Инна
Дидактическая игра «Чудо-огород»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила:
Абакаева Инна Ивановна
2017-2018г.
Пояснительная записка:
Достижением человека является – речь. Для того, чтобы малыши овладевали речью их надо этому учить.
Для эффективного развития речи младших дошкольников была изготовлена мною дидактическая игра «Чудо-огород» ,она затрагивает такие темы как лексических тема "Овощи" и "Фрукты", данная игра
предусматривает применение специальных заданий для накопления
Публикация «Дидактическая игра „Чудо-огород“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Огород. Игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
сенсорного опыта, развития внимания, памяти, речи. Также во время игры
происходит активизация и развитие мелкой моторики рук, что способствует
развитию активной и пассивной речи. Во время игры у ребенка
расширяется словарный запас, развивается слуховое внимание,
правильное произношение слов.
В процессе игры ребенок хорошо усваивает сведения о фруктах и овощах,
когда он может не только созерцать, но и активно действовать.
«Чудо-огород»
Дидактическая игра "Чудо - огород" предусматривает применение специальных заданий для накопления сенсорного опыта, развития памяти, внимания, речи у детей раннего дошкольного возраста и младших школьников.
Описание игры: дид. игра " Чудо-огород" представляет собой набор
из фетра. Это самостоятельная дидактическая игра для индивидуальной работы с ребенком, которая имеет свои задачи и
свое задание, а также дополнительные картинки для выполнения этого
задания.
Правила игры: игра предназначена для индивидуальной работы с одним
ребенком при участии педагога.
Вид игры: познавательно – практический.
Участники игры: воспитатели – дети – родители.
Продолжительность использования дидактической игры :
9 месяцев (с 2 сентября по 16 мая 2015 года)
Актуальность дидактической игры : «Чудо - огород» - отличный способ закрепить знания о сезонных изменениях, расширить знания об овощах, обобщить знания о полезных свойствах зелени и овощных культур, развить познавательные и творческие способности детей.
Цель игры - знакомить детей с внешним видом и названием овощей и фруктов, развивать умение сравнивать предметы и группировать их по общему признаку, закреплять знание основных цветов. Врезультате использования данной игры повышается уровень речевого развития; развивается внимание, память.
Интеграция образовательных областей : познание, коммуникация, социализация, художественное творчество, труд, чтение художественной литературы, музыка.
Задачи:
- Приучать детей слушать взрослого, следить за тем, что он делает и
показывает, подражать его словам и действиям, выполнять задание;
- Обогащение словаря детей существительными, обозначающими название
фруктов и овощей; прилагательными, обозначающими цвет, величину
предмета;
- Формирование умения отвечать на вопросы "что?", "какой?", "где?";
- Закрепление знаний об основных цветах;
- закреплять понятия "один", "много";
- учить детей различать количество предметов (один- много);
- закреплять у детей понятия "большой", "маленький";
- развивать умение у детей формировать группы однородных предметов;
- Развитие мелкой моторики рук;
- Развитие слухового внимания, голосового аппарата у детей, памяти.
Программные задачи:
1. Познание: создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей, развивать зрительное внимание, память, восприятие, мышление.
2. Социализация: учить бережно относиться к природе. Закреплять новые знания с опорой на жизненный опыт.
3. Коммуникация: обогащать словарный запас детей, развивать речь, активизировать употребление прилагательных, глаголов в речи детей; развивать умение работать сообща, получать удовольствие от совместной работы.
4. Художественное творчество: продолжать развивать мелкую моторику рук, закрепить основные цвета.
5. Труд: воспитывать трудолюбие, желание помогать взрослым, учить детей ухаживать за растениями.
6. Чтение художественной литературы: знакомить с художественными произведениями, связанными с огородом, овощами и фруктами.
7. Музыка: знакомить с музыкальными произведениями, связанными с тематикой проекта (хороводные игры, песни, развивать эмоциональную отзывчивость, певческие навыки, музыкальные способности.
Основные принципы работы.
Принцип природосообразности предусматривает организацию педагогического процесса в соответствии с законами природы, ее ритмами, циклами.
Принцип проблематизации заключается в создании условий для постановки и решения проблем, введения в мир человеческой культуры через ее открытые проблемы путем повышения активности, инициативы ребенка в их решении.
Принцип опоры на ведущую деятельность реализуется в органической связи игры с другими специфически детскими видами деятельности (изобразительной, конструктивной, музыкальной, театрализованной и др.) которые взаимодействуют и обогащают друг друга.
Принцип сотрудничества и сотворчества предполагает единение взрослого и ребенка как равноправных партнеров, обеспечивает возможность саморазвития каждого, диалогичность взаимодействия, преобладания эмпатии в межличностных отношениях.
Принцип учета возрастных особенностей позволяет рассматривать различные проблемы на доступном уровне, а затем возвращаться к раннее изученному материалу на новом, более высоком уровне.
Принцип развития личностных качеств ребенка направлен на формирование позитивного, уважительного отношения к труду.
Ожидаемые результаты в процессе взаимодействия педагоги – дети – родители:
Дети.
Закрепление и расширение знаний детей об огороде и культурных огородных растениях Оренбургской области Сахарная (свекла, посевной горох и др.) формирование на этой основе духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к действительности.
Экспериментальным путем выяснить, как из семян появляется плод.
Формирование разносторонних знаний о растениях, овощах и фруктах, плодовых деревьях.
Возрастание речевой компетенции:
- Сравнивать овощи и фрукты по нескольким признакам.
- Отвечать на вопросы, делать простейшие выводы.
Развитие познавательных и творческих способностей.
Родители.
Обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье.
Педагоги.
Повышение педагогической компетенции в данном направлении, поиск путей реализации задач. Реализация на практике новых методик работы с детьми.
Предварительная работа.
- Ознакомительная консультация детей относительно назначения дидактической игры.
- Приобретение материала для изготовления пособия.
- Выставка книг с русскими народными сказками, стихами, рассказами о растениях, овощах и фруктах.
- Подбор методической, справочной, художественной литературы по тематике дидактической игры.
- Рассматривание иллюстраций, картинок, открыток.
- Раскрашивание картинок «Овощи», «Фрукты».
- Чтение художественной литературы (русской народной сказки «Репка», стихотворения С. В. Михалкова «Овощи», сказки С. Маршака «Чиполлино» и т. д.)
Практическая часть игры.
- Беседа «Что такое огород и что на нем растет»
- Творческая деятельность: игра - драматизация по русской народной сказке «Репка», разучивание потешек, пословиц, поговорок, песен и т. д.
План экспериментальной деятельности.
Земля.
Беседа: «Узнаем: какая земля».
Цель: Выявить свойства земли (имеет вес, черного цвета, сыпучая)
Материалы, оборудование: земля в контейнере.
Вода.
Беседа: «Вода и растения».
Цель: Выявить, насколько вода необходима для растений.
Материалы, оборудование: 2 контейнера с землей и проростками растений. (один проросток поливают, другой нет).
Человек.
Беседа: «Человек и растение».
Цель: Выяснить насколько растение нуждается в уходе.
Материалы, оборудование: 2 контейнера с землей и проростками растений (одно растение получает уход, другое нет).
По реализации дидактической игры «Чудо-огород» были получены следующие результаты:
- Дети познакомились с дикорастущими и культурными растениями.
- У детей формируется интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных.
- Ребята стали бережнее относиться к растительному миру.
- Дети стали более уважительно относиться к труду.
- Дети приняли активное участие в игре «Чудо-огород».
Ход игры.
Первое задание – педагог-логопед показывает ребенку две грядки из фетра, на одной грядке растет морковь, а на другой – капуста. Педагог рассказывает
стихотворение про овощи, показывая их на картинке. Ребенку даются
дополнительные шаблоны из фетра, моркови и капусты. Далее
дается задание – посадить морковь и капусту на свою грядку. После того,
как ребенок выполнит задание, ему задаются вопросы (какие овощи растут
на грядке? Какого цвета морковь, капуста? Сколько у тебя морковок в руке,
сколько на грядке?
Второе задание – педагог-логопед показывает ребенку картинку, на которой
изображены два дерева, где растут фрукты (вишня и слива). Взрослый
читает ребенку стихотворение про эти фрукты и предлагает ему собрать
урожай вишен и слив в свою корзинку. Ребенку даются две корзинки под
урожай. После выполнения задания педагог задает вопросы ребенку
(Какого цвета слива, вишня? Где растут эти фрукты? Сколько слив у тебя в
корзинке, сколько осталось на дереве).
Третье задание - воспитатель показывает картинку ребенку, где
изображены два дерева с большими и маленькими красными
яблоками. Далее ребенку рассказывается стихотворение про яблоко и
дается задание – разложить большие яблоки в большую корзинку, а
маленькие – в маленькую. Ребенку даются две корзинки. После
выполнения задания педагог задает вопросы ребенку (какого цвета
яблоко? Какой величины яблоко ты видишь? Что растет на дереве)
Четвертое задание – педагог показывает ребенку две банки. Педагог
объясняет ребенку то, что фрукты и овощи раскладывают в банки и
запасают на зиму. Далее ребенку предлагается разложить овощи и фрукты
по своим банкам (овощи – в одну банку, а фрукты – в другую). После
выполнения задания задаются вопросы (Какие овощи (фрукты) ты видишь
перед собой? Какого цвета огурец, помидор, яблоко, груша и т. д.).
Результат: в результате использования данной игры в индивидуальных
видах работы с детьми повышается уровень речевого развития,
развивается память, внимание. Мы стараемся разнообразить игровые
задания, дети с удовольствием и интересом их выполняют.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Картинный материал
Расскраски на тему: «Чудо-огород»
Список литературы
Список использованной литературы:
1. info@ligakulinarov.ru
2. Сулейманов Г. «Аптека на грядках», Пермь, Редакционно – издательское предприятие «Полипринт», 1992г.
3. Боровой Б. М. «Аптека на грядке», Ленинград, Лениздат, 1972г.
4. Мазнев Н. И. «Аптека на грядке. Овощи от 100 болезней», Дом 21 век, Рипол Классик, 2011г.
5. Рычкова Ю. В. «Аптека на огороде. Лекарственные растения на вашей грядке», М. :РИПОЛ Классик, 2005г.
6. Интернет ресурсы:
www.miragro.ru
https://www.susna.ru/tag/apteka-na-gryadkah/
https://xello.ru/lekarstva-gryadki/p-3/