Татьяна Бирулина
Консультация «Дидактическая игра в ДО»
▼ Скачать + Заказать документы
Развивающая игра является педагогическим средством, созванным взрослыми для развития какой- либо способности.
Дидактическая, развивающая игра - это полно ценная и содержательная для детей деятельность. Она имеет свою структуру, включавшую цель игры, игровой замысел, игровые действия, игровой материал и правила действий.
Развивающее значение игры определяется ее целью, на что она направлена :
Цель игры имеет два аспекта:
Публикация «Консультация „Дидактическая игра в ДО“» размещена в разделах
1) Познавательный - то содержание, которое необходимо передать ребенку;
2) Воспитательный - те способы сотрудничества, формы общения и отношения к другим людям, которые следует править детям.
В обоих случаях цель игры должна формулироваться не как передача конкретных знаний, умений и навыков, а как развитие определенных интересов и способностей ребенка (добро желательное отношение к сверстникам, или способность дожидаться своей очереди, или познавательная активность. Цель игры определяется взрослым; ребенок естественно, не подозревает, что он усваивает в процессе игры.
Игровой замысел представляет собой ту игровую ситуацию, в которую вводиться ребенок и которую он воспринимает как свою.
Во всех случаях замысел игры реализуется в игровых действиях, которые предлагаются ребенку, чтобы игра состоялась. В одних играх нужно произвести определенные жесты и текст, в других- найти что- то, в третьих - об меняться предметами.
Игровой материал также побуждает ребенка к игре и имеет важное значение для осуществления игрового замысла.
Игровые правила доводят до сознания детей ее замысел и игровые действия.
Игровые правила бывают двух видов : правила действия и правила общения.
Правила действия (примеры)
- найти предмет по соответствующим признакам ;
- не назвать предмет, изображен ней на картинке, а только загадать про него загадку.
Правила общения (примеры)
- не подсказывать и не мешать другим отгадывать
- действовать по очереди или по вызову воспитателя;
- выбирать тех детей, кто еще не был в кругу ;
Для того, чтобы игра увлекал детей, взрослыйдолжен стать ее непосредственным участником.
Совмещение взрослым двух разных ролей- участника и организатора - важная отличительная особенность развивающей игры.
4 вида развивающих игр
- игры забавы (эмоционально положительные, игровые действия связаны с движением, не несут умственных перегиузок) игра- забава " куклы пляшут"
-Игры с ролью (активизирует и развивает воображение детей, готовят к самостоятельной ролевой игре)
- Игры- задачи (умственная деятельность) игровые ситуации разнообразны : найти предмет с заданными свойствами, детское лото (цветовое, геометрическое) загадывание, разгадывание загадок.
- игры - соревнования. Побудительный мотивов является сравнение себя с другими.
Игры направленные на развитие общения и формирование добро желательных отношений в группе " Куклы пляшут ", " Подарки" " Самолет"
Игры, направленные на развитие речи (жестово - образные игры)
Пресущие черты :
- Выразительное декламирование
- игра строится на подрожании ведущему взрослому сначала в движении, а затем и в речи ;
- содержание представляет собой связную историю и построено на законе драматизации - за вязка, развитие сюжета, кульминация, развязка
- основой является рифмованный текст, песни и ритмические попеки;
- ритмические движения, в которых присутствует чередование контрактов : быстро- медленно, высоко- низко, далеко- близко;
Например: игры " Майская прогулка ", " Лягушка", "журавль"
Игры, направленные на сенсорное воспитание
- учится приемам исследования;
- помогают выделять и различать качества предметов ;
Игры, развивающие слуховое восприятие.
Цель- открыть для малыша особый мир звуков, эти игры могут иметь характер загадок, в которых дети по звуку отгадывают его источник. В дальнейшем дети способны сравнивать звуки между собой.
Пример игр: " Встречайте гостей"
Игры направленные на осязательное восприятие формы
Цель- учить детей согласованным действиям обеими руками и развивать координацию рук и глаз.
Условия игры :
1 ребенок обследует предмет обеими руками и ощупывает его пальцами, поворачивая во все стороны. Обе руки действуют согласованно и активно.
2 Исключается участие зрения в этом процессе. Обязательно нужно предварительно рассмотреть предмет, который попадет в его руки
Пример игры " что привез мишка?" " не ошибись петрушка!"
Игры, направленные на зрительное восприятие формы
Игра направлена на развитие целенаправленного, осмысленного восприятия формы геометрических фигур.
Игры направленные на восприятие величины
Цель- добиваться четкого восприятия и оценки со относимых качеств величины имеет важное жизненно- практической и познавательное значение.
Пример " Веселые матрешки"
Игры, развивающие познавательные процессы (внимание, память, речь, мышление)
1 игры на целенаправленное внимание, которые своевременно развивают целенаправленность и устойчивое внимание.
Внимание- необходимое условие любой деятельности.
2 в играх на развитие произвольной памяти, дошкольники учатся устанавливать смысловую связь между предметами
3 игры на развитие речевого мышления. Процесс усвоения новых слов опирается на активный интерес детей к содержанию спектакля.
Условия реализации игр
- единство познавательного и эмоционального начал, внешних и внутренних действий, коллективной и индивидуальной активности.