Елена Вернер
Дидактическая игра в жизни ребенка третьего года жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическая игра в жизни ребенка третьего года жизни
В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью возлагалась задача формирования сенсорного развития ребенка. Существуют дидактические игры, отвечающие решению многих задач сенсорного воспитания: освоению формы, пространства, цвета, величины, звука. Значительное число таких дидактических игр предоставлено в работах Е. И. Тихеевой, Ф. И. Блехера, А. И. Сорокиной, Е. Ф. Иваницкой, Е. И. Удальцовой.
Публикация «Дидактическая игра в жизни ребенка третьего года жизни» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2019
Дидактические игры – специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры.
Дидактическая игра одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. Она имеет свою структуру, которая состоит из: игрового замысла, задания, игровых действий и правил. Основная задача дидактической игры – это обучение и воспитание детей в процессе игры. Таким образом, для детей раннего возраста обучающая задача формируется как игровая.
Дидактические игры устроены так, чтобы ребенок, играя с ними, приобретал навыки действий и определенные умения. Соответственно в зависимости от возраста и уровня развития детей меняются и игровые действия в дидактической игре.
В раннем возрасте дидактические игры учат детей, совершенствовать умение сравнивать предметы по внешним признакам группировать их; составлять из частей целое, закреплять представление о свойствах предметов. Совершенствуются тактильные, слуховые, вкусовые ощущения детей.
На третьем году жизни детей, дидактические игры должны обеспечивать первоначальное знакомство с цветом. Дети выполняют игровые действия с предметами восьми цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового, черного и белого. Эти действия состоят в сравнении по цвету однородных и разнородных предметов, подборе предметов одинакового цвета.
Обучение применению представлений о цветах предполагает выработку умения группировать предметы, различающиеся по форме, величине, назначению, но имеющие одинаковый цвет. Далее необходимо научить детей группировать предметы, имеющие одинаковый цвет, представленный разными оттенками. После этого осуществляется переход к выделению и узнаванию оттенков.
В области формы эталонами служат геометрические фигуры. Система форм, рассматриваемая геометрией, чрезвычайно сложна, и ее усвоение выходит за рамки сенсорного воспитания, являясь составной частью умственного развития ребенка и овладения математическими представлениями.
Задачи развития детского восприятия предполагают лишь необходимость ознакомления с несколькими геометрическими фигурами, отражающими в обобщенном виде наиболее характерные формы реальных предметов, и формирование представлений об их основных разновидностях. Фигурами, с которыми должны знакомиться дети, являются квадрат, прямоугольник, круг, овал, треугольник и многоугольник.
Особый характер носят эталоны величины. Поскольку величина – относительное свойство, ее точное определение производится при помощи условных мер. Отличие этих мер от геометрических форм состоит именно в их условности. Система мер сознательно устанавливается людьми, причем за основу может быть принята в принципе любая произвольная единица, в то время как геометрические фигуры являются отвлечением от формы реальных предметов. Усвоение системы мер и способов их использования — особая задача, требующая определенной математической подготовки и не входящая в программу дошкольного обучения.