Приложение МААМ

Дидактическая игра-пособие «В путь дорогу»

Светлана Марковина
Дидактическая игра-пособие «В путь дорогу»
▼ Скачать + Заказать документы

Дидактическая игра-пособие

Дошкольный возраст - это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края. Любовь к родному краю, к своей маленькой Родине не возникает у ребёнка само по себе. С самого раннего возраста необходимо целенаправленное воздействие на человека. В настоящее время отмечается возросший интерес к изучению истории, культуры, традиций, природы родного края. Необходимость развития интересов у дошкольников в области краеведения связана и с социальным запросом общества: чем полнее, глубже и содержательнее будут знания воспитанников о родном крае, тем более действенными окажутся они в воспитании уважения к традициям своего народа, любви к родной природе и земле. Большую роль в ознакомлении дошкольников с родным краем играют дидактические игры, изготовленные своими руками. Так возникла идея изготовления игры-пособия «В путь дорогу». Использование данной игры-пособия в работе с детьми создаёт условия не только для закрепления и обобщения, имеющихся у детей представлений о достопримечательностях, культуре, традициях родного края, но также способствует воспитанию у ребёнка ценностного отношения к окружающему миру.

Публикация «Дидактическая игра-пособие „В путь дорогу“» размещена в разделах

Цель

: Расширение представлений дошкольников о культуре и традициях Владимирского края.

Задачи:

• Воспитывать у детей чувство любви и гордости к своему родному краю, своей малой Родине на основе приобщения к культуре и традициям;

• Воспитывать уважение и восхищение мастерством народных умельцев;

• Воспитывать чувство гордости за своих земляков, прославивших Владимирский край;

• Способствовать развитию познавательной и речевой активности дошкольников, творческих способностей;

• Развивать у дошкольников зрительное восприятие, память, внимание, наблюдательность, любознательность;

• Создать условия для уточнения и расширения представлений дошкольников о достопримечательностях, культуре, традициях родного края, о замечательных людях, прославивших наш край, об особенностях культуры и достопримечательностях городов Владимирской области.

Прогнозируемый результат:

1. Улучшение показателей развития интеллектуальных способностей, познавательной активности дошкольников по результатам наблюдений и психологических обследований воспитанников.

2. Положительная динамика в показателях развития представлений о культуре и традициях родного края по результатам бесед с воспитанниками, педагогической диагностики, диагностики психологической готовности к школе.

3. Совершенствование навыков игровой деятельности, развитие личностных качеств ребёнка.

Описание игры-пособия:

Данная игра-пособие предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Игра-пособие может быть использована как для совместной деятельности взрослого с детьми, так и для самостоятельной игры дошкольников на этапе закрепления и уточнения полученных ранее представлений об особенностях культуры и традициях родного края.

Игра состоит из игрового поля, на котором размещены две дороги (маленькая и большая) и сектора с условными обозначениями (башенка/ восклицательный знак – достопримечательности и культура, информация, полученная ребёнком дома; человек/рука - известные люди, прославившие город, народное творчество; шарики - традиционные праздники; прямоугольник - герб города, четырёх автобусов, 12 фигурок ребят-пассажиров и кубика. В игру входят комплект карточек, с обратной стороны, которых содержится краткая информация, коллаж городов Владимирской области (ламинированный, карта и карта-схема Владимирской области (ламинированная). Игра вкладывается в коробку, сделанную из картона. На внутренней стороне открывающейся крышки прикреплена карта Владимирской области. К игре прилагаются материалы поддержки: краткие сведения о городах, о богатырях Владимирской земли, загадки–описания городов, мастер-класс по городам.

Методика организации работы с детьми.

Варианты заданий:

1. На первоначальном этапе работы с игрой-пособием необходимо рассмотреть с ребёнком карту Владимирской области, найти знакомые города, вспомнить достопримечательности, традиции. Гладкая поверхность карты-схемы позволяет рисовать на ней маркером и легко стирать нарисованное. Ребёнок сможет прокладывать по карте различные маршруты, изображать на территории городов, изученные достопримечательности, помечать флажками те места, в которых он уже побывал или в которых бывали его родные.

2. Сначала необходимо познакомить детей отдельно с каждой группой рисунков, предварительно объяснив, что обозначают условные обозначения для каждой подгруппы карточек, составляющих в целом общее представление об особенностях того или иного города. Раскройте ребёнку целый блок, например, Ковров, пусть он соберёт все карточки, относящиеся к городу, найдёт герб, назовёт достопримечательности, кем и чем известен город в области. Такие короткие игры проведите с каждым блоком, чтобы дети усвоили материал. Старайтесь, чтобы ребёнок комментировал свои действия, это будет способствовать развитию речи дошкольников. Играть можно как с одним ребёнком, так и с группой детей. В данном случае игра превращается в соревнование – кто быстрее справиться с заданием.

Кроме упомянутых выше речевых способностей, данные задания будут способствовать развитию у дошкольников пространственного мышления, памяти, внимания, эрудиции, а благодаря рисованию маркером – и мелкой моторики рук. Они также усвоят понятие расстояние, получат представления о расположении городов на карте Владимирской области.

3.«Угадай город» Взрослый выкладывает все карточки–характеристики определённого города. Ребёнок должен отгадать по ряду изображений, о каком городе идёт речь. Усложнение: взрослый открывает только несколько изображений, самых распространённых характеристик города (например, герб, достопримечательности, народные промыслы, а ребёнок должен отгадать город и дополнить блок недостающими изображениями с остальными характеристиками.

4. «Найди ошибку» Взрослый открывает группу карточек-характеристик определённого города, заведомо делая ошибки в некоторых из них. Ребёнок, должен найти и исправить ошибки, составить краткий рассказ о городе.

5.«Путешествие по городу» Взрослый показывает коллаж города, ребёнок должен подобрать карточки по каждой характеристике, ориентируясь на условное обозначение, тем самым составляя целостное представление об особенностях города. Условное обозначение в виде восклицательного знака даёт возможность ребёнку дополнить имеющиеся данные своей информацией о культуре, традициях города, полученной от взрослых, из литературы и других источников. Проводится мастер-класс по городам:

Ковров – ковровская глиняная игрушка (рисование);

Муром – рассказывание о празднике День семьи, любви и верности; лепка калача;

Суздаль – юный архитектор (знакомство с архитектурой, рассказывание былин, игра «Одень богатыря»;

Мстёра – лаковая миниатюра (рисование орнамента);

Вязники – игра-экспериментирование «Поющие игрушки»;

Гусь-Хрустальный – нетрадиционное рисование (манкой по стеклу);

Гороховец – «Юный лыжник» (обучение ходьбе на лыжах);

Владимир – владимирская вышивка;

Александров – игра-экспериментирование «Вырастим кристалл»;

Киржач – «Ракета» (оригами);

Покров – пейзаж, знакомство с картинами художника Левитана.

Варианты игры - ходилки

(Проводится на этапе закрепления и обобщения пройденного материала)

1. Играть могут четверо, каждый берёт себе автобус и 4 фишки одного цвета, рассматривается карта Владимирской области и выбирается город (город можно выбрать по загадке,на карте-схеме обозначают этот город, рисуя маркером кружок, обговаривают маршрут и расставляют на игровом поле свои фишки-экскурсоводы на всех секторах-остановках с условными обозначениями.

Играющие договариваются об очерёдности ходов. Тот, кто начинает игру, берёт автобус, ставит его на любую стоянку (обозначенную на дороге буквой «А», бросает кубик, отсчитывает на большой дороге от стоянки столько клеток, сколько очков выпало на верхней грани кубика, и ставит туда автобус. Когда автобус попадает на сектор с синим кругом, он может заехать на остановку и забрать своего экскурсовода и картинку, подходящую к выбранному городу. После того, как автобус соберёт всех своих экскурсоводов, он встаёт в центр игрового поля, игра продолжается до тех пор, пока не соберутся все игроки.

Затем экскурсоводы проводят экскурсию и рассказывают друг другу о городе.

2. Воспитатель загадывает загадки про города. Дети должны отгадать их и выбрать, в какой город они отправятся путешествовать. С помощью жеребьёвки или по желанию дети делятся на группы и отправляются «В путь дорогу». Играть могут от 2 до 12 человек. Каждая группа детей подбирает

коллаж своего города. Играющие договариваются об очерёдности ходов и расставляют свои автобусы на стоянках. Игрок команды, первой начинающей игру, бросает кубик и отсчитывает на дороге столько клеток, сколько очков выпало на верхней грани кубика, и ставит туда свой автобус. Если автобус попал на сектор с синим кругом, игрок, бросающий кубик, заходит на остановку и находит картинку, подходящую к своему городу и все едут дальше… В каждом автобусе игроки бросают кубик по очереди. Игра продолжается до тех пор, пока каждая группа не соберёт картинкина всех остановках. После этого все играющие собираются и выкладывают картинки вокруг своего коллажа, проверяют правильность выполнения задания в своей группе. Затем каждая группа отмечает на карте-схеме свой город, рассказывает о нём. По окончании игры детям предлагается назвать города соседей.

3. Играть могут все желающие. Кубик бросается по очереди, игроки занимают места в автобусе и отправляются путешествовать по маленькой дороге. Когда автобус попадает на остановку с условным обозначением, игроки выполняют соответствующее задание: подбирают картинки к соответствующей схеме и выполняют творческое задание (спеть песню, обыграть праздник, повторить мастер-класс, заняться спортом и т. д.).

Условные обозначения:

Скрипичный ключ – вспоминают знаменитые ансамбли и песни Владимирского края.

Шарики – дети рассказывают о традиционных праздниках, проходящих в городах.

Рука – народные промыслы Владимирской области.

Гиря – спортивная жизнь области.

Человек – люди, прославившие Владимирский край.

Восклицательный знак – дети делятся впечатлениями о поездке с родителями по Владимирской области, рассказывают о понравившихся местах и запомнившихся событиях.

Публикации по теме:

Фотоотчет экскурсии в «Великокняжеский конный завод».Фотоотчет экскурсии в «Великокняжеский конный завод». Дошкольный возраст- это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления.

Проект «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Хочу предоставить вашему вниманию проект по патриотическому воспитанию дошкольников, эта тема актуальна и значима в условиях современной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактическая игра-пособие «В путь дорогу»
Опубликовано: 18 марта 2015 в 17:38
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактическая игра-пособие «В путь дорогу»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Марковина (УИ 200019) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД