Людмила Селезнева
Развивающее взаимодействие взрослого с ребенком. Дидактические игры для детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры для детей раннего возраста
В процессе действий с предметами ребёнок учится различать их форму. Малыша необходимо научить таким действиям, при котором он мог бы понять, что от умения определять форму зависит результат его деятельности. Поэтому первые игры и упражнения должны быть основаны на практических действиях, требующих опоры на форму предметов. Ребёнок может ещё не выделять форму зрительно и тем более не знать её названия. Способом ориентировки в задании являются здесь пробы, которым нужно научить ребёнка. В дальнейшем он вычленяет форму зрительно, Сначала делает это недостаточно точно, проверяя с помощью другого способа – примеривания. Лишь на основе длительного использования способов проб и примеривания в самых разных ситуациях и на самых разных объектах у ребёнка может возникнуть полноценное зрительное восприятие формы, умение вычленять её из предмета и соотносить с формой других предметов.
Публикация «Развивающее взаимодействие взрослого с ребенком, Дидактические игры для детей раннего возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Младшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
Приведем примеры дидактических игр, учитывающих вышеперечисленные требования к организации развивающего взаимодействия взрослого с ребенком раннего возраста.
Спрячь мышку от кошки.
Цель: Учить различать цвета.
Оборудование: Плоскостные домики из картона, окрашенные в разные цвета. Плоскостное изображение кошки и мышки.
Словарь: Кошка (мяу – мяу, мышка (пи – пи –пи, домик, дверь, хорошо, спрятать.
Ход игры.
Орг. момент.
Загадки: Мохнатенькая, усатенькая,
Молоко пьёт, песенки поёт.
(Кошка)
Живёт в норке – грызёт корки,
Кошки боится.
(Мышка)
Работа по теме.
Появление мышки (пищит). Мышка просит спрятать её от кошки в домик. Надо закрыть дверь домика, а то кошка найдё т мышку: «Надо найти дверь такого цвета, как домик». Ребёнок прячет мышку в домик, подбирает дверь такого цвета, как домик. Потом появляется кошка, бегает вокруг домика, ищет мышку, но не находит.
Итог.
Обратить внимание, что ребёнок хорошо спрятал мышку, правильно подобрал двери к домикам (все домики и двери одинаковые – одного цвета).
Найди цветок для бабочки.
Цель: Учить различать цвета (обозначать результат словами «такой», «не такой»).
Оборудование: Цветы, вырезанные из картона разного цвета. Бабочки, вырезанные из картона.
Словарь: Бабочка, цветок, смотри, слушай, такой же, не такой же.
Ход игры.
1. Орг. момент.
Педагог просит ребёнка закрыть глаза. На столе педагог раскладывает бабочек и цветы. Просит ребёнка открыть глаза. И говорит, что на поляну цветов прилетело много красивых бабочек.
2. Работа по теме.
Рассматривание бабочек. Рассматривание цветов.
Объяснение педагогом задания: «Бабочки хотят найти свои цветы – сесть на такой цветок, чтобы их не было видно, и никто не смог бы их поймать». Педагог даёт образец (показывает) : «Жёлтая бабочка села на жёлтый цветок».
Итог игры.
Оценка деятельности ребёнка.
Помоги Ёжику собрать грибы.
Цель: Различать цвета, знакомить с названием цветов, развитие мелкой моторики.
Оборудование: Ёж, грибы на липучке, картинки с нарисованными грибами.
Словарь: Ёж, грибы, шляпка, хорошо, название цвета: красный, жёлтый, оранжевый.
Ход игры.
Орг. момент.
Педагог спрашивает детей, кто был в лесу (что растё т в лесу: деревья, ягоды, грибы, какие животные собирают грибы (белочка, ёж).
Работа по теме.
К детям приходит Ёж, он просит помочь ему собрать грибы.
1 вариант: Педагог показывает ребёнку картинку с изображением гриба и говорит, что ребёнок должен собрать все грибы такого цвета, какого цвета шляпка на картинке нарисована.
2 вариант: Педагог просит детей собрать грибы только те, у кого красная шляпка, жёлтая шляпка (т. е. по словесной инструкции).
Итог игры.
Оценка деятельности ребёнка.
Ёж благодарит ребёнка, что он помог ему собрать грибы. Педагог поощряет детей : «Смотрите, сколько собрал Ёж грибов, давайте скажем, какого цвета они» (ребёнок называет цвет). Можно посчитать, каких грибов больше: красных, жёлтых, оранжевых.
Сделаем картинку.
Цель: Учить зрительно и по слову производить выбор, соотнесение величин, развивать внимание.
Оборудование: Большой лист бумаги с нанесённым на неё контурным изображением (бабочки, медведя, гриба). Вырезанные из цветной бумаги изображения этих предметов, точно совпадающих с контурами рисунков.
Словарь: Бабочка, медведь, гриб; маленький, большой.
Ход игры.
Орг. момент.
Педагог загадывает загадки детям:
Он в берлоге спит зимой,
Под большущею сосной,
А когда придёт весна –
Просыпается от сна. (медведь).
Над цветком порхает, пляшет
Крыльями машет. (бабочка).
Я стою на ножке толстой,
У меня есть красивая шляпка –
Под сосною я расту. (Гриб).
Потом педагог раздаёт детям контурные изображения (большой медведь – маленький медведь, большая бабочка – маленькая бабочка, большой гриб – маленький гриб).
Работа по теме.
Работа с трафаретами.
Педагог спрашивает: «У кого большой медведь?» (показывает трафарет). Ребё нок говорит: «У меня» (или поднимает руку, - потом должен наложить трафарет на контурное изображение.
Итоги.
Оценка деятельности ребёнка.
Воздушные шарики.
Цель: Учить различать разные цвета, выбирать цвет по образцу, развитие внимания.
Оборудование: Картинка с изображением медведя, зайца. Разноцветные шарики, вырезанные из картона.
Словарь: Мишка, зайчик, воздушный шарик, ниточка; название цвета.
Ход игры.
Орг. момент.
Работа над развитием мелкой моторики.
Пальчиковая гимнастика.
Надуваем мы шар,
Надуваем большой –
Вдруг, шар лопнул –
Воздух вышел,
Стал он тонкий и худой.
(Соединяем пальчики обеих рук).
Работа по теме.
Рассматривание картинки с изображением мишки и зайца. Педагог говорит, что у них улетели воздушные шарики, надо помочь животным: «Найти шарик такого же цвета, как ниточка. Зелёная ниточка – зелёный шарик».
Итог игры.
Оценка деятельности ребёнка.
Педагог спрашивает у ребё нка: какого цвета шарики у Мишки, у Зайчика. У кого больше шариков?
Разноцветные поезда.
Цель: Различение цвета, развитие мелкой моторики.
Оборудование: 2 поезда, 2 вагона, вырезанные из цветного картона.
Словарь: Поезд – чух – чух – чух, вагон, такой же, не такой, одинаково.
Ход игры.
Орг. момент.
Педагог говорит: Чух-чух-чух – вот поезд наш едет,
Колёса стучат – чух – чух –чух.
(демонстрация поезда с вагоном).
Работа по теме.
Рассматривание поезда, вагона: «Это поезд. А это вагон. У поезда есть колёса, окна. Поезд красного цвета, а вагон - какого цвета? (красного). Поезд и вагон одного цвета. Одинаково». Потом педагог отцепляет вагон от поезда, даёт другой поезд и вагон. Просит ребё нка прикрепить вагон к поезду: «Собери одинаково. Одного цвета должен быть вагон и поезд».
Итог игры.
Педагог обращает внимание, что один поезд красного цвета и вагон красного цвета – «одинаково». Другой поезд синего цвета и вагон синего цвета – «одинаково».
Лото (узнавание цвета).
Цель: Учить различать разные цвета, продолжать выбирать цвет по образцу.
Оборудование: листы лото разных цветов с двумя прорезями, вкладки таких же цветов.
Словарь: У меня такой, цвет, правильно, название цвета, смотри внимательно.
Ход игры.
Орг. момент.
Работа по теме.
Педагог раздаёт детям листы лото. Потом педагог поднимает по одной маленькой карточке (вкладке) и спрашивает: У кого такая? (такой цвет) Можно спросить, правильно ли ребёнок выбрал цвет.
Итог игры.
Оценка деятельности ребё нка: «Смотри внимательно, какой у тебя цвет? - А я какой показала?»
Сделай дорожку.
Цель: Закреплять знание названий форм, последовательно передвигать предмет по намеченному пути.
Оборудование: Зайчик, вырезанный из картона. Большой лист с контурным изображением геометрических фигур. Геометрические фигуры, вырезанные из картона (трафареты).
Словарь: заяц, дорожка, название геометрических фигур.
Ход игры.
Орг. момент.
Педагог спрашивает у детей, какие они знают геометрические фигуры. Дети называют.
Работа по теме.
Педагог объясняет: «Зайчику нужно пойти в лес, давайте ему поможем – сделаем дорожку». Дети рассматривают дорожку, на которой нарисовано контурное изображение геометрических фигур. Педагог обращается к каждому ребенку : «Ты должен назвать эти геометрические фигуры». Ребёнок называет форму (геометрическую фигуру) и накладывает на контурное изображение трафарет.
Итог.
Оценка деятельности каждого ребё нка: «Зайчик рад, что ты ему помог – сделал дорожку». «Давайте ещё раз назовём геометрические фигуры».
Куда пойдёт Зайчик.
Цель: Та же.
Оборудование: Заяц, вырезанный из картона. Большой лист бумаги с изображением домика, леса, геометрическими фигурами. Карточки с изображением разных форм (геометрических фигур).
Словарь: Зайчик, дом, лес, дорожка, название форм (геометрических фигур).
Ход игры.
Орг. момент
Угадайте, кто к нам сегодня в гости пришё л:
Длинные уши, любит морковку. (Заяц).
Работа по теме.
Рассматривание дорожек: «Зайчик к домику пойдёт по этой дорожке – посмотрите внимательно, на ней расположены формы: сначала треугольник, потом какая форма? (круг, а потом – квадрат. А в лес по этой дорожке – на ней расположены формы, сначала – круг, потом какая? (квадрат, а потом - треугольник. Дорогу нам покажут эти карточки, на них нарисованы разные формы, мы берём их, называем, какая форма и говорим, куда пойдёт зайчик».
Если ребёнок берёт карточку и называет форму, а на дорожке этой формы нет, то он берёт следующую или пропускает ход.
Итоги игры.
Оценка деятельности ребёнка.
Обратить внимание, знает ли ребёнок название форм (геометрических фигур).
Зоопарк.
Цель: Продолжать знакомить детей с относительностью величин предметов, учить соотносить их по величине зрительно и путём наложения.
Оборудование: Домики, вырезанные из картона. Животные, вырезанные из картона (жираф, слон, черепаха).
Словарь: Зоопарк, домик, животные: жираф, слон, черепаха; большой, маленький, высокий.
Ход игры.
Орг. момент.
Педагог загадывает загадки:
Быстро прячется от страха
В панцирь твёрдый… (Черепаха)
Вот так шея! Выше шкафа!
У пятнистого… (Жирафа).
Поднимает хобот он…
Кто же это? Это… (Слон).
(когда дети отгадывают загадки, педагог показывает животных).
Работа по теме.
Педагог говорит, что все эти животные живут в зоопарке: «Им привезли новые дома, надо помочь зверям правильно найти свой домик». Затем показывает детям домики. Дети рассаживают зверей по клеткам, зрительно соотнося их по величине (жираф высокий – ему высокий дом нужен, черепаха меньше всех и домик ей маленький нужен).
Итог игры.
Оценка деятельности педагогом. Можно попросить детей, чтоб они свои нарисовали домики для этих животных.