Чиликова Марина Павловна
Дидактические игры
Выбери предмет (дидактическое упражнение).
На столе разложены различные предметы. Предложите детям выбрать только те предметы, которые им помогут утром умыться (мыло, полотенце, зубная щетка, паста, или предметы, которые необходимы для еды (тарелка, ложка, вилка).
Какая игрушка? (на сенсорное восприятие).
Публикация «Дидактические игры» размещена в разделах
Материалы и оборудование: разноцветный мешочек (40 30 см); предметы разной формы (шарики, кубики, втулки, яйца и т. п.) небольшого размера (3–4 см, а также сюжетные игрушки (куколки, матрешки, машинки) по 2–3 штуки в коробке (для каждого ребенка). Желательно подбирать предметы и игрушки из разных материалов (резиновые, полиэтиленовые, матерчатые, деревянные).
Взрослый укрепляет мешочек на шнуре, свисающем с потолка (или кронштейна, предлагает рассмотреть его, усаживает детей вокруг. Затем показывает различные игрушки, называет их и по одной опускает в мешочек через боковую прорезь. Встряхивает мешочек, перекручивает шнурок и отпускает его – мешочек начинает вращаться.
Взрослый говорит: «Мешочек, покрутись, нашим детям покажись». Во время вращения мешочка дети видят его со всех сторон. Когда он останавливается, взрослый опускает руку в прорезь, ненадолго задерживает ее там и спрашивает: «Что внутри? Какая мне попалась игрушка?» Достает, показывает детям и называет ( например: «Рыбка!»). Дает детям возможность рассмотреть ее: «Какая красивая рыбка – серебряная, а глазки розовые».
Затем предлагает каждому ребенку достать игрушку из мешочка, назвать ее, рассмотреть и показать всем детям.
Если дети легко справляются с этим заданием, можно усложнить его. После того как ребенок достанет и назовет игрушку, взрослый предлагает ему подобрать из общей коробки аналогичную: «Найди такую же машинку в коробке. Покажи ее всем детям! Какого она цвета? Красного цвета, и эта машинка тоже красного цвета».
Магазин игрушек (на развитие речи).
Из кубиков или строительного набора строится лестница, на ее ступеньках размещаются мелкие игрушки: машинки, мячики, пирамидка, юла, кукольная посуда и т. д. Это «магазин». В стороне «больная» кукла Галя лежит в кроватке, возле кроватки сидят мишка, Петрушка, зайка (набор игрушек может быть другим, в зависимости от того, какие игрушки у вас есть).
Воспитатель. Заболела наша Галя. Лежит Галя в кроватке. Скучно Гале. Мишка жалеет Галю. Захотел мишка новую игрушку Гале подарить. Встал и пошел в магазин (мишка идет). Вот какой магазин!
Мишка (просит низким голосом). Дайте мне пирамидку! Я отнесу ее Гале. Галя будет играть, снимать колечки.
Мишка относит Гале пирамидку. Остальные игрушки тоже идут в «магазин» и покупают игрушки.
Воспитатель. Теперь Гале будет весело. А что вы (обращается к детям) хотите купить в магазине?
Матрешки (математическая игра).
Взрослый обращает внимание детей на красивые матрешки, которые стоят на середине стола, предлагая каждому ребенку взять по одной. Встряхивает матрешку, имитирует голосом стук: «Тук-тук-тук! Кто там?» Открывает матрешку: «В гости к нам пришли две матрешки». Дети делают то же самое. Взрослый следит за тем, чтобы все открыли первую матрешку и достали из нее вторую. Помогает тем, кто не может справиться с заданием самостоятельно. Когда перед каждым ребенком окажется вторая матрешка, взрослый предлагает соединить части большой матрешки, правильно совместив ее руки и фартучек. Сам демонстрирует этот момент: высоко поднимает матрешку, ставит на ладонь и поворачивает так, чтобы все дети видели совместившиеся части рисунка.
Много – мало.
Вместе с малышом погрузите в маленькую машинку 3 кубика, а в большую машинку 5 кубиков. Покажите ребенку, что в одной мало кубиков, а в другой – много. Скажите: «Давай отвезем кубики мишке!» Отвезите кубики мишке. Выгрузите из большой машины: «Вот тебе, мишка, много кубиков!» Затем выгрузите из маленькой: «А тут мало!» В следующий раз погрузите в маленькую машину много кубиков (4–5, а в большую поменьше (2–3). Покажите ребенку, что теперь в большой машине мало кубиков, а в маленькой много. Можно предложить ребенку сделать так, чтобы в обеих машинах кубиков было поровну. Скажите: «Одинаково! Поровну!» В одну из машин (любую) положите еще два кубика. Покажите: «Теперь здесь больше!» Добавляя разное количество кубиков в машинки, можно несколько раз смотреть с малышом, где больше, а где меньше. Далее детям предлагается сюжетная игра «Строители».
Найди такой же домик (на сенсорное развитие).
– Вот собака. У собаки есть дом. Вот такой.
Покажите силуэт дома из бархатной бумаги. Обследуйте дом, попросите провести трижды рукой ребенка сверху вниз, приговаривая: «Шершавый». Обследуйте сначала правой, потом левой рукой. «Поселите» собаку в дом (в стене домика вырезано квадратное отверстие – «окошко»).
– А вот еще собака. Она тоже построила себе дом. Вот такой.
Покажите дом из глянцевой бумаги. Обследуйте его, приговаривая: «Гладкий». «Поселите» собаку в дом.
– Пришел мишка. Он хочет шершавый дом.
Положите перед ребенком два оставшихся дома. Обследуйте их. «Этот шершавый? Нет, этот гладкий. А этот? Да, этот шершавый». Положите дом рядом с шершавым. «Этот дом шершавый. И этот такой же шершавый». «Поселите» мишку в дом.
Аналогично найдите гладкий дом для второго мишки.
Найди такой же предмет (на сенсорное развитие).
1. По всей групповой комнате разложены различные игрушки. Взрослый показывает детям, например, красный флажок и просит принести игрушки такого же цвета; ставит флажок на середину стола и принимает участие в игре. Когда ребенок приносит игрушку, взрослый прикладывает к ней флажок и говорит: «Правильно, ты принес шарик такого же цвета, как и флажок. Красный флажок и красный шарик». Располагает игрушку рядом с флажком. Если же цвет не совпадает, взрослый не ставит игрушку рядом. На одном занятии дети могут подбирать предметы 2–3 цветов, но одновременно они подбирают предметы только одного цвета.
2. Взрослый собирает детей вокруг себя, раздает им игрушки. Они рассматривают их, называют, отмечают особенности. Предлагает детям по очереди подойти к столу и выбрать такую же игрушку. Пока ребенок подбирает идентичную игрушку, взрослый прячет его игрушку, побуждая действовать по памяти. Если ребенок затрудняется, взрослый показывает игрушку издали, называет ее и тем самым побуждая к действию. Когда ребенок принесет игрушку, взрослый предлагает детям сказать, справился ли их товарищ с заданием. С этой целью он ставит рядом две игрушки и предлагает сравнить: «Миша принес такую же куколку? Я кукол поставлю рядом». Точно так же поочередно игрушки приносят все дети, взрослый учит их сравнивать.
Необычная песенка «Эхо».
Педагог громко произносит любой гласный звук, а ребенок повторяет его, но тихо.
– Однажды жуки, бабочки и кузнечики поспорили, кто лучше всех споет песенку. Первыми выступили большие толстые жуки. Они важно пели: «О-о-о». (Дети пропевают мелодию на звук О.) Затем выпорхнули бабочки. Они звонко и весело запели песенку: «А-а-а». (Дети исполняют ту же мелодию, но на звук А.) Последними вышли музыканты-кузнечики, они заиграли на скрипочках: «И-и-и». (Дети напевают эту же мелодию на звук И.) Тут на полянку вышли все и начали распевку со словами. И сразу же все жуки, бабочки, кузнечики поняли, что лучше всех поют наши девочки и мальчики.
Опять мимо! (дидактическое упражнение).
После того как ребенок научился пересыпать крупу в посуду с широким горлом, воспитатель усложняет задачу, предоставив в распоряжение ребенка емкость с зауженным верхом. Пусть малыш пытается пересыпать крупу в маленькие пластиковые баночки, бутылки. С закрученными крышками они превратятся в отличные погремушки. Обращайте внимание ребенка на степень наполнения: «Эта баночка наполнена наполовину, а в этой бутылке почти не осталось пустого места».
Покажи мне, как ты…
Эта игра поможет ребенку следовать Вашим указаниям, прислушиваясь к тому, что Вы ему говорите. Начинайте каждое указание со слов: «Покажи мне, как ты…» («Покажи мне, как ты дотягиваешься головой до плеча; касаешься ухом стула; дотрагиваешься до маминого носа»). Давая указания, сами выполняйте все эти действия, чтобы малыш мог подражать Вам. Хвалите ребенка каждый раз, когда ему удается выполнить то или иное действие правильно.
Посади огород (дидактическое упражнение).
Материалы и оборудование: набор игрушечных овощей (по 2 предмета каждого вида на ребенка); листы картона (12 12 см, разделенные на 4 части (по одному листу на ребенка); карточки с заданиями: 5 карточек (12 12, разделенных на 4 части). На карточках нарисованы кружки разных цветов, по одному на каждой части. Карточки выглядят следующим образом: на первой расположены в двух верхних частях 2 зеленых кружка, а в двух нижних – 2 желтых. На второй – сверху 2 желтых кружка, а снизу 2 зеленых. На третьей – сверху желтый и зеленый кружок, снизу желтый и зеленый. На четвертой – сверху зеленый и желтый кружок, а снизу желтый и зеленый. На пятой – сверху зеленый и желтый кружок и снизу зеленый и желтый.
Воспитатель показывает детям матрешку и говорит, что это матрешка-огородница, которая любит загадывать загадки про огород. Дети получают листы, разделенные на 4 части, – это огород, где они будут сажать на грядки свои овощи: по 2 репки и по 2 огурчика. Взрослый говорит, что сажать овощи нужно так. как скажет матрешка. Он показывает первую карточку с цветными кружками (вверху 2 зеленых кружка, внизу – 2 желтых). После того как дети выполнят задание, им последовательно предъявляются остальные четыре карточки.
Сначала детям дают 3 задания, при повторном проведении игры задания увеличиваются до 5.
Послушай и повтори (на развитие речи).
Дети воспроизводят заданный воспитателем ритм хлопанием в ладоши (хлопками) : X – хлопок: X – X; XX – X и т. д. с постепенным усложнением элементов.
Сколько? (дидактическое упражнение).
Воспитатель достает из коробки утят. Говорит: «Утенок. Еще один утенок. Вот еще утенок». Дети помогают ему: «Еще утенок», – добавляют они и т. п. Затем педагог достает утку. Дети называют ее. Воспитатель спрашивает: «Сколько уток? (Утка одна.) Утят? (Утят много.) “Кря-кря-кря!” – крякают утята. Как крякают? И ходят вперевалочку (показ). Покажите, как утята вперевалочку ходят.» Пока дети изображают утят, воспитатель убирает игрушки и ставит на стол елочку, а вокруг нее грибки (по количеству детей). «Сколько выросло грибов! – показывает он детям. – Сколько грибов? (Много грибов.) А вот и корзинка. Что это? Сколько в корзинке грибов?» (Ни одного гриба нет.) Воспитатель предлагает детям «сорвать» по одному грибу. Спрашивает, сколько грибов у Оли (Саши, Тани). Предлагает всем сложить грибы в корзину. Уточняет, сколько грибов стало в корзине (много грибов, у детей (ни одного грибка). (Хоровые ответы чередуются с индивидуальными.) Воспитатель убирает игрушки и предлагает послушать рассказ про детей, которые пускали по воде лодочки. Рассказывает миниатюру Л. Толстого, не изменяя авторского текста. Повторяет рассказ еще один-два раза.
Собери пирамидку (игровая ситуация с использованием персонажа).
Перед каждым ребенком коробка с шариками. Петрушка показывает свою пирамидку в собранном виде: «Эта пирамидка из красных шариков». Затем показывает точно такую же пирамидку из синих и дает соответствующее пояснение. Потом Петрушка начинает последовательно снимать шарики то с одной, то с другой пирамидки и складывать их в коробку. Так перед Петрушкой оказывается такая же, как у детей, коробка, наполненная шарами. Петрушка вновь нанизывает шарики, выбирая только красные и называя их цвет: «Этот шарик красного цвета, и этот тоже красный, и этот шарик красненький!» Оставшиеся шары дети нанизывают на второй стержень. «Какие красивые синие пирамидки», – говорит Петрушка, выделяя голосом название цвета. Затем предлагает каждому ребенку снять шарики со стержня и сложить их в коробку. Перемешивает шарики.
Далее по словесному указанию Петрушки дети самостоятельно собирают пирамидки сначала красного цвета, затем синего. Если дети ошибаются, Петрушка помогает им, прибегая к показу и наглядному сравнению.
Собери пирамидку из кубиков (развивающая игра).
Взрослый обращает внимание детей на то, что у них есть кубики разной величины, которые они могут нанизать на стержень. Дает возможность рассмотреть их, поставить один на другой, приложить один к другому, постучать один о другой и прислушаться к издаваемым звукам. «Покажите самый большой кубик. Какой поменьше? А самый маленький какой?» – спрашивает взрослый. Учит детей сравнивать предметы по величине разными способами. Предлагает составить пирамидку, нанизывая последовательно самый большой кубик, поменьше и маленький, затем произвольно. В конце занятия взрослый предлагает собрать пирамидку, располагая кубики в порядке уменьшения их величины, т. е. в определенной последовательности.