Лучший педагог года

Дидактические игры для формирования графомоторных навыков у детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи

Елена Ишбаева
Дидактические игры для формирования графомоторных навыков у детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы

В основе современных теорий, разрабатываемых учеными, лежит концепция И. П. Павлова. Он считал, что развитие мышц руки формирует не только речь, но и мышление. Развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых центров в обоих полушариях дает человеку преимущества в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана и с мышлением. В настоящее время является актуальным поиск путей формирования графомоторных навыков у детей дошкольного возраста. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Движения формируются при участии речи. Точное, динамичное выполнения упражнений для ног, рук, пальцев помогает совершенствовать и движения артикуляционного аппарата: губ, языка, нижней челюсти.

Публикация «Дидактические игры для формирования графомоторных навыков у детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи» размещена в разделах

Наиболее благоприятным для развития моторики пальцев графомоторных навыков является возраст 6-7 лет. Если организовывать различные виды деятельности в этом возрасте, систематически использовать тренировочные упражнения, можно достичь хороших результатов у детей с общим недоразвитием речи.

Графомоторный навык — это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные знаки и их соединения. Правильно сформированный графомоторный навык позволяет писать буквы четко, красиво, разборчиво, быстро. Неправильно сформированный графомоторный навык создает комплекс трудностей письма: небрежный, неразборчивый почерк, медленный темп. В то же время, переделка неправильного графического навыка не просто затруднена, но порой невозможна.

Для успешного формирования и развития графомоторных навыков у детей с общим недоразвитием речи используются дидактические игры.

Дидактические игры обеспечивают взаимосвязь воспитательного и обучающего воздействия с учетом возрастных психофизиологических особенностей ребенка. Для дидактических игр характерно четко выраженное обучающее эмоционально-познавательное содержание, воплощенное в игровой форме, образности, динамичности игровых действий.

Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера - обучающей задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру, но представляют ее в виде занимательной для детей формы.

Игры рекомендуется проводить перед занятиями в качестве разминки или в середине занятия для смены деятельности и активизации внимания.

К игре не следует приступать без разминки пальцев.

На первом занятии, возможно, использовать 1-2 игры.

В играх должны сочетаться сжатие, растяжение, расслабление кисти; использоваться изолированные движения каждого пальца.

Следует одновременно воздействовать на кинетическую и кинестетическую основу движений, формировать различные уровни движений и постепенное их усложнение.

Игры не следует проводить больше 8 минут (в среднем 5–6 минут ежедневно 3–4 раза).

Игры, могут быть включены в план занятия, а также рекомендованы родителям для дополнительных занятий с ребенком во внеурочное время.

Основное внимание педагога должно быть обращено на формирование правильной позы при письме: детей учат сидеть, держать ручку, располагать необходимые предметы на парте, самостоятельно работать. Успешность работы по формированию двигательных навыков зависит от ее систематичности и регулярности. Дидактические игры должны приносить ребенку радость, нельзя допускать скуки и переутомления.

Приемы, способствующие развитию графомоторных навыков через дидактические игры :

Пальчиковая гимнастика.

Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками.

Игры с пластилином.

Игры с конструкторами. Закручивание гаек, шурупов.

Игры с мозаикой. Составление картин по образцу и самостоятельное придумывание сюжетов.

Вырезание ножницами.

Рисование различными материалами - ручкой, простым карандашом, цветными карандашами, мелом, акварелью.

Работа с бумагой. Складывание (оригами). Плетение. Аппликации.

Игры с использованием штриховок.

Раскрашивание картинок в книжках-раскрасках.

Развитию мелкой моторики у детей дошкольников будут способствовать следующие дидактические игры :

«Запусти волчка»;

«Слепи из пластилина домашнее животное»;

«Собери бусы для куклы Маши»;

пальчиковая игра «Разбуди цветочек» – бутончик цветка (утром он проснулся и открылся, а вечером заснул – закрылся, спрятался);

«Мелкий, крупный дождик» (барабанить всеми пальцами обеих рук по столу);

«Ускакали кони» (хлопать в ладоши и по коленям тихо и громко, в разном темпе);

«Подружи пальчики» (собирать все пальцы в щепотку (пальчики собрались вместе – разбежались);

«Свяжем канат для пиратского судна»- завязывание узлов на толстой веревке, на шнуре;

«Построй дом для Пети» (игры с конструктором, мозаикой, кубиками);

«Собери матрешку»;

«Слепи песочный замок» (игры с песком, водой);

«Сделай платье для Аленки» (шить, вязать на спицах);

«Нарисуй букет» (рисовать, раскрашивать, штриховать);

«Помоги Морозке сделать снежинки» (резать ножницами);

«Нарисуй волшебную страну» (рисование различными материалами (ручкой, карандашом, мелком, цветными мелками, акварелью, гуашью, углем и так далее).

В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Игра «Теневой театр» поможет детям в умении владеть своими пальчиками. При помощи рук дети могут изображать птиц, животных, насекомых и вести между ними диалоги. Для проведения теневых игр необходим экран и источник света (торшер, настольная лампа). Между экраном и источником света (на расстоянии 1,5-2 метра от экрана) производятся движения руками, от которых падает тень на освещенный экран. Большой эффект в теневой игре достигается благодаря изменению расстояния руки от источника света. Это дает возможность увеличивать или уменьшать размеры теневых фигур.

Содержание графических дидактических игр разнообразно : штриховка, обведение заданных линий и контуров, проведение линий разной конфигурации, выполнение изображений в цвете, воспроизведение графических узоров по клеточкам и без опоры на них, самостоятельное создание разных вариантов декоративных композиций по опорным знакам (точкам, палочкам) и без них с учетом принципов ритма, симметрии, написание графем (отдельных элементов буквенных знаков). Это такие дидактические игры, как «Помоги пчелке долететь до улья» (ребёнок по инструкции влево - вправо, вверх - вниз на листе бумаги в клеточку рисует «дорожку»; нарисуй дорогу, по которой поедет машина; обведи пальцем дорогу, по которой двигалась птица, заяц; раскрась беговую дорожку; обведи путь, по которому летел самолётик); «Дорисуй недостающую фигуру»; «Найди, кто спрятался»; «Нарисуй такой же контур, кружочки, рисунок». Параллельно на том же самом материале у детей развивается внимание, зрительная память, зрительно-пространственные отношения, формируются функции распределения внимания (способность концентрироваться на нескольких воспринимаемых объектах, функции контроля как неотъемлемые компоненты графомоторной деятельности. Дети получают представление о рабочей строке, клеточке, линейке.

Таким образом, активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются ее обучающей задачей. Это побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Значит, дидактическая игра поможет ему чему-то научиться в легкой, непринужденной форме Тренировку пальцев рук необходимо начинать с самого раннего детства со всеми детьми. Для развития достаточного уровня пальцевой моторики необходима организация специальных дидактических игр.

Работа над развитием графических навыков и мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Возраст 6-7 лет является наиболее благоприятным для развития кисти руки. В этом возрасте, организуя различные виды деятельности, систематически применяя дидактические игры, можно достичь хороших результатов в развитии и формировании графомоторных навыков.

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речиКоррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи Из опытно-экспериментальной работы педагога - логопеда «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактические игры для формирования графомоторных навыков у детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 18 ноября 2024 в 12:02
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактические игры для формирования графомоторных навыков у детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи» (включая файлы) размещена пользователем Елена Ишбаева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД