МААМ-картинки

Дидактические игры для детей младшего возраста

Меняйлова Ольга Валентиновна
Дидактические игры для детей младшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Дидактическая игра -это игра, с четко поставленной целью и системой контроля за ее достижением и процессом игры. Это обучающая игра в которой смоделированы жизненные ситуации. Дидактические игры для детей очень важны, ведь ребенок учится новому и познает мир именно в игре и чем интереснее и более захватывающей она будет тем эффективнее пойдет процесс обучения. Дидактические игры учат детей сравнивать предметы находить их связи, анализировать, наблюдать и узнавать о внешнем мире. К тому же ребенок усталости от занятий чувствовать не будет, наоборот они принесут ему радость.

Публикация «Дидактические игры для детей младшего возраста» размещена в разделах

Дидактическая игра - это игра, с четко поставленной целью и системой контроля за ее достижением и процессом игры. Это обучающая игра, в которой смоделированы жизненные ситуации. Дидактические игры для детей очень важны, ведь ребенок учится новому и познает мир именно в игре и чем интереснее и более захватывающей она будет, тем эффективнее пойдет процесс обучения. Дидактические игры учат детей сравнивать предметы, находить их связи, анализировать, наблюдать и узнавать о внешнем мире. К тому же ребенок усталости от занятий чувствовать не будет, наоборот они принесут ему радость.

Какие существуют дидактические игры для детей 2 — 3 лет

Игры, которые связаны с поиском предметов.

1.«Какой игрушки не хватает»

Цель: Развитие памяти, внимания.

Ход игры : Взрослый заранее готовит несколько игрушек. Рассматривает их с ребенком, потом просит закрыть глаза или отвернуться. Когда ребенок поворачивается или открывает глаза, ему задается вопрос: «Какой игрушки не хватает?».

2.«Четвертый лишний»

Цель: Закрепить обобщающие понятия (овощи, фрукты, одежда и т. д., развивать внимание, память.

Ход игры : Положите на стол четыре предмета, три фрукта и один овощ.

Предложите ребенку найти и показать лишний предмет. Затем разложите другие предметы и повторите игру.

Игры, носящие сюжетно-ролевой характер.

1.«Оденем куклу на прогулку»

Цель: Закрепить знания о последовательности одевания, и в какое время года что одевать.

Ход игры : Взрослый предлагает ребенку помочь одеть куклу (куклу показывает без одежды). Помогите начать одевать куклу вопросом «Как ты думаешь, что надо одеть сначала?», если ребенок затрудняется, помогите ему (трусики, майку, колготки или ночки, платье). Дальше предложите ребенку одеть куклу на прогулку, например: На улице зима, много снега. Во что мы оденем нашу куколку, чтобы она не замерзла? ( в коробочке лежит одежда по сезонам: зима, осень, весна, лето)

2.«Уложим куклу спать»

Цель: Упражнять в различении постельных принадлежностей по назначению и величине.

Ход игры : Взрослый показывает кроватку, матрас, постельное белье и куклу. Предлагает ребенку уложить куклу Катю спать, задавая ему вопросы. Куда мы положим куклу Катю? Показывая матрас «Что это и зачем? И т. д. Взрослый обязательно комментирует и обговаривает с ребенком каждый предмет. Можно спеть кукле Кате колыбельную.

Игры, связанные с поручениями для ребенка.

«Сложи палочки в стаканчики»

Для начала нужно вырезать из цветного картона стаканчики разных цветов и обычные палочки к ним (тех же цветов). Потом стаканчики разложить в ряд на столе, а палочки перемешать и оставить в хаотичном порядке. Далее ребенка нужно попросить к стаканчикам подобрать палочки соответствующего цвета. При этом можно попросить ребенка назвать цвет стаканчиков.

«Разложим игрушки по коробочкам»

Цель: Закрепить знания о цветах (красный, синий, зеленый, желтый)

Ход игры : сядьте с ребенком за стол (на пол) и разложите перед собой много игрушек. Начинайте сортировать их по цвету. «Давай выберем все красные игрушки и сложим их в красную коробочку» и т. д.

Игры, связанные с загадками.

Для начала нужно подготовить картинки разных животных и насекомых. Когда картинки будут готовы, их следует разложить на столе и начинать ребенку задавать вопросы, загадки о животных, которые изображены на картинках. Свой правильный ответ ребенок должен показать, выбрав нужную картинку. Примеры вопросов: У какого животного есть хобот? Кто любит грызть морковку? Кто охраняет твой дом? и т. д.

Игры – соревнования.

Из ваты смастерить снежки и разбросать их по полу. Далее ребенку предложить собрать снежки совместно с мамой в разные корзинки (у каждого своя корзинка). И побеждает тот, у кого в конечном итоге в корзинке будет больше снежков.

Настольно-печатные.

Используется как наглядное пособие, направленное на развитие зрительной памяти и внимания.

Подбор картинок по парам.

Цель: Учить сравнивать предметы, находить одинаковые.

Ход игры : Взрослый дает ребенку картинку. Ребенок рассматривает её, называет, отмечает особенности. Взрослый предлагает найти такую же картинку.

Разрезные картинки и кубики.

Цель: Развивать умение из отдельных частей (2-4 частей) составлять целый предмет.

Ход игры : Сначала покажите ребенку собранную картинку, затем разберите ее и покажите, как собрать заново. Когда у него будет хорошо получаться предложите, ему целую картинку, и попросите ребенка собрать такую же. Предлагайте ребенку свою помощь и обязательно хвалите.

Найди такой же предмет.

Цель: Учить детей соотносить предметы, изображённые на картине, с отдельными предметами.

Ход игры : Дайте ребенку карточку с картинкой и предложите ему найти предмет, изображенный на картинке. Ребенок должен поставить предмет рядом с картинкой.

Словесные игры.

Они построены на словах и действиях играющих. Такие игры служат средством развития памяти, внимания, связной диалогической речи, умения и желания выражать свои мысли. Воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря.

Эхо

Цель: Учить правильно и чётко произносить гласные звуки.

Воспитатель громко произносит А-А-А, ребёнок " Эхо" тихо отвечает: а-а-а. И так далее. Можно так же использовать сочетания гласных звуков: ау, уа и. т. д.

Паровоз.

Цель: Отрабатывать правильное произношение гласного звука «У».

Воспитатель предлагает ребёнку позвать паровоз. «У-у-у» гудит ребёнок, и паровоз едет на этот звук.

Лошадка.

Цель: Учить правильно, произносить звук «И».

Воспитатель предлагает позвать лошадку. Ребёнок произносит И-и-и, и лошадка скачет, ребёнок заканчивает произносить, лошадка останавливается. Далее лошадку зовёт следующий ребёнок.

Настольные игры

1.«Грибочки».

Цель: Закреплять умение сопоставлять разнородные предметы по цвету.

Ход игры : Предложите ребенку найти самый большой красный грибочек и поставить его на штырек, потом найти большой красный из остальных и тоже поставить на штырек и т. д. (так же с желтыми, синими, зелеными)

2.«Складывание трехместной матрешки».

Цель: Побуждать выполнять простые действия с предметами, различающимися по величине; ориентироваться при этом на слова: «открой», «закрой», «большая», «маленькая», «такая», «не такая».

Ход игры : Покажите ребенку матрешку, рассмотрите её внимательно. Продемонстрируйте ребенку, как, вращая одну половину матрешки относительно другой, можно разобрать эту игрушку. Предложите ребенку повторить ваши действия. Потом попросите собрать матрешки.

3.«Собери бусы».

Цель: Закреплять умение группировать предметы по цвету, форме, размеру.

Ход игры : Покажите ребенку приготовленные вами бусинки, объясните, что бусины разной формы, цвета, размера. Предложите нанизать только красные (синие, желтые, зеленые, круглые (квадратные, треугольные) или большие (маленькие).

4.«Пирамидки».

Цель: Развивать умение выполнять простые действия с предметами: снимать и нанизывать кольца в определенном порядке.

Ход игры : взрослый ставит собранную пирамидку, в которой кольца чередуются по цвету. Он обращает внимание ребенка на различный цвет (например, кольца красные, зеленые и желтые). Затем взрослый разбирает пирамидку и просит ребенка взять красное колечко и нанизать на стержень. Со следующими колечками совершаются такие же действия.

5.«Вкладыши» (деревянные).

Цель: Способствовать развитию предметно - манипулятивной деятельности.

Ход игры : Взрослый показывает ребенку доску с набором рамок- вкладышей. Предлагает подобрать вкладыши, при необходимости показывает, как нужно отыскивать прорези для вкладышей. Можно подсказать ребенку несколько способов выполнения это задания: ощупывать прорези и искать нужные вкладыши одновременно двумя руками; ощупывать прорезь левой рукой, а соответствующий вкладыш искать и вкладывать правой.

6.«Мозаика».

Цель: Развитие внимания, знакомство с цветом, обратить внимание, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения.

Ход игры : Покажите ребенку детали из мозаики, рассмотрите их, определите цвет. Предложите ребенку выложить ряд «ёлочек» (зеленые детали мозаики) и «грибочки» (красные детали мозаики).

Настольно – печатные игры :

- игры по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром

- игры по развитию элементарных математических представлений

- игры на развитие внимания, логики, моторики

Игра №1

«Овощи, фрукты»

Вариант игры 1 - «Группы растений».

Цель игры : научить ребенка объединять различные виды растений в группы и называть эти группы обобщающими словами – цветы, фрукты, овощи, ягоды.

Ход игры : разложите перед ребенком карточки изображением вверх. Отдельно положите четыре крупные (обобщающие) карточки. Предложите малышу найти изображение какого - либо растения, например яблока. Спросите его, какого цвета яблоко? Где оно растет? (Яблоко растет в саду на дереве, поэтому относится к фруктам.) К какой из четырех обобщающих карточек можно присоединить карточку с яблоком? Проверить правильность своего выбора ребенок может по цвету фона.

Попросите ребенка собрать цепочки карточек: фрукты – на завтрак, цветы – на день рождения, ягоды – для варенья, овощи – для зайчат.

Спросите, что объединяет растения в каждой из цепочек? Как называются растения, которые растут на грядке в огороде? Какие цветы растут в саду, какие – на лугу? И т. п.

Вариант игры 2 – «Собери по цвету».

Цель игры : научить ребенка различать растения по цвету.

Ход игры : задача игрока – собрать вместе все растения одного цвета и выложить их в цепочку. Обобщающие карточки в этой игре не используют.

Задайте малышу дополнительные вопросы. Как называется тот или иной цвет? Какое растение желтого цвета? Какого цвета баклажан? и т. д.

Игра №2

«Кто чей малыш?»

Цель: знакомить с домашними и дикими животными и их детенышами, давать представление о среде их обитания.

Вариант игры 1 – «Узнай детеныша».

Ход игры : воспитатель показывает любую карточку и спрашивает игроков, кто на ней изображен. Ребенок, дающий правильный ответ, забирает карточку себе.

Выигрывает тот, кто соберет больше всех карточек.

Вариант игры 2 – «Опиши животное».

Ход игры : воспитатель показывает любую карточку, а дети должны определить, какие животные на ней изображены. Ребенок, который первым назовет изображенных на карточке животных, должен по очереди описать их. Например, он говорит: «На карточке нарисованы кабан и медведь. Эти животные живут в лесу. Летом кабан питается желудями и корнями растений, а медведь – медом и малиной». Ведущий может задавать наводящие вопросы: как выглядит животное? Где живет? Сколько у него детенышей? И т. д.

Если первый игрок затрудняется ответить, его может дополнить следующий. Сообщивший наиболее полную информацию о животном забирает карточку себе. Побеждает тот, кто собрал больше всего карточек.

Вариант игры 3 – «Семья».

Ход игры : воспитатель показывает любую маленькую карточку. Дети должны назвать изображенного на ней детеныша и его родителей.

Тот, у кого на большой карточке изображено соответствующее животное, забирает карточку с детенышем себе и прикладывает ее к ней.

Побеждает тот, кто первым подобрал две маленькие карточки к своей большой карточке.

Воспитатель задает детям дополнительные вопросы. Например, как зовут детенышей? Какую пользу приносят людям эти животные? Где они живут? Какие звуки издают? И т. д

Игра №3

«Что где растет»

Вариант игры 1 – «Подбери пару».

Цель игры : познакомить ребенка с разными растениями и местами их произрастания.

Ход игры : возьмите любую карточку, например, с яблоком. Спросите у ребенка, на чем оно растет? Пусть он найдет карточку с изображением яблони и соединит ее с первой – карточки должны легко совместиться друг с другом.

Предложите малышу подобрать и другие пары. Помогите ему, задавая наводящие вопросы, например, «Что растет на дубе?», «помидоры растут на грядке или на дереве?».

Вспомните вместе с ребенком, что еще растет на грядке, на дереве, в лесу, в поле и т. д.

Вариант игры 2 – «Самый внимательный».

Цель игры : развить у ребенка наблюдательность, внимание и скорость реакции.

Ход игры : Воспитатель берет по одной карточке из каждой пары. Остальные карточки поровну распределяют между игроками.

Воспитатель на короткое время показывает первую карточку. Тот ребенок, у которого находится парная к ней картинка, показывает ее остальным участникам, затем берет карточку у ведущего и присоединяет к своей. Если фигурные «замки» на карточках совпали, ребенок забирает их себе.

Если никто из участников не заметил у себя подходящую картинку, воспитатель откладывает свою карточку в сторону.

Победителями считаются игроки, которые нашли пары ко всем своим карточкам.

Игра №4

«Мама и малыш», пазл

Цель игры : знакомить с домашними птицами и их детенышами, формировать умение собирать картинку из нескольких частей, развитие наблюдательности, воображения и логики, терпения, мелкой моторики.

Ход игры : расскажите ребенку о птице, изображенной на пазле, и ее птенчике.

Покажите, как соединятся и разъединяются детали пазла. Затем предложите малышу повторить ваши действия. Хвалите ребенка за успехи.

Игра №5

«Подбери пару»

Цель игры : формировать умение находить связи между предметами и подбирать пары предметов в соответствии с этими связями.

Ход игры : предложите ребенку подобрать к каждой из картинок подходящую пару и объяснить свой выбор. Если карточки подобраны правильно, «замочек» на каждой паре карточек должен закрыться.

Если играет несколько детей, раздайте левые карточки всех пар поровну всем участникам. Затем ведущий показывает поочередно оставшиеся карточки. Дети берут себе те карточки, которые им подходят. Выигрывает тот, кто быстрее других и правильно соберет все пары.

Игра №6

«Спрячем мышку»

Цель игры : закреплять с детьми знания основных цветов, умения быстро находить фрагменты нужного цвета, развитие внимания, логического мышления, мелкой моторики.

Ход игры : перед ребенком разложите карточки с изображением мышки, карточки разных цветов (синие, желтые, красные, зеленые). Задайте ребенку вопрос, какого цвета у мышки домик? Ребенку необходимо подобрать окошко для мышки, чтобы ее спрятать от кошки, окошко должно быть такого же цвета, как и домик у мышки.

Игра №7

«Геометрическое лото»

Цель игры : знакомить с геометрическими формами (называть и находить, знать чем они отличаются друг от друга, закреплять знание цветов, учить находить фигуру нужного цвета, развивать внимание, зрительное восприятие.

Ход игры : выдать карточки с изображением геометрических фигур. Уточнить название и цвет фигур. Затем выдать фигуры. Необходимо положить фигуры на подходящие изображения на картинке.

Игра №8

«Чей малыш?»

Цель игры : знакомить детей с домашними и дикими животными и их детенышами, учить запоминать их названия, научить выделять один объект из множества, находить нужные картинки и распределять их по группам.

Вариант игры 1 – «Кто лишний?».

Ход игры : боковые карточки выкладываются в ряд по 3 – 4 штуки так, чтобы все картинки, кроме одной, имели общий признак. Компоновать животных можно по цвету, отношению к той или иной группе и т. д. Например, выкладываем карточки с поросенком, цыпленком и пингвиненком. «Кто лишний?» поросенок, потому что относится к млекопитающим, а цыпленок и пингвиненок – птицы.

Усложнить игру можно, сделав так, чтобы лишними были две или каждая картинка.

Например, выкладываем карточки с цыпленком, котенком и пингвиненком, лишним будет цыпленок, потому что он желтый, а котенок и пингвиненок черные.

Вариант игры 2 – «Что изменилось».

Ход игры : перед ребенком выкладываются любые боковые карточки на одну больше, чем лет ребенку. Просим внимательно посмотреть на них и запомнить расположение. Ребенок закрывает глаза, взрослый меняет местами две картинки. Ребенок открывает глаза, ведущий спрашивает: «Что изменилось?». Когда малыш освоится с правилами игры, предложите ему побыть ведущим. Это поможет проявить ребенку самостоятельность, самоутвердиться, почувствовать уверенность в себе.

Можно усложнить игру, переставляя местами не две, а три, четыре карточки, либо все карточки, участвующие в игре.

Вариант игры 3 – «Загадалка».

Ход игры : на столе раскладываются несколько картинок (не менее 10-ти штук). Выбирается ведущий. Он начинает описывать выбранную им картинку (не показывая ее, придерживаясь примерного плана рассказа:

План рассказа для описания живого существа:

Место обитания

Внешний вид

Чем питается

Какой звук издает

Какие действия, движения ему свойственны

План рассказа для описания предмета:

Цвет

Форма

Из чего сделан

Как его использует человек.

Вариант игры 4 – «Чей малыш?».

Ход игры : выдать картинки с изображением домашних животных. Узнать у ребенка их названия. Затем раздать карточки с детенышами и попросить расставить карточки в правильном порядке. Детеныш – родитель.

Игра №9

«Герои русских сказок» лото

Цель игры : научиться описывать животных по внешним признакам, закрепить умение ориентироваться во времени (прошлое – настоящее – будущее; раньше – позже; сначала - потом, закрепить понятие величины (больше – меньше, длиннее - короче, повторить содержание сказок, научиться их пересказывать.

Вариант игры 1.

Ход игры : найти среди карточек героев и предметы из сказок: «Теремок», «Три медведя», «Колобок», «Коза и семеро козлят», «Репка», «Заюшкина избушка».

Начинаем с тех сказок, которые знакомы лучше всего.

Вариант игры 2.

Ход игры : каждый берет себе по одной карте. Карточки с героями и предметами сложены вместе. По сигналу ведущего дети должны подобрать предметы и персонажи в соответствии с названием сказки на большой карте. Кто сделает это быстрее и правильно назовет героев и сказку, тот победил.

Вариант игры 3.

Ход игры : дать описание животного по схеме:

Величина (больше того – то, но меньше того – то; самое большое, самый маленький

Цвет.

Количество ног; длина хвоста, ушей (короткий, длинный).

Героем какой сказки является.

Если игра идет в группе, остальные должны определить, о ком идет речь.

Вариант игры 4.

Ход игры : ведущий задает вопросы по собранной картинке одной из сказок (например, «Репки») :

- кто пришел тянуть репку раньше кошки, но позже внучки? ( Ответ: Жучка)

- кто пришел тянуть репку позже кошки? (Мышка)

- кто начал тянуть репку раньше всех? (Дед); позже всех? (Мышка)

- сейчас репку тянет Жучка. Кто тянет репку до жучки? (Дед, бабка, внучка). Кто будет тянуть репку после Жучки? (Кошка, мышка)

Вариант игры 5.

Ход игры : предложите детям самим придумать вопросы по сказкам.

Публикации по теме:

Дидактические игры и пособия для детей младшего возрастаДидактические игры и пособия для детей младшего возраста Скоро новый учебный год и я спешу поделиться с вами "Дидактическими играми и пособиями для детей младшего возраста. " Цель: создать позитивный.

Дидактические игры по закреплению понятия количества для детей младшего возрастаДидактические игры по закреплению понятия количества для детей младшего возраста "ВЕСЁЛЫЕ ЛЯГУШАТА"Цель: упражнять в сравнении двух групп предметов, расположенных в ряд; пользоваться словами: столько, сколько, поровну,.

Дидактические игры по закреплению понятия «величина» для детей младшего возрастаДидактические игры по закреплению понятия «величина» для детей младшего возраста "ТРИ МЕДВЕДЯ" Цель: упражнять в сравнении и упорядочении предметов по величине. Материал: силуэты трёх медведей, комплекты карточек трёх.

Дидактические игры «Транспорт» для детей младшего возрастаДидактические игры «Транспорт» для детей младшего возраста ИГРА "РАЗРЕЗНЫЕ КАРТИНКИ - ТРАНСПОРТ" (МАГНИТНАЯ) Задачи: - расширять знания детей о видах транспорта (легковой автомобиль, грузовик,.

Дидактические игры «Одежда» для детей младшего возраста 1. Кукла проснулась. Цель: уточнить названия кукольной одежды, её деталей, рисунка, цвета. Оборудование: кукла на кроватке, кукольная одежда.

Дидактические игры по ПДД для детей младшего дошкольного возраста В дошкольном возрасте необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. Чем раньше.

Дидактические игры «Матрёшки» для детей младшего и среднего дошкольного возрастаДидактические игры «Матрёшки» для детей младшего и среднего дошкольного возраста Игра 1 "Расставь матрёшек по росту" Цель: Развитие внимания и мышления Материал: игрушка матрёшка Ход игры: Педагог раскрывает Матрёшку,.

Дидактические игры по закреплению цвета и формы для детей младшего дошкольного возрастаДидактические игры по закреплению цвета и формы для детей младшего дошкольного возраста "СПРЯЧЬ ЗАЙЧИКОВ ОТ ЛИСЫ И ВОЛКА" Цель: закрепить знания детей о шести основных цветах и их названия, обучение индикации цвета. Материал:.

Дидактические игры по формированию финансовой грамотности у детей младшего дошкольного возрастаДидактические игры по формированию финансовой грамотности у детей младшего дошкольного возраста Дидактическая игра «Что можно и нельзя купить за деньги?». Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей младшего дошкольного.

Музыкально-дидактические игры для детей младшего дошкольного возраста (часть 1)Музыкально-дидактические игры для детей младшего дошкольного возраста (часть 1) Музыкально-дидактическая игра для детей младшего дошкольного возраста (часть 1) В музыкальном развитии детей дошкольного возраста очень.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Дидактические игры для детей младшего возраста
Опубликовано: 19 ноября 2023 в 13:22
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактические игры для детей младшего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Меняйлова Ольга Валентиновна (УИ 2474859) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД