Вишневецкая Маргарита Ивановна
Дидактические и словесные игры для закрепления словарных слов
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические и словесные игры на закрепление словарных слов.
Нам необходимо добиваться того, что бы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы, общему развитию ребёнка служила формированию его способностей, и обогащению словаря.
А. В. Запорожец.
«Подумай и скажи»
(Старшая группа)
Цель: Учить детей подбирать слова подходящие по смыслу и похожие по звучанию. Активизировать словарный запас.
Публикация «Дидактические и словесные игры для закрепления словарных слов» размещена в разделах
Наглядный материал: Игрушки, птичка, мишка, зайка.
Ход.
В:- Мы научились с вами дети,-говорит воспитатель. -находить и ясно произносить разные слова. Все они звучат по-разному. Но есть среди них и такие, что звучат немножко, похоже, послушайте: сверчок, паучок, жучок, произнесите эти слова вслушайтесь! А что можно сказать про такие слова : резина, корзина? Правда, они тоже звучат, похоже? Перед вами три игрушки: птичка, мишка, и зайка. К названию каждой будем подбирать похоже, звучащие слова. Вначале к слову –птичка. Кто уже догадался (Коля добавляет слово синичка).Что же получится? Произнеси сразу два слова.
-Птичка-синичка.
-Хорошо Кто другое слово предложит?
-Певичка, невеличка.
-Удачные слова, все подходят к птичке и все звучат похоже, послушайте ещё раз: птичка синичка, певичка, невеличка. Подберём теперь слова к слову-мишка. И. т. д
Воспитатель поощряет детей, которые подбирают слова, подходящие по смыслу и по звучанию: топ-тыжка, малышка, сынишка. Затем дети подбирают похожие слова к слову зайка, незнайка, зазнайка, побегайка, всезнайка.
«Что получится»
(Средняя группа)
Цель: Учить детей,превращать короткие слова в длинные, обогащать словарный запас.
Наглядный материал: Предметные картинки: лист, кот, уж, дом,лес. (все названия короткие,демонстрационная и индивидуальная звуковые линейки, верёвочка.
Ход игры.
Педагог выставляет на стенде картинку, на которой изображён лис, и говорит, что короткое слово лис нужно превратить в длинное. Дети называют слова лисище, лисонька, лисёночек, лисичка, лисица.) Короткое слово лис дети проговаривают протяжно и следят за последовательным расположением звуков. С помощью своих индивидуальных линеек. Длинные слова педагог демонстрирует на большой линейке. Затем педагог показывает картинку с изображением листа, дети изменяют слово,превращая его в длинное (листочек, листики, лиственный,произнося длинные слова они шагают вдоль верёвки, такая работа проводится и со словами ёж, кот, уж, мышь, щенок, и др.
«Парные картинки»
(Старшая группа)
Цель: Учить детей находить две идентичные картинки среди множества(10-15 предложенных,активизировать словарь в процессе классификации предметов.
Наглядный материал: Наборы предметных картинок: «Одежда», «Посуда», «Мебель», «Транспорт», «Игрушки» и т. д. (по 2 шт. на куклы)
Ход.
Воспитатель показывает детям куклы, говорит,что они сестрёнки и предлагает обеим подарить по игрушке. Дети выбирают две картинки с изображением игрушек из всех предложенных. Затем, воспитатель говорит, что куклы хотят погулять,и предлагает помочь куклам найти свою одежду. Дети выбирают две картинки с изображением предметов одежды и т. д. При этом педагог побуждает детей отвечать на вопросы, активизируя их речь: Что это? Для чего это нужно? Какого цвета? И т. д. Так же в этой игре можно использовать комплексные картинки. На одной такой картинке, изображены например, несколько предметов посуды, мебели, одежды и т. д.
Дидактическое упражнение «Раз, два, три один много назови»
Выложи предмет из геометрических фигур»
(Вторая младшая группа)
Цель: Учить детей раскладывать к группам игрушек равное количество мелких предметов: каждую игрушку одной группы к игрушке другой группы. Упражнять в раскладывании игрушек правой рукой слева на право. Научить детей видеть сколько,каких игрушек они видят на столе и в окружающей обстановке, упражнять в умении выкладывать предметы из геометрических фигур. Закреплять словарные слова : слева, справа, геометрические фигуры.
Наглядный материал: Два вида игрушек, предметы на разных столах повторяются, но в группах, содержащих разное количество,розетки с мелкими игрушками, геометрические фигуры.
Ход.
В: Дети,посмотрите у вас на столе расположены мелкие игрушки предметы, геометрические фигуры Вызванный ребёнок должен разложить перед игрушками столько же кружков или других мелких предметов, сколько игрушек на столе, напоминаю, что раскладывать предметы надо правой рукой слева направо. Разложив кружки перед игрушками одного или двух видов ребёнок должен рассказать. что он ещё видит на столе.
-Здесь одна кукла и много зайчиков.
В:-Что ты сделал?
-Я разложил много морковок там, где много зайчиков и один мячик дал кукле-она одна.
Аналогично второй ребё нок: –Я положил грибочков столько, сколько белочек. В процессе игры педагог учит детей пользоваться выражениями Столько-сколько, или поровну. Далее педагог предлагает детям самим поискать каких предметов в групповой комнате много, каких один. (Дети находят в окружающей обстановке, называют. Затем педагог обращается к детям :-Сейчас я вам раздам карточки, на них вы увидите предметы, состоящие из геометрических фигур. Вы посмотрите внимательно и выложить рядом такой же предмет из геометрических фигур. В ходе игры подхожу,уточняю из каких геометрических фигур состоит предмет, цвет. Подвожу итог.
«Детки, с какой вы ветки?»
(Старшая группа)
Цель: Упражнять детей в нахождении листьев по сходству, развивать слуховое восприятие, активизировать словарь детей (название деревьев клён-кленовый, дуб- дубовый, тополь- тополиный, берёза-берёзовый, каштан-каштановый, рябина –рябиновый и т. д)
Наглядный материал :Предметные картинки-гербарий листьев.
Ход.
Педагог раздаёт листья детям разных деревьев.
-Вы знаете,ребята какие деревья растут вашем детском саду?
Проводит экскурсию –путешествие по окрестностям дет сада, рассматривают деревья и листья. Сравнивая и называя листья, педагог выясняет, что знают дети о деревьях, чем отличаются их листья. Далее предлагает поиграть, объясняет правила. -Я раздам всем по листику. И у себя оставлю несколько штук. Когда я покажу листик и скажу :- Детки, с какой вы ветки? Вы подойдёте ко мне и скажите какой лист,с какого дерева. (можно усложнить подойти к тому дереву имеющемуся на игровой площадке и сказать как называется дерево и лист).Для закрепления знаний можно поменяться листьями и возобновить игру.