Анжелла Васильева
Игра из крышечек «Веселый паровозик» для детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации к игре «Веселый паровозик» для детей раннего возраста.
Разработали: воспитатели МБ ДОУ «Детский сад № 42» г. Новокузнецка Васильева А. Н.,
Ветлугина М. С.
Учеными доказано, что развитие мелкой моторики рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления детей.
Современный ребёнок испытывает недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений. Порой он воспринимает окружающий мир линейно, однобоко.
Публикация «Игра из крышечек „Веселый паровозик“ для детей раннего возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Крышки. Игры из пластиковых крышечек
- Младшая группа
- Поделки из пластиковой и одноразовой посуды
- Поезд, паровоз. Дидактические игры, пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» апрель 2020
Пластиковые крышки – это наиболее доступный материал, который можно найти в каждом доме. Крышки от пластиковых бутылок – хороший исходный материал, который можно использовать для создания занимательных игр по сенсомоторному развитию.
Игра «Веселый паровозик» способствует развитию мелкой моторики рук, координации движений, внимания, логического мышления, сенсорных ощущений, воображения, закреплению знания цвета, геометрических форм.
Мы предлагаем несколько вариантов игры «Веселый паровозик». Играть с детьми лучше небольшими подгруппами. Можно играть индивидуально. Можно использовать игру как часть организованной образовательной деятельности.
Вариант 1.
Задачи. Стимулировать любознательность и познавательную активность; учить различать по внешнему виду и называть транспорт; активизировать и обогащать словарный запас детей, используя слова: автобус, корабль, поезд, самолет пассажир, машинист, груз. Развивать мелкую моторику, ориентировку в пространстве. Развивать зрительное внимание, умение находить общий признак предметов, выявлять предмет, не имеющий данного признака. Формировать предпосылки для развития логического мышления. Закреплять знание цвета, знание геометрических форм (круга). Развивать тактильные ощущения.
Ход игры.
Воспитатель показывает детям картинки с изображением самолета, корабля, автобуса и поезда и спрашивает: Что изображено на картинках? Дети называют.
Далее воспитатель задаёт вопрос по каждому виду транспорта.
- Где он едет, (плывет, летит) – по дороге, по воздуху, по воде или по рельсам?
Воспитатель:
- Как можно все это назвать одним словом? (Если дети затрудняются воспитатель сам говорит: «транспорт»)
- Зачем нужен транспорт? (Перевозить грузы и пассажиров). Воспитатель объясняет, что пассажиры – это те, кто едут в транспорте.
- Чем самолёт отличается от поезда, автобуса и корабля? У него есть крылья, он летает по воздуху.
- А чем корабль отличается от грузовика, самолета и поезда? Он плывет по воде, у него нет колес.
- А чем поезд отличается от кораблика, самолета и грузовика? Он ездит по рельсам.
Воспитатель говорит детям, что сейчас они будут играть в интересную игру и показывает детям игру- картинку на которой изображен паровоз и разноцветные вагоны без колес.
Воспитатель: «Какой веселый поезд! Дети, посмотрите, что есть у поезда? (Окошки, дверь, труба, вагоны, колеса).
- Какого цвета вагончики поезда? (Красный и зеленый).
- Сколько вагончиков? (Два)
- Чего не хватает нашему поезду? (Колес.)
Воспитатель: Сможет поезд ехать без колёс? (Нет.)
Воспитатель: Чем же мы можем помочь поезду? (Показывает пробки с изображением колес.) Правильно, прикрутить колеса. А где колёса будем прикручивать? Внизу или наверху? (Внизу.)
Воспитатель предлагает детям прикрутить поезду колеса.
Воспитатель: Сколько колес у поезда? (Много.) Какой формы колеса? (На какую фигуру похожи колеса) Да, колеса круглые. (Похожи на круг.) Колеса у поезда едут по рельсам.
Воспитатель: Молодцы ребята! Очень красивый поезд у нас получился. Теперь он сможет путешествовать. В заключении педагог может предложить поиграть детям в музыкальную игру с движениями «Веселый паровозик» с остановками.
Вариант 2.
Задачи. Расширять представления детей о животных и птицах; учить узнавать животных и птиц на картинках и называть их. Обратить внимание детей на различия между домашними и дикими животными. Продолжать знакомить с особенностями внешнего вида и некоторыми названиями птиц (попугай, петух). Уточнить понятия «пассажиры» и «машинист». Развивать зрительную память, зрительное внимание. Развивать мелкую моторику, координацию и ориентировку в пространстве. Формировать предпосылки для развития логического мышления. Закреплять знание цвета. Развивать тактильные ощущения. Уточнить понятия «много» и «один». Развивать общую моторику, учить согласовывать свои движения с текстом песни, развивать чувство ритма.
Ход игры.
Воспитатель: Ребята, давайте с вами послушаем песенку. В этой песенке поется про друзей, которые едут путешествовать. Включает аудиозапись «Песенка друзей». Дети с воспитателем слушают песенку:
Мы едем, едем, едем.
В далёкие края.
Хорошие соседи,
Счастливые друзья!
Нам весело живется
Мы песенку поем,
А в песенке поется
О том как мы живем! (руки согнуты в локтях, круговые движения руками)
Красота! Красота! (разводят руки в стороны)
Мы везем с собой кота, (подносят ладошки к голове как «ушки кота»)
Чижика, собаку, (показывают «клюв» ладошками и «ушки собаки» так же как и у кота)
Петьку-забияку, («хлопают крыльями»)
Обезьяну, попугая — (показывают «ушки обезьяны» - ладошки к ушам, «клюв попугая»)
Вот компания какая! (показывают кулачок, большой палец поднят вверх)
Воспитатель говорит детям, что сейчас они будут играть в интересную игру и показывает детям игру- картинку на которой изображен паровоз и разноцветные вагоны без машиниста и пассажиров.
Воспитатель: «Какой веселый поезд! Дети, посмотрите, что есть у поезда? (Окошко, дверь, труба, вагончики, колеса).
- Какого цвета вагончики поезда? (Красный и зеленый).
- Сколько вагончиков? (Два)
Воспитатель:
- Как называется тот, кто управляет поездом? Это машинист. Он едет в кабине паровоза. Давайте выберем кто у нас будет машинистом (показывает детям пробки и изображением кота, собаки, петуха, попугая, обезьяны). Дети выбирают. Предлагает ребенку закрутить пробку с выбранным персонажем. - Теперь давайте посадим пассажиров в вагончики поезда. Кто такие пассажиры? (Пассажиры – это те, кто едет в вагонах поезда.)
- Кто поедет в первом красном вагончике?
- Кто поедет во втором, зеленом вагончике?
Воспитатель: Какой веселый поезд у нас получился.
- Сколько пассажиров в поезде (Много.)
- А сколько машинистов? (Один.) Кто машинист?
- Кто едет в зеленом вагоне?
- Кто едет в красном вагоне?
- Кто едет за попугаем?
- Кто едет между собачкой и котом?
- Как лает собака?
- Как мяукает кот?
-Как поет петушок?
Воспитатель: Собака и кот – это домашние животные. Они живут с человеком. Он о них заботится. А обезьянка – это дикое животное. Она сама добывает себе еду. Попугай и петух – это птицы. (Вспоминают кто такие птицы. У птиц две ноги, есть крылья, хвост, туловище, голова, клюв, глаза. Тело птицы покрыто перьями.)
- Давайте пересадим пассажиров так, чтобы в красном вагончике у нас ехали только домашние животные.
- А машинистом пусть будет дикое животное.
- А в зеленом вагончике у нас будут ехать птицы.
Далее воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Кого не стало?» Педагог просит детей закрыть глаза и откручивает одного из пассажиров, потом просит детей посмотреть внимательно на картинку и сказать кого не стало.
В заключении воспитатель предлагает детям еще раз послушать «Песенку друзей».
Вариант 3.
Задачи. Продолжать учить детей ориентироваться во времени. Уточнять понятия «день», «ночь», учить правильно употреблять их. Развивать мелкую моторику, координацию и ориентировку в пространстве. Развивать зрительное внимание, учить визуально контролировать и координировать свои действия. Формировать предпосылки для развития логического мышления. Закреплять знание цвета, знание геометрических форм (круга). Развивать тактильные ощущения. Уточнить понятия «много» и «один». Развивать слуховое внимание, учить выполнять движения в соответствии с характером музыки.
Ход игры.
Воспитатель: Давайте послушаем песенку про паровоз, который зовут паровоз Букашка (Включает аудиозапись «Паровоз Букашка» (1 куплет и припев).
ПАРОВОЗ «БУКАШКА»
Музыка: Александр Ермолов. Слова: Александр Морозов.
Плывут за окошком поля и леса.
Мы едем туда, где нас ждут чудеса.
И солнышко светит, и речка блестит,
И наш паровозик так быстро летит!
Припев: Чух, чух, чух, ту, ту, ту –
Белые барашки
Выдувает на ходу
Паровоз – Букашка!
Чух, чух, чух, ту, ту, ту –
Белые барашки
Выдувает на ходу (3 раза)
Паровоз – Букашка!
Воспитатель говорит детям, что сейчас они будут играть в интересную игру и показывает детям игру- картинку на которой изображен паровоз и разноцветные вагоны с пассажирами и машинистом.
Воспитатель: «Какой веселый паровоз! Дети, посмотрите, что есть у поезда? (Окошко, дверь, труба, вагончики, колеса).
- Какого цвета вагончики поезда? (Красный и зеленый).
- Сколько вагончиков? (Два)
- Кто едет в поезде? (Пассажиры.)
- Кто управляет поездом? (Машинист.)
- Что идет из трубы? Дым. Какого цвета дым? Белый. Давайте прикрутим белые крышечки к барашкам дыма. Дети прикручивают белые крышки.
Воспитатель:
- Как вы думаете паровозик едет днем или ночью? Днем. А как вы узнали, что это день. Правильно. На небе высоко светит солнышко. А ночью что находится на небе? Луна или месяц. Солнышко какого цвета? Желтое. А какой формы? (На какую фигуру похоже) Круглое. (Похоже на круг.) Что есть у солнышка? (Лучики.) Сколько солнышек на небе? (Одно.) А сколько лучиков у солнца? (Много.) А сколько облачков дыма? (Много). Что выше солнышко или дым? Что ниже солнышко или паровоз?
Далее воспитатель предлагает детям поиграть в подвижную музыкальную игру «Паровозик».
Воспитатель: Сначала, когда паровоз только отъезжает от станции он едет медленно, потом он разгоняется и едет быстрее, а когда набирает скорость едет совсем быстро. Подъезжая к следующей станции паровоз снова замедляет ход и потом совсем останавливается. Сейчас мы с вами будем поездом, я – паровозом, а вы – вагончиками. Мы с вами поедем под музыку. Слушайте внимательно музыку и повторяйте за мной. (Включает аудиозапись)
Паровозик отъезжая от вокзала не спешит,
А потом быстрее едет, машинист в рожок трубит.
А потом, потом как птица паровозик быстро мчится.
До, ре, ми, до, ре, ми, фа, ре, ми, фа, соль, ми, фа, ре, до.
Постепенно ход замедлит и совсем затормозит.
Вариант 4.
Задачи. Обогащать представления детей о фруктах (фрукты растут в саду на деревьях, фрукты, сладкие, сочные, полезные). Закреплять знание частей дерева (ствол, ветки, листья). Развивать мелкую моторику, координацию и ориентировку в пространстве. Развивать зрительное внимание, учить визуально контролировать и координировать свои действия. Формировать предпосылки для развития логического мышления. Закреплять знание цвета, знание геометрических форм (круга). Развивать тактильные ощущения. Уточнить понятия «много» и «один», учить согласовывать числительное «один» с существительным в роде и числе. Развивать слуховое внимание, общую моторику, учить координировать свои движения с текстом песни в хороводной игре, развивать чувство
ритма.
Ход игры.
Воспитатель: Ребята, давайте послушаем песенку про паровоз. (Включает аудиозапись «Песня про паровоз» из серии «Привет, малыш»).
Привет, малыш, я паровоз
Тебе знаком мой стук колес.
Я гудеть не устаю, у-у-у,
Я от радости пою.
Я спешу вперед, лечу
С ветерком тебя качу!
Чух-чух-чух- лететь вперед,
Чух-чух - дым из моей трубы идет.
Чух-чух-чух паровоз не устает,
Чух-чух-чух – он всегда бежит вперед!
Подъезжаем на перрон
Наполняется вагон.
Едет кто-то на работу
И на отдых едет кто-то.
В дальний путь, или домой,
Или к бабушке родной!
Чух-чух-чух- лететь вперед,
Чух-чух - дым из моей трубы идет.
Чух-чух-чух паровоз не устает,
Чух-чух-чух – он всегда бежит вперед!
Воспитатель говорит детям, что сейчас они будут играть в интересную игру и показывает детям игру- картинку на которой изображен паровоз и разноцветные вагоны с пассажирами и машинистом. На заднем плане яблонька с яблоками).
Воспитатель: «Какой веселый паровоз! Дети, посмотрите кто едет в поезде? Дети называют пассажиров.
- Кто управляет поездом?
В песенке пелось что все едут по своим делам. Кто-то на работу, кто-то – на отдых, кто-то - домой, кто-то – к бабушке. А наши пассажиры ехали, ехали и приехали в сад. В саду растут деревья. Посмотрите, что есть у дерева? (Ствол, ветви, листья.) Как называется это дерево? (Яблоня.) Как вы узнали, что это яблоня? (На дереве растут яблоки.) Какого цвета яблоки на дереве? (Красные, желтые, зеленые.) Какой формы яблоки – квадратные, треугольные, круглые? (Круглые.) На какую фигуру похожи яблоки (На круг.) Сколько яблок растет на дереве? (Много.) Наши зверята захотели сорвать яблочки. Давайте им поможем. Сорвите (открутите крышку) одно яблоко для собачки, одно яблоко для кота, одно яблоко для обезьянки, одно яблоко для петушка и одно яблоко для попугая. Сколько яблок вы дали коту? (Одно.) Какого цвета яблоко у кота? Сколько яблок вы дали петушку? Какого цвета яблоко у Петушка? и т. д. Сколько яблок осталось на дереве? (Одно.) Яблоки – это фрукты. Яблоки какие? (Круглые, красные, зеленые, желтые, сладкие, сочные, вкусные.) А теперь давайте соберем все яблоки в корзину. Сколько яблок в корзине? (Много.) Сколько яблок на дереве? (Ни одного. Поставьте корзину на красный вагон (на зеленый вагон, перед паровозом).
Далее воспитатель предлагает детям поиграть в подвижную музыкальную игру «Красных яблок с веток соберем».
Красных яблок с веток мы нарвем, мы нарвем, мы нарвем.
А потом в корзинку соберем,
Ох, немножечко отдохнем.
До, ре, ми, фа, соль, до ля, до, соль,
Фа, фа, ми, ре, ре, до.
До, ре, ми, фа, соль, до ля, до, соль,
Фа, фа, ми, ре, ре, до.
Вариант 5.
Задачи. Закреплять первые знания детей о Правилах дорожного движения (напомнить значения сигналов светофора). Развивать мелкую моторику, координацию и ориентировку в пространстве. Развивать зрительное внимание, учить визуально контролировать и координировать свои действия. Формировать предпосылки для развития логического мышления. Закреплять знание цвета, знание геометрических форм (круга, прямоугольника). Развивать тактильные ощущения. Развивать слуховое внимание, учить выполнять движения в соответствии с сигналом воспитателя.
Ход игры.
Воспитатель: Ребята, давайте послушаем песенку про паровоз. Включает аудиозапись Е. Железновой «Паровоз».
Едет, едет паровоз.
Три трубы и сто колес.
Три трубы и сто колес.
Он вагончики повез.
А вагончики скрипят
И колесики стучат.
И колесики стучат.
Так-так-так –так говорят.
Паровоз пыхтит чу-чу,
Я как птичка полечу.
Чу-чу-чу-чу-чу-чу-чу
Ребятишек прокачу.
Воспитатель говорит детям, что сейчас они будут играть в интересную игру и показывает детям игру- картинку на которой изображен паровоз и разноцветные вагоны с пассажирами и машинистом.
Воспитатель: «Какой веселый паровоз! Дети, посмотрите, что есть у поезда? (Окошко, дверь, труба, вагончики, колеса).
- Какого цвета вагончики поезда? (Красный и зеленый).
- Сколько вагончиков? (Два)
- Кто едет в поезде?
- Кто управляет поездом?
Воспитатель: Ехал наш поезд, ехал и приехал к светофору. Ребята, а зачем нам нужен светофор? Чтобы регулировать движение. Давайте посмотрим какой светофор на нашей картинке. Светофор для транспорта. У него три сигнала. Какого цвета сигналы светофора? (Красный, желтый и зеленый). Что означает красный сигнал. Стоп! Остановитесь! Что означает желтый сигнал? Внимание, приготовьтесь. Что означает зеленый сигнал? Можно продолжать движение.
Воспитатель: Светофор состоит из корпуса и сигнальных ламп (показывает на картинке). Какой формы корпус светофора (обводит корпус рукой? Прямоугольной. А какого цвета корпус нашего светофора? Черного. А какой формы сигналы светофора? (Круглые.)
Воспитатель: Если мы хотим, чтобы наш поезд остановился, какой мы зажжем сигнал? (Красный.) Зажгите красный сигнал. Воспитатель предлагает детям закрутить красную крышку. А где расположен красный сигнал (показывает картинку светофора) вверху, посередине или внизу. (Вверху.) Если мы хотим, чтобы наш поезд приготовился к движению, какой мы зажжем сигнал? (Желтый.) Зажгите желтый сигнал. Воспитатель предлагает детям закрутить желтую крышку. А где расположен желтый сигнал (показывает картинку светофора) вверху, посередине или внизу. (Посередине, под красным.)
Если мы хотим, чтобы наш поезд поехал, какой мы зажжем сигнал? (Зеленый.) Зажгите зеленый сигнал. Воспитатель предлагает детям закрутить зеленую крышку. А где расположен зеленый сигнал (показывает картинку светофора) вверху, посередине или внизу. (Внизу.)
Сколько сигналов у транспортного светофора? Три. (Красный, желтый и зеленый.)
Далее педагог предлагает детям поиграть в подвижную игру «Поезд и светофор».
Дети строятся в колонну друг за другом. А воспитатель показывает детям разноцветные кружки (красный, желтый и зеленый – это сигналы светофора). На красный сигнал дети стоят. На желтый – готовятся к движению (делают движение рукой как будто «подают гудок» и произносят «Ту-ту-у-у!», на зеленый сигнал дети начинают двигаться друг за другом, делая круговые движения руками, согнутыми в локтях и произнося «Чух-чух-чух».
Педагоги могут придумать свои варианты игры, меняя крышки от бутылок (можно поменять пассажиров; можно на дереве вместо яблок разместить груши или листочки, или птичек; можно поменять цвет солнышка и дыма из паровозной трубы и т. п.). Также можно поменять картинку в целом.