Наталья Гарина
Дидактическая игра «Вежливый отказ»
• способствовать формированию личностного отношения ребенка к соблюдению (и нарушению) моральных норм;
• продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми;
• формировать первичные представления детей об их правах (на игру, доброжелательное отношение, новые знание) и обязанностях.
Публикация «Дидактическая игра „Вежливый отказ“» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Вежливость, этикет. Игры, дидактические пособия
- Дидактические игры
- Темочки
• учить детей говорить комплименты, вежливые слова; развивать речь, память, фантазию;
Ход игры:
Привлечение внимания к игре:
- Ира, Оля, Саша, Лена, Вика, Лариса, Юля, Таня, Рая подойдите ко мне.
- Посмотрите, дети кто пришел к нам в гости?
Дети: Медведь.
- Правильно и зовут его Мишутка.
Мишутка: Здравствуйте ребята!
Дети: Здравствуй Мишутка!
- У Мишутки мало друзей, потому что медведи большие и грозные животные и другие жители леса их остерегаются. Чтобы найти новых друзей Мишутка хочет научиться быть вежливым и чутким. Дети, вы хотите помочь ему? (да)
-Давайте сыграем в игры, которые помогут нам показать пример доброжелательного отношения друг к другу. А ты мишутка внимательно слушай и запоминай.
Первая игра «Вежливый отказ»
- Случалось ли так, что ваши друзья и близкие обращаются к вам с просьбой, но вы не можете её выполнить? (да)
- Как отказать в такой ситуации так чтобы не обидеть? - Не стоит давать равнодушный ответ («не сейчас», «не буду», «делай сам»). Нужно вежливо объяснить почему вы не можете сейчас выполнить просьбу. Давайте попробуем. Сядьте поудобнее, спину держите ровно, руки можно положить свободно.
Правила игры:
-Ребята, я буду придумывать для вас разные ситуации, вам нужно будет представить себя в этой ситуации и придумать вежливый отказ так чтобы не обидеть собеседника. Вам всё понятно? (да)
- Начнем!
Ход игры:
Педагогическая ситуация 1.
-Ира, представь, что сейчас ты дежурная по столовой. Тебе нужно расставить хлебницы, салфетницы, разложить столовые приборы.
- Оля, предложи Ире поиграть с тобой.
Оля: Ира, давай с тобой поиграем.
Ира: Давай.
- Дети, Ира может сейчас поиграть с Олей?
Дети: Нет.
-Почему Ира не может поиграть с Олей сейчас?
Дети: Ира должна сначала закончить дежурство.
-Правильно дети, нужно доводить начатое дело до конца.
- Ира теперь ты понимаешь, что не можешь сейчас поиграть с Олей?
Ира: Да.
-Как вежливо отказать Оле?
Ира: Оля, сейчас я не могу, потому что дежурю. Давай поиграем после занятия.
Оля: хорошо.
-Замечательно. Оля, ты ведь не обиделась на то что Ира не пошла с тобой играть?
Оля: нет.
-Видите, дети, если относится друг к другу доброжелательно и общаться вежливо можно избежать обид.
-Сейчас я выберу следующих участников.
Педагогическая ситуация 2.
- Вика, Лена, Рая представьте, что вы играете в настольную игру «Обитатели морей». Помните, что во время этой игры принимать новых игроков нельзя.
- Лариса, ты хочешь играть с ними, попроси взять тебя в игру.
Лариса: Девочки, можно с вами поиграть?
Вика: Лариса, сейчас мы не можем взять тебя в игру.
Лариса: Почему, я же сейчас хочу играть.
Лена: Во время игры принимать новых игроков нельзя.
Рая: Давай мы доиграем и начнём новую игру с тобой.
Лариса: хорошо, я подожду.
-Всё верно, Вика, Рая и Лена, уже начали игру и имеют право её закончить.
- Предложить Ларисе присоединиться в новой игре неплохая идея.
- Продолжим.
Педагогическая ситуация 3.
- Саша и Таня представьте, что вы играете в бадминтон. Помните, что играть в неё могут только два человека.
Юля, ты хочешь играть с ними, попроси взять тебя в игру.
Юля: Я тоже хочу играть в бадминтон, можно с вами?
Саша: Юля не обижайся мы не можем взять тебя в игру, потому
что в эту игру могут играть только два человека.
Таня: Хочешь сыграть с победителем?
Юля: Да.
- Очень тактичный ответ.
- Хорошо дети вы нас порадовали своими ответами. Теперь Мишутка знает, как правильно отказать и не обидеть.