Любовь Максимова
Дидактические игры
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры
Мастерская педагога - профессионала.
В дошкольном возрасте именно игра способствует разностороннему развитию ребенка. Игра для детей - учеба, игра для них - труд, серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего. Играя, они изучают цвета, форму, свойства материалов, пространственные отношения. В игре ребенок получает первый опыт коллективного мышления. Очень люблю играть с детьми в игры, особенно в дидактические. За время работы в дошкольном учреждении изготовила и провела много дидактических игр.
Публикация «Дидактические игры» размещена в разделах
№1. Дидактическая игра "Зайчики и домики"
Цель: закрепить знание основных цветов: красный, синий, желтый, зеленый.
Ход игры : Перед детьми лежат 4 домика разного цвета. У детей - по 4 зайчика такого же цвета. Воспитатель предлагает детям спрятать зайчиков в домики, так как они очень боятся волка, но не знают, какого цвета их домик.
№2. Дидактическая игра "Бабочки и цветы"
Цель: формировать у детей умение сравнивать две группы предметов на основе сопоставления, устанавливать равенство и неравенство 2 -х множеств, активизировать слова "столько-сколько", "поровну", "одинаково".
Материал: вырезанные из цветной бумаги бабочки и цветы по количеству детей.
Ход игры : Воспитатель предлагает детям превратиться в бабочек (раздает бабочек). Бабочки летают по полянке. По сигналу "Бабочки, летите на цветочек!"- летят на цветочек (разложены на полу) в домик. Всем бабочкам хватило домиков? Сколько бабочек? Сколько цветочков? Их поровну? Как еще можно сказать?
2 вариант: работа с карточками за столом.
№3. Дидактическая игра "Укрась коврик"
Цель: развивать умение детей сравнивать предметы по цвету, форме, величине.
Ход: Воспитатель: "Дети, к нам в гости пришла зайчиха. Она хочет подарить своим зайчатам красивые коврики, но не успела их украсить. Давайте поможем ей. Чем мы их будем украшать? (кругами, треугольниками). Какого цвета? Круги одинаковые по величине? а треугольники? и т. д. Зайчихе очень понравились коврики.
Аналогичная игра "Укрась варежку"
№4. Дидактическая игра "Закрой фигуру"
Цель: закрепить знание детей основных цветов и их оттенков, величину предметов. Развивать логическое мышление, внимание, мелкую моторику рук.
Материал: карточки, на которых наклеены геометрические фигуры разной величины и цвета. Набор таких же геометрических фигур.
Содержание: Воспитатель предлагает детям рассмотреть набор геометрических фигур, задает вопросы, просит показать самый большой треугольник, назвать цвет, найти самый маленький треугольник, назвать цвет и т. д. В заключении дети закрывают фигуры на карточке, проверяют выполненное задание друг у друга.
№5. Дидактическая игра "Найди пару".
Цель: закрепить название геометрических фигур; формировать умение составлять пару из двух одинаковых карточек; развивать зрительное внимание.
Материал: набор карточек, на которых изображены 2-3 геометрические фигуры (по 2 одинаковых).
Содержание: Карточки раздаются участникам игры, по сигналу дети ищут себе пару (такую же карточку) и встают в пары.
№ 6 Дидактическая игра "Дорожки к домикам"
Цель: Развивать умение сравнивать 3 предмета по длине путем приложения и наложения, ориентироваться в пространстве, активировать в речи слова: "длинная", "покороче", "короткая"; развивать зрительное внимание.
Материал: карточки с домиками, в которых живут зверята, 3 полоски разной длины. На каждого ребенка.
Ход игры : Ведущий рассказывает детям о том, что зверята построили себе домики и хотят сходить друг к другу в гости, но дорожек нет и они не знают куда идти. Давайте проложим дорожки к домикам, но сначала внимательно рассмотрите их, сравните их по длине, положите их между домиками. Какую дорожку вы положите от домика лисы до домика медведя? Какого цвета? и т. д. К кому ведет самая короткая дорожка? А самая длинная?
№7. Дидактическая игра "Назови и сосчитай"
Цель: закреплять знания о геометрических фигурах, упражняться в счете предметов, развивать внимание, память.
Материал: картинки с изображением животных.
Содержание: Воспитатель выкладывает из геометрических фигур картинку, на которой изображен волк (поросенок, цыпленок, предлагает внимательно рассмотреть из каких геометрических фигур нарисован волк, назвать геометрические фигуры. Сколько кругов? Сколько квадратов? Сколько треугольников? Сколько прямоугольников?
№8 Дидактическая игра "Сосчитай звуки"
Цель: учить детей считать звуки, называя итоговое число.
Содержание: Игру лучше начать со счета игрушек, вызвав к столу 2 - 3 детей, после этого сказать, что дети хорошо умеют считать игрушки, вещи, а сегодня они научатся считать звуки. Воспитатель предлагает детям сосчитать, помогая рукой, сколько раз он ударит по столу. Он показывает, как надо в такт ударам производить взмах кистью правой руки, стоящей на локте. Удары производят негромко и не лишком часто, чтобы дети успевали их считать. Сначала извлекают не более 1 - 3 звуков и только тогда, когда дети перестанут ошибаться, количество ударов увеличивается. Далее, предлагается воспроизвести указанное количество звуков. Воспитатель по очереди вызывает детей к столу и предлагает им ударить молоточком, палочкой о палочку 2 - 5 раз. В заключение всем детям предлагают поднять руку (наклониться вперед, присесть) столько раз, сколько раз ударит молоточек.
№9. Дидактическая игра "Машины едут в гараж" (Для детей 4 - 5 лет)
Цель: Закрепить знание цифр 1, 2, 3, 4, 5 и последовательности их построения в ряду друг за другом; развивать мышление, внимание, быстроту реакции на сигнал, самостоятельность в решении задачи, навыки контроля и самоконтроля.
Содержание: Игра проводится в виде соревнования. Стулья с цветными кругами обозначают стоянки машин. Детям дают круги (каждой колонне - одного цвета). По сигналу ведущего (удар в бубен) все бегают по групповой комнате. По сигналу: "Машины! На стоянку!" - все "едут" в свой гараж, т. е. дети с рулями красного цвета - в гараж, обозначенный красным кругом, и т. д. Машины выстраиваются в колонну по порядку номеров, начиная с первого. Воспитатель проверяет порядок номеров машин в каждой колонне.
Вопросы: какая цифра первая? Почему? За какой цифрой идет 2? Что больше 1 или 2? На сколько? и т. д.
№10. Дидактическая игра "Соедини цифры"
Цель: закрепить знание цифр, формировать умение соединять между собой точки в порядке следования цифр.
Материал: карточки-схемы, на которых около точек написаны цифры.
Содержание: Ребята, вас ждет сюрприз. Нужно соединить точки между собой в порядке следования цифр от 1 до 5 (и более); если ребенок затрудняется, находим цифры 1 и 2. соединяем линией, 2 и 3 и т. д. А сейчас расскажите, что у вас получилось? Понравилась игра?
№11. Дидактическая игра "Раскрась шары".
Цель: способствовать выявлению представления о форме, цвете, учить считать предметы, запоминать их количество.
Оборудование: бумага, цветные карандаши.
Возраст: 4 - 5 лет.
Ход игры : Воспитатель предлагает ребенку листок, где изображены воздушные шарики, и просит дорисовать ниточки, чтобы шары не разлетелись. Ребенок должен круглые шары раскрасить синим цветом, а овальные - желтым. После этого воспитатель просит сосчитать, сколько синих шаров, сколько желтых, сколько синих и желтых вместе.
№12. Дидактическая игра "Прыгни, не ошибись" Для детей 4 - 5 лет.
Цели: закрепить знание цифр и их последовательность в числовом ряду; развивать внимание, логическое мышление, быстроту реакции и координацию движений, самостоятельность, инициативу, умение правильно оценивать свои действия и действия других детей.
Содержание: дети (по 4 человека) стоят внутри обруча, вокруг них "кочки" с цифрами от 1 до 5. Воспитатель называет имя любого ребенка, стоящего в обруче, и предлагает ему выполнить задание, а остальным детям - проверить правильность выполнения, исправляя при необходимости ошибку. Ребенок из четверки выполнет движения соответственно заданию: выпрыгивает из обруча на кочку с заданной воспитателем цифрой, предварительно обдумав свой ответ. Следующее задание выполняет ребенок из другой четверки.
Задания: 1) прыгнуть на цифру с которой начинается счет; 2) прыгнуть на цифру, которая идет вслед за 2; 3) прыгнуть на цифру, которая больше 1 на 1; 4) прыгнуть на цифру, которая больше 2 на 1; 5) прыгнуть на цифру, показывающую, сколько ног у лесных зверей.
Выполнив правильно задание, дети "попадают на лесную поляну".
Правила: обратить внимание детей на правильность выполнения задания: прыгать необходимо на "кочку" с цифрой, предварительно обдумав задание; выполняя прыжок, нужно стараться сохранить равновесие, руки держать на поясе. Побуждать детей правильно оценивать свои действия и действия своих товарищей.
№13. Дидактическая игра "Хватит ли?"
Цель: учить детей видеть равенство и неравенство групп предметов разного размера, подвести к понятию, что число не зависти от размера.
Содержание: Воспитатель предлагает угостить зверей. Предварительно выясняет: "Хватит ли зайчикам морковок, белочкам орехов? Как узнать? Как проверить? Дети считают игрушки, сравнивают их число, затем угощают зверят, прикладывая мелкие игрушки к крупным. Выявив равенство и неравенство числа игрушек в группе, они добавляют недостающий предмет или убирают лишний.
№14. Дидактическая игра "Дорисуй недостающую фигуру"
Цель: закрепить знания о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник, учить решать логическую задачу на основе зрительно - воспринимаемой информации (на установление закономерностей).
Содержание: Предложить детям назвать фигуры в верхнем ряду. (, , Дать задание нарисовать во втором и третьем ряду недостающие фигуры.
№ 15. Дидактическая игра
"Помоги Буратино нарисовать картину для Мальвины"
Цель: закреплять умение ориентироваться на листе бумаги, различать и называть правую и левую руки; активировать в речи слова: справа, слева, в центре, вверху, внизу.
Ход: Буратино прости детей нарисовать картину, а какую - он сейчас расскажет: нарисуй домик в центре, солнышко - вверху и т. д.
№ 16. Дидактическая игра "Кто где?"
Цели игры : способствовать формированию пространственной ориентации на листе бумаги.
Оборудование: Бланк с изображением нескольких предметов, фишки.
Возраст: 5-6 лет.
Ход игры : Ребенку предлагается бланк с изображением нескольких предметов, которые по - разному расположены в пространстве.
Воспитатель: "Какие предметы нарисованы? Где нарисована груша? Где нарисован дом? Барабан? Мячик? Воздушный шарик? Что нарисовано справа от домика? А слева? Назови предметы в верхнем правом углу? и т. д. " За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. По окончании игры дети считают фишки. Победителем считается тот, кто получил больше фишек.
№ 17. Дидактическая игра "Футбол"
Цель: учить детей ориентироваться на листе бумаги, определять пространственные направления и обозначать их словами: вверху, внизу, вправо, влево, правый верхний угол, в левом верхнем углу и т. д.
Содержание: Медвежата просят детей поиграть с ними в футбол. Дети кладут мяч в центр. Игра начинается. Мяч летит в правый нижний угол; мяч летит в верхние ворота. Гол! Счет 1:0 и т. д.
№ 18. Дидактическая игра "Когда это бывает?"
Цель: закреплять представление детей о времени суток, упражнять их в сопоставлении картинки с частью суток: утро, день, вечер, ночь. Учить правильно употреблять слова: "сегодня", "завтра", "вчера". Развивать логическое мышление, связную речь.
Правила: По слову, которое произносит воспитатель, показывать карточку и объяснять. почему он ее поднял.
Игровое действие: поиск нужной картинки.
Ход игры : На столе у играющих карточки, на которых изображены картинки из жизни, относящиеся к определенному времени суток. Жизнь детей в д/с (режимные моменты). Дети выбирают себе любую, внимательно рассматривают ее. На слово утро дети поднимают картинку и каждый объясняет, почему он думает, что у него изображено утро и т. д.
№ 19. Дидактическая игра "Графический диктант"
Цель: формирование у детей глазомера, зрительной памяти; развитие мелкой моторики; развитие устойчивого, сосредоточенного внимания, развитие зрительно-двигательной координации, произвольности, ритмичности и точности движений; воспитание трудолюбия, усидчивости.
Содержание: воспитатель выбирает схему рисунка, после чего пошагово диктует ребенку направление и количество клеток для проведения отрезков. Так, чтобы по окончанию диктанта на листе бумаги получилось готовое изображение.
№ 20. Дидактическая игра "Что изменилось?"
Цель: упражнять детей в правильном определении пространственного расположения предметов: справа, слева, впереди, сзади, сбоку, около и т. д. Воспитывать наблюдательность, развивать образную память, активировать словарь.
Правила игры : называют изменения в расположении предметов, только те дети, на кого укажет кукольный персонаж.
Игровые действия: Перестановка за ширмой предметов так. чтобы дети не видели; отгадывание с использованием кукольного персонажа.
Игрушки: матрешка, пирамидка, кукла.
Ход игры : В игре используется игрушка - Петрушка. Веселый и озорной. он все время что-то перестанавливает, передвигает, а потом забывает и просит ребят подсказать ему, куда он поставил свои игрушки.
№ 21 Дидактическая игра "Собери (дорисуй) бусы"
Цель: развивать зрительное восприятие формы, память внимание, мелкую моторику пальцев рук, повторять названия цветов, геометрических фигур, совершенствовать умение выделять величину предметов.
Оборудование: карты с рисунком, картонные эквиваленты геометрических фигур, фломастеры или цветные карандаши.
Ход игры : Воспитатель раздает детям карты и предлагает дорисовать элементы уже имеющихся бус: «Посмотрите. Кукла порвала бусы. Никак не может собрать. Подумайте, какую фигуру надо дорисовать сначала? Потом? Какие бусы получились?". Воспитатель проверяет и помогает. В случае затруднений воспитатель первый вариант бус рисует сам, подсказывая закономерность распределения фигур на бусах. Можно не дорисовывать бусы, а выкладывать из имеющихся картонных деталей.
№ 22. Дидактическая игра "Составь целое из частей"
Цель: упражнять в умении составлять целое из отдельных частей, развивать логическое мышление.
Ход игры : проблемная ситуация: у кукол разбилось зеркало. Они просят ребят отремонтировать его.
№ 23. Дидактическая игра "Сложи пирамидку по схеме"
Цель: Формировать умение собирать предметы по образцу на основе схематического изображения; учить анализировать строение предмета с помощью его схематического изображения; развивать логическое мышление, зрительное внимание, воображение.
Материал: по одной пирамидке на каждого играющего, 4 карточки с контурным изображением пирамидок, собранных по разному.
Содержание игры : Воспитатель сообщает, что будем собирать не простые пирамидки, а такие, какие нарисованы на карточке. Воспитатель показывает первую карточку. Дети разбирают свои пирамидки и собирают такие, как на карточке. Победитель получает фишку. Игра продолжается с другой схемой-карточкой.
№ 24. Дидактическая игра "Что лишнее? Почему?"
Цель игры : учить детей в каждом ряду карточек находить "лишний" предмет. Развивать логическое мышление, способность анализировать, сравнивать, обобщать.
Материал: карточки.
Возраст: 4-6 лет.
Ход игры : ребенок внимательно рассматривает рисунок. Воспитатель спрашивает: "Какой здесь предмет лишний? Почему?" Победителем становится тот, кто быстрее определяет неподходящий предмет и правильно объясняет. Например, среди одежды будет посуда.
№ 25. Дидактические игры
"Найди отличия", "Снеговики", "Домики", "Игрушки".
Цель: Развивать зрительное внимание и наблюдательность у детей.
Правила игры : Нужно внимательно посмотреть на рисунок и указать. чем отличаются снеговики друг от друга. Играют двое и выигрывает тот, кто укажет больше различий в рисунках. Первый играющий называет какое-нибудь различие, затем предоставляется слово второму и т. д. Игра заканчивается, когда кто-то из партнеров на сможет назвать новое отличие (ранее не отмеченное). Начинать игру можно с чтения стихотворения "Вот зайчишка у реки встал на задних лапках. Перед ним снеговики с метлами и в шляпках. Заяц смотрит. Он притих. Лишь морковку гложет. Но что разного у них - он понять не может". А теперь посмотри, что разного у этих снеговиков.
2 вариант: Играющие находят отличия и выкладывают под своим рисунком фишки, потом называют отличия.
№ 26. Дидактическая игра "Палочки - считалочки".
Цель игры : способствовать запоминанию и быстрому воспроизведению образца. Развивать мелкую моторику рук, воображение.
Оборудование: бумага, счетные палочки.
Возраст: 4-5 лет.
Ход игры : 1 вариант: Воспитатель предлагает детям выложить на бумаге палочками фигуру по образцу. Усложнение: Образец показывается за несколько секунд, а потом убирается. 2 вариант: Упражнять детей самостоятельно составлять фигуры, обдумывать ход решения, развивать воображение.
№ 27. Дидактическая игра "На что это похоже?"
Цель: учить детей создавать в воображении образ на основе схематического изображения предметов.
Материал: набор из 5-8 карточек с различными фигурками.
Содержание: Воспитатель показывает картинку, а дети придумывают, на что эта картинка похожа.
№ 28. Дидактическая игра "Лабиринты"
Цель: Развивать у детей настойчивость и умение сосредотачиваться, логическое мышление, ловкость.
Руководство: Постепенно усложнять лабиринты (более сложная сеть ходов, увеличение количества тупиков, разветвлений). Совместно с ребенком прослеживать ходы с помощью карандаша, а затем зрительно. Поощрение проявлений устойчивого внимания, сосредоточенности, желание достичь цели.
№ 29. Дидактическая игра "Найди признаки отличия"
Цель: Продолжать развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходство и различие (чем эти предметы похожи и чем отличаются и т. д.).
Продолжать развивать умение последовательно рассматривать предметы. Развивать внимание, память, мышление. Активизировать речь детей. Форма организации: индивидуальная или подгрупповая.
Методические приё мы: Основной приём – рассматривание иллюстраций, беседа. Варианты проведения игры : Вариант № 1 (интеграция с образовательной областью «Социализация») Взрослый показывает ребёнку иллюстрацию и предлагает её рассмотреть, описать, затем предлагает рассмотреть вторую часть иллюстрации. При рассматривании второй части иллюстрации предлагает ребёнку найти отличия и определить, чем они отличаются.
№30. Дидактическая игра "Пройди в ворота"
Цель: упражнять детей в составе числа из двух меньших чисел.
Материал: Большие карты с изображенными на них различными геометрическими формами (от одной до четырех) - по одной на каждого ребенка.
Содержание: Двое детей изображают ворота - держат ту или иную карту. Остальные маленькими карточками ходят по комнате. По удару ведущего в бубен играющие парами проходят в ворота (пару составляют дети, у которых число фигур на карточках равно числу на воротах). Начинать играть лучше с числа 2, постепенно увеличивая количество играющих путем добавления двух карточек с последующим числом. С целью большего охвата игрой детей можно составлять из них не пары, а четверки.
Правила игры : Если число составлено неправильно, пройти в ворота нельзя, они закрываются.
Вариант игры : Изображаются не один, а большее число ворот (до пяти). Играющие должны пройти только в свои ворота.
№31. Дидактическая игра "В каких домиках живут друзья?"
Цель: закрепить умение различать разные виды многоугольников; воспитывать целеустремленность в достижении цели, развивать сообразительность, внимание.
Три друга: Котенок, Щенок и Петушок поселились в новых домах. Догадайся, кто где живет? У домика Котенка дверь квадратная, окошко четырехугольное, а труба - треугольная. В домике щенка дверь шестиугольная, окно - прямоугольное, а труба - четырехугольная. Петушок живет в доме с пятиугольной дверью, четырехугольным окном и шестиугольной трубой.
Ответы: Котенок живет в доме №3, Щенок - №5, Петушок - 6.
№ 32 Дидактическая игра "Живые числа"
Цель: упражнение в счете (прямом и обратном) в пределе 10.
Материал: Карточки с нарисованными на них кружками от 1 до 10.
Содержание: Дети получают карточки. Выбирается водящий. Дети ходят по комнате. По сигналу водящего: "Числа! Встаньте по порядку!" - они строятся в шеренгу и называют свое число ("Один", "Два", "Три", и т. д.) Водящий проверяет, все ли встали на свои места. Дети меняются карточками. Игра продолжается.
Правила игры : Если кто-либо из детей встал не на свое место, он становится водящим. Если водящий ошибся, то он снова водит. Если водящий ошибся при счете три раза, он выходит из игры.
Вариант игры. "Числа" строятся в обратном порядке от 10 до 1.
№33. Дидактическая игра "Отгадай, какое число пропущено"
Цель: Определить место числа в натуральном ряду, назвать пропущенное число.
Материал: Фланелеграф, 1 карточек с изображением на них кружков от 1 до 10 (на каждой карточке кружки другого цвета. Флажки.
Содержание: Воспитатель расставляет на фланелеграфе карточки в последовательности чисел натурального ряда. Предлагаем детям посмотреть, как они стоят, не пропущено ли какое-нибудь число. затем ребята закрывают глаза. а воспитатель убирает одну карточку. После того как дети отгадают, какое число пропущено, воспитатель показывает спрятанную карточку и ставит ее на место.
Правила игры : Не подсматривать, когда убирают карточку. Кто первый заметит, какое число пропущено, получает флажок.
№ 34. Дидактическая игра "Какое число рядом?"
Цель: Упражнять детей в определении последующего и предыдущего числа к названному.
Материал: мяч.
Содержание: Дети становятся в круг, в центре его - водящий. Он бросает мяч кому-нибудь из детей говорит любое число. Поймавший мяч называет последующее или предыдущее число.
Правила игры : Если ребенок ошибся, все хором называют правильное число. игра продолжается.
Вариант игры :
1. Дети заранее договариваются, какое число будут называть: предыдущее или последующее.
2. Дети называют не одно, а два числа сразу - и предыдущее и последующее.
№ 35. Развивающие игры по Б. П. Никитину "Сложи квадрат", "Сложи узор", "Уникуб".
Цель: развивать у детей пространственные представления, образное мышление, способности комбинировать, конструировать, сочетать форму и цвет, складывая плоскостные и объемные фигуры, развивать творчество и самостоятельность.
Материал: плоскостные карточки-образцы для плоскостных фигур; кубики, окрашенные в три яркие цвета- для объемных фигур.
Игры на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений по образу и собственному замыслу.
1. "Танграм"
2. "Колумбово яйцо"
3. "Монгольская игра"
4. "Вьетнамская игра"
1. Дети знакомятся с набором фигур к игре, отбирают фигуры по форме, обследуют, считают, накладывают друг на друга.
2. По слову воспитателя составляют из треугольников квадрат, треугольник (из двух меньших, четырехугольник.
3. Составление фигур по образу и замыслу.
4. Воссоздание фигур по образцам контурного характера.
Использовала литературу:
1. Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко "Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста".
2. З. А. Михайлова "Игровые занимательные задачи для дошкольников".
3. В. В. Данилова, Т. Д. Рихтерман, З. А. Михайлова "Обучение математике в детском саду".
4. В. П. Новикова "Математика в детском саду".
5. В. Сотникова "Развитие ребенка в игровой деятельности".
6. Е. В. Соловьева "Числа для тебя".
7. Сорокина "Дидактические игры в детском саду".