Ершова Ирина Михайловна
Консультация «Взаимодействие взрослого с ребенком»
▼ Скачать + Заказать документы
Общеизвестно, что развитие ребенка, его образование осуществляется через взаимодействие со взрослыми, через самостоятельную деятельность в предметном окружении. Поэтому основную роль в его развитии выполняют взрослые.
В Программе «Миры детства: конструирование возможностей» дошкольное образование понимается как осуществление ребенком различных форм активности совместно со взрослым и самостоятельно, в детском саду и в семье. В самостоятельной деятельности, которая все более набирает силу, и с помощью взрослого ребенок учится играть, рисовать, общаться с окружающими. Процесс приобретения универсальных культурных умений при взаимодействии со взрослыми и в самостоятельной деятельности в предметной среде авторы Программы «Миры детства: конструирование возможностей» называют процессом овладения культурными практиками, который возможен только в том случае, если взрослый исполняет роль партнера, а не учителя.
Публикация «Консультация „Взаимодействие взрослого с ребенком“» размещена в разделах
Партнерские отношения взрослого и ребенка в детском саду и в семье являются разумной альтернативой двум диаметрально противоположным подходам: прямому обучению и образованию, основанному на идеях «свободного воспитания». Основной функциональной характеристикой партнерских отношений является равноправное относительно ребенка включение взрослого в процесс деятельности. Возможны два варианта реализации позиции «включенного» партнера. Воспитатель ставит для себя цель и начинает действовать, предоставляя детям возможность подключиться к этой деятельности. Такую позицию условно называют «партнер-модель». Другой подход в осуществлении партнерской позиции заключается в том, что взрослый предлагает детям цель: «Давайте сделаем…». Подобный подход также оставляет для детей возможность выбора. Взрослый участвует в реализации поставленной цели наравне с детьми, как более опытный и компетентный партнер. Такая позиция условно называется «партнер-сотрудник». Каждая из моделей может находить применение в зависимости от ситуации.