные задачи, описывать предметы, выделяя их особенности, угадывать по описанию, находить сходства и различия, группировать объекты по различным признакам. Эти игры играют важную роль в развитии мышления у детей, поскольку они учат детей высказывать собственные мнения, делать выводы и анализировать, замечая логические ошибки.
Игры со словами способствуют развитию у детей умения говорить и мыслить, развивают фантазию и творческое мышление. Для таких игр не требуется никаких дополнительных предметов, их можно играть в любое время и в любом месте.
Таким образом, можно утверждать, что дидактические игры способствуют широкому развитию речевых навыков у детей дошкольного возраста. Они направлены на овладение речью как средством общения, расширение активного словаря, развитие связной, грамотной диалоговой и монологической речи, улучшение произношения и интонации, развитие фонематического слуха, формирование звуковой грамотности.