Каврус Екатерина
Дидактическая логопедическая игрушка «Лягушка — Говорушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическая логопедическая игрушка «Лягушка – Говорушка»
Каврус Екатерина Дмитриевна
учитель-логопед МБДОУ №41
Дидактическая логопедическая игрушка «Лягушка - Говорушка»
Публикация «Дидактическая логопедическая игрушка „Лягушка — Говорушка“» размещена в разделах
- Логопедические игры
- Лягушки, лягушата
- Ляшушка. Игры, дидактические пособия
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Актуальность. Постановка правильного произнесения звуков предполагает отработку соответствующих артикуляторных позиций с помощью показа и объяснения. При этом дети должны запомнить описание артикуляции звука и проверить себя перед зеркалом. Для более чёткого зрительного восприятия артикуляционных укладов используются артикуляционные профили, показ положений языка с помощью кисти руки, совместно с логопедом, глядя в зеркало.
Учитывая склонность дошкольников к подражанию, наглядным формам мышления, игре, я разработала такое дидактическое пособие. Это занимательный персонаж - мягкая игрушка длиной от 15 см. Называется она:
«Логопедическая игрушка – Лягушка - Говорушка»
В комплект игрушки входят :
1) игрушка «Лягушка - Говорушка», связанная из ниток, с отдельным элементом – язычком, который можно надеть на руку;
2) набор ламинированных листочков «Кувшинки» (двухсторонние) :
1 сторона - стихотворение - описание артикуляционного упражнения
2сторона - картинка артикуляционного упражнения.
Способ изготовления пособия. Пособие сделано из трикотажных нитей зеленого и розового цвета (связано по типу варежки). Язычок (розовый) лягушки надевается на руку логопеда или ребенка. Отдельно можно сшить два языка: один в форме «лопатки», другой – «иголочки».
Имеются у неё нос, глаза, уши, бантики (зеленый, синий, красный).
Назначение пособия:
1. Использование пособия в качестве сюрпризного игрового момента в ходе вводного занятия «Знакомство с органами речи». Ребёнок может надеть лягушку или отдельно язычок на правую руку, левой рукой открыть, закрыть рот лягушки; потрогать зубы, язык, узнать, где кончик языка, боковые края, спинка, корень (сначала у игрушки, потом у себя).
2. Во время проведения артикуляционной гимнастики лягушка «предлагает» выполнить вместе с ней упражнение, найти правильное положение языка. Ребёнок это делает вместе с логопедом, двигает, выгибает, вытягивает язык, помещает кончик языка за верхние, нижние зубы; те же действия показывает на языке лягушки.
3. На индивидуальных занятиях по постановке звуков ребёнок с помощью логопеда моделирует лягушке язык нужной формы.
Одновременно происходит развитие мелкой моторики рук: ребенок пальцами придает языку лягушки форму чашечки, лопаточки, поднимает - опускает язык (работают пальцы рук).
Можно также использовать при характеристике звука игровые моменты с бантами – ребенок надевает на голову лягушке бант красного, синего или зеленого цвета, в соответствие с заданным логопедом звуком. Например:
*Красный бант - гласный звук,
*Синий бант – твердый согласный звук,
* Зеленый бант – мягкий согласный звук.
*Синий /зеленый бант с колокольчиком – звонкий согласный.
Фрагмент занятия по постановке звука Р с использованием логопедической игрушки
(для детей 5-6 лет)
Организационный момент.
Логопед. Юля, сегодня на занятие к нам пришла гостья. Я расскажу о ней, а ты попробуй отгадать, кто это.
«Ква – ква – ква» поет малышка
И почесывает брюшко.
(Лягушка)
Логопед достает «Лягушку – Говорушку», ребенок рассматривает игрушку. Лягушка рассказывает о себе :
Эта лягушка – вовсе не игрушка!
Не для развлечений.
Выполняем вместе с ней
Много упражнений.
Если вместе, дружно
Мы их сможем повторить,
То – ведь это очень нужно!-
Будем чисто говорить.
Логопед. Нравиться тебе наша гостья? Как она о себе говорит? Оставим ее на нашем занятии и посмотрим, действительно ли она такая хорошая. Ты запомнила ее имя? Выполним гимнастику вместе с игрушкой.
Артикуляционная гимнастика (перед зеркалом)
* Для губ:
«Улыбка» - удерживание губ в улыбке, зубы не видны.
«Хоботок»- вытягивание сомкнутых губ вперед.
«Улыбка» - «Хоботок» (чередование).
* Для языка:
«Лопаточка» - рот раскрыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
«Чашечка» - рот широко открыт, передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
«Грибок» - рот открыт, язык присасывается к нёбу.
«Лошадка» - язык присасывается к нёбу; щелкнуть языком, цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
«Маляр» - рот открыт, широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.
«Индюк» - рот приоткрыт, проводим широким передним краем языка по верхней губе вперед – назад; добавляем голос: «бл-л-л».
«Пулемет» - напряженным кончиком языка стучим в сомкнутые зубы, отчетливо и многократно произнося «д-д-д».
Развитие дыхания и голоса
Логопед. Юля, какое сейчас время года? (Осень)
Назови признаки осени. (Ребенок называет признаки осени)
А сейчас Лягушка загадает тебе загадки. Отгадай.
Он идет, а мы бежим,
Он догонит все равно.
В дом укрыться мы спешим,
Будет он стучать в окно.
И по крышам тук да тук,
Нет, не пустим, милый друг.
(Дождь)
Из почек появляются,
Весною распускаются,
Осенью увядают –
И все опадают.
(Листья)
Логопед. Осенью часто идет дождь и дует ветер. Давай покажем, как может дуть ветер. (Ребенок дует на осенний лист тихо, сильно, плавно. Затем дует на свою ладошку.)
Логопед. Ветер можно почувствовать своей кожей, можно увидеть, как он колышет листья деревьев, а можно, и услышать, как гудит. (Ребенок имитирует гудение ветра (звук у) с разной силой голоса).
Уточнение артикуляции звука Р
Логопед. Лягушка не знает, как у нее получится, но тоже захотела показать свой голос. Давай вместе порычим! Как рычит собака? Тигр? Как заводится мотор у машины?
Юля рассказывает и демонстрирует положение языка при произнесении звука Р. Она вызывает вибрацию кончика языка, действуя указательным пальцем правой руки. Язык в это время в форме «чашечки». Показывает вибрацию своего языка и языка «Лягушки – Говорушки».
Логопед демонстрирует артикуляционные позиции – правильные и неправильные. Ребенок поправляет Лягушку.