Азевич Наталья Владимировна
Дидактическая игра: «Веселое путешествие»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическая игра : «Веселое путешествие»
Автор:
Ковалева Наталья Владимировна – учитель-логопед
МБДОУ «Центр Развития Ребенка Детский сад «Дельфин» города Абакана Республики Хакасия
Игра «Веселое путешествие» предназначена для воспитанников среднего и старшего дошкольного возраста. Игра отвечает требованиям ФГОС к предметно-пространственной среде:
Насыщенность – игра насыщена дидактическим материалом, что обеспечивает игровую, познавательную и творческую активность воспитанников;
Публикация «Дидактическая игра: „Веселое путешествие“» размещена в разделах
Трансформируемость – используемые в игре материалы можно менять в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей воспитанников;
Полифункциональность – наличие предметов-заместителей (символы, заменяющие изображение букв, схемы, позволяющие определить место звука в слове);
Вариативность – периодическая сменяемость игрового материала;
Доступность – оборудование размещено в доступном для воспитанников месте (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья);
Безопасность – все элементы игры безопасны для здоровья воспитанников.
Основная цель игры:
– Создание условий для автоматизации и дифференциации звуков в процессе работы над звукопроизношением.
Задачи игры:
– Создать условия для развития способности дошкольников подбирать и правильно произносить слова с заданным звуком (буквой);
– Способствовать развитию навыка правильной артикуляции звуков и правильного звукопроизношения;
– Способствовать формированию навыков звукового анализа и синтеза;
– Способствовать развитию у дошкольников умения определять слоговой состав слов.
– Способствовать воспитанию у дошкольников фонематического слуха, восприятия, слухового внимания и памяти.
Используемое оборудование:
– Два плоскостных изображения воздушных шаров синего и зеленого цвета. На воздушных шарах расположены карманы для символов букв (букв, схем, цифр) на корзинах – карманы для картинок, изображающих предметы, в названии которых есть заданный звук (количество слогов);
– Символы букв (карточки с буквами, карточки с цифрами, схемы с изображением места звука в слове);
– Картинки с изображением предметов, в названии которых есть заданный звук (количество слогов).
Содержание игры:
В игре могут принимать участие как один так и несколько детей (в зависимости от учебной задачи).
Педагог приглашает детей в путешествие на воздушном шаре (либо отправить в путешествие каких-либо сказочных героев). Предлагает разделиться на две команды. Одна команда отправится в путешествие на зеленом шаре, другая – на синем. С собой в путешествие можно взять несколько предметов. Только есть одно условие: «Те, кто полетит на зеленом шаре, должны взять предметы, начинающиеся на звук [А], а те, кто полетит на синем шаре берут предметы, начинающиеся на звук [У]». В карманы, соответственно, уже помещены символы гласных звуков (фото 1-2) : большой красный круг – звук [А], маленький красный круг – звук [О] (по Т. А. Ткаченко) либо буквы А и У.
Дети выбирают из предложенного набора картинок – картинки с заданным звуком, произносят вслух название предмета на картинке, выделяя заданный звук голосом, затем помещают свою картинку в карман, расположенный на корзине нужного шара.
Методические рекомендации по реализации игры:
Этот вариант игры составлен для детей среднего дошкольного возраста. Для детей старшего дошкольного возраста задания усложняются: в карманы на шарах можно поместить:
– Синий и зеленый квадраты (или буква синего и зеленого цветов). В зависимости от того, какой звук в данный момент изучают, дети могут дифференцировать твердое и мягкое произношение заданного звука (фото 3).
– Буквы. Здесь дети могут дифференцировать звуки ( например: дифференциация звуков [Ш] – [С]) (фото 4)
– Схемы размещения заданного звука в слове. Здесь дети могут поупражняться в подборе слов с заданным звуком в начале, в конце или в середине слова (фото 5).
– Цифры (от 1 до 4). Здесь дети могут поупражняться в делении слов на слоги (фото 6).