светлана ткалун
Дидактическая игра «Звуко — буквики» (авторская игра)
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическая игра «Звуко – буквики»
Цель: Учить детей проводить звуковой анализ слов, вычленять словесное ударение. Закреплять умение определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце). Упражнять в умении составлять предложения. Развивать логическое мышление, внимание.
Пособие: таблица с ячейками (7 - 7). В верхних ячейках по горизонтали - цифры, по вертикали – задания – пиктограммы. Кубик с цифрами, указка.
Ход игры:
Публикация «Дидактическая игра „Звуко — буквики“ (авторская игра)» размещена в разделах
Воспитатель: Ребята, мы с вами прошли огромный путь по стране «Буквозвукия». Узнали много нового, интересного. Скажите, кто живёт в этой стране? (Звуковые человечки, буквы, предложения, слоги и т. д.). Королева «Грамота» страны «Буквозвукия» с большим интересом наблюдала за вашими успехами. В знак благодарности она подарила вам занимательную игру «Звуко – буквики».
Правила игры:
Вызывается ребенок, который бросает кубик с цифрами. Выпадает определенная цифра. Ребенок выполняет задания морфологической дорожки под этой цифрой с выбранной буквой, руководствуясь пиктограммами. Остальные дети помогают.
Описание заданий:
Задание № 1. Пиктограмма – буква со знаком «?»:
- Назови букву. Скажи, на что она похожа? Воспитатель поясняет:
А – Вот два столба наискосок, М – Взявшись за руки,
А между ними – поясок. Мы встали
Ты эту букву знаешь? А? И на М похожи стали.
Перед тобою буква А.
Н – На букве Н
О – В старом дереве дупло Я, как на лесенке,
Ну совсем как буква О. Сижу и распеваю
Песенки!
У – У –сучок. В любом лесу
Ты увидишь букву У. Р – Буква Р – на мачте парус,
Вдаль плывет,
Ы – А бедняжка буква Ы Небес касаясь.
Бродит с палочкой, увы.
Й – Букву Й зовут «И кратким»
Э – Это – Э Й как И в твоей тетрадке.
С открытым ртом Чтобы Й не путать с И,
И большущим языком. Сверху палочку пиши.
Е – Е на грядке пригодилась – Л – Алфавит продолжит наш
Вместо грабель потрудилась. Буква Л – лесной шалаш.
Ё – Е и Ё – родные сестры, Б – Буква Б с большим брюшком,
Различать сестер непросто. В кепке с длинным козырьком
Но у буквы Ё две точки,
Словно к лесенке гвоздочки. В – Словно букву В Алена
Держит трубку телефона.
И – На калитку посмотри:
Чем она на буква И? З – На эту букву посмотри:
Между двух прямых досок Она совсем как цифра три.
Одна легла наискосок.
Г – Перед нами буква Г
Ю – Чтобы О не укатилось, Стоит подобно кочерге.
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри- ка, Д – Вот стоит, дымок пуская,
Что случилось: Буква Д – труба печная.
Получилась… буква Ю.
Ж – Эта буква широка
Я – Каждый знает: И похожа на жука.
Буква Я И при этом точно жук
Самая хвастливая. Издаёт жужжащий звук: ж.
Т – Буква Т стоит на крыше: Ф – Филин в книжку залетев,
Телевизор в доме том. Притворился буквой Ф.
Т в антенну превратилась
И на крыше очутилась. Ч – Ч с четверкой спутал чижик
И прочел: «Четыре ижик».
К – Кто отправляется в полет,
В клюве веточку несет? Щ – На расческу Щ похожа.
Три зубца всего?
П – Влез на букву озорник: Ну что же!
Он решил, что П – турник.
Х – Х – забавная игрушка,
С – Полумесяц в небе темном Деревянная вертушка.
Буквой С повис над домом. Деревянная вертушка -
Ветру вольному подружка.
Ш – На что похожа буква Ш?
На зубья этого ковша. Ъ – Из ведра не просто так
Нам воды напиться:
Ь – Буква Р перевернулась - Нужен ковшик – Ъ,
Мягким знаком обернулась. Чтобы не облиться.
Задание № 2. Пиктограмма – Д/игры: «Звуковые человечки».
«Кому подарим шапочку» (ударение).
- Ребенок проводит звуковой анализ слова, вычленяет ударение.
Задание № 3. Пиктограмма – Д/игра «Звуковая птичка»
- Определение места звука в слове (в начале, в середине, в конце).
Задание № 4. Пиктограмма – «Рот, человечек, делавший зарядку».
- Фонетическая зарядка: Ноты (пропеть гласный звук).
Открытый рот (громко крикнуть гласный звук)
Горизонтальные стрелки (долго потянуть
гласный звук).
Один ребенок (индивидуальный ответ).
Много детей (хоровой ответ).
Открытый рот и ребенок (громко сказать
букву одному ребенку).
Открытый перечеркнутый рот и много детей
(тихо сказать букву детям – хоровой ответ).
Вопросы: Что просит сказать врач, когда осматривает горло? (А – а – а)
Как охает больной? (Ох – ох)
Как воет волк? (У –у – у – у)
Как пыхтит тесто? (Пых – пых)
Что говорят, когда рыба срывается с крючка? (Эх)
Что говорит мама, когда тебя кормит? (Ешь)
Что больше всего на свете любит медведь? (Мёд).
Как кричит осёл? (Иа – иа.)
Куда улетают птицы осенью? (На юг).
Что говорит бабушка внучке – грязнуле? (А – я – я – я –яй).
Как мычит корова? (Му – у – у)
Как погоняют лошадь? (Но – но)
Как рычит собака? (Р – р – р)
Как вскрикивают от испуга? (Ой)
Как поют песенку без слов? (Ля – ля)
Как блеет баран? (Бе – е)
Назовите имена мальчиков, которые начинаются на В (Витя,
Вова, Вася).
Как гогочет гусь? (Га – га – га)
Как дудят в дудочку? (Ду – ду – ду)
Как жужжит шмель? (Ж – ж – ж)
Как поют комарики? (З – з – з)
Как квакает лягушка? (Ква – ква)
Как пищат птенцы? (Пи – пи – пи.)
Как воздух выходит из шарика? (С – с – с)
Как тикают часы? (Тик – так)
Как фыркает кот? (Ф – ф – ф)
Как мы смеёмся? (Ха – ха – ха)
Как подзывают цыплят? (Цып – цып)
Как чикают ножницы? (Чик – чик – чик)
Как шипит гусь? (Ш – ш – ш)
Как паровоз выпускает пар? (Щ – щ – щ)
Как слово сел превратить в слово съел? (Поставить Ъ).
Какаю нужно добавить букву, чтобы угол превратился в
уголь? (Ь).
Задание № 5. Пиктограмма – «Схема предложения».
Дети по схеме составляют предложения со словами из звукового анализа.
Задание № 6. Пиктограмма – «Дом с крышей двух цветов (зелёный, синий) – дидактическая игра «Трава – лёд».
- В окне буквы – дидактическая игра «Буквы спрятались».
Дети называют братцев – твёрдый согласный и мягкий согласный звуки; находят в рисунке спрятанные буквы.