Наталья Богданова
Дидактическая игра по региональному компоненту. «Наш приморский край» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
по региональному компоненту.
«НАШ ПРИМОРСКИЙ КРАЙ»
(Для детей старшего дошкольного возраста)
ЦЕЛИ:
Ознакомление с Приморским краем. Символы Приморья, флора, фауна.
Знакомство с картой своего края.
ЗАДАЧИ:
Публикация «Дидактическая игра по региональному компоненту, „Наш приморский край“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Знакомство с картой Приморского края.
- Формировать позитивное отношение к животным и растениям родного края.
- Формировать умения передавать свои впечатления в составлении сюжетов, рассказов.
- Формировать навыки безопасности в лесу.
- Формировать чувство близости к природе и сопереживание ко всему живому. - Воспитывать заботу и бережное отношение к природе.
- Познакомить с разными объектами природы и показать её взаимосвязь с окружающим миром
-Развивать у детей представления о флоре и фауне Приморского края, выделять характерные признаки.
- Развивать интерес, любознательность и познавательную мотивацию по отношению к окружающему миру.
- Расширять, углублять и закреплять знания детей об обитателях Японского моря.
- Воспитывать заботу и бережное отношение к природе.
- Обогащение словаря: флора, фауна, заповедник.
- Активизация словаря: женьшень, лимонник, зверобой, хвоя…
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
- рассматривание карты Приморского края;
- чтение художественной литературы, разучивание стихотворений о природе;
- беседа с детьми о морских животных Приморского края;
- беседа с детьми о заповедниках края, о правилах поведения в заповеднике;
- беседы с детьми о флоре и фауне Приморского края;
- просмотр иллюстраций о флоре и фауне Приморского края;
- просмотр видеофильма о реках и озерах края;
- просмотр видеофильмов об Амурском тигре, леопарде, Уссурийской тайге.
МАТЕРИАЛ: Игровое поле «Наш край»; фигуры диких животных, птиц, морских животных, деревья, растения; мультимедиа.
Ход ИГРЫ:
На карте мира не найдешь
Тот дом, в котором ты живешь.
И даже улицы родной
Ты не найдешь на карте той.
Но мы всегда с тобой найдем
Свою страну, наш общий дом.
Показать на карте (глобусе) территорию России.
В. - Ребята, вот про какой большой дом говорится в стихотворении.
Дети - Ответы детей.
В. - Кто скажет, как называется наша страна?
Дети - (Россия).
В. -А в каком крае мы с вами живем?
Дети – Приморский край
В. -Да ребята, Приморский край родной для нас.
Мы здесь живем и здесь растем…
Богат, красив, многообразен,
Так разноцветен и прекрасен
В: Сегодня мы с вами будем говорить о флоре и фауне Приморского края.
В: Что такое флора? (наука о растениях)
Дети - Наука о растениях. В. - А что называют фауной? Дети - Наука о животных.
В: И я хочу предложить вам вот такой макет. Как вы думаете, что изображено на нем? Дети - (ответы детей)
В: Это макет карты Приморского края, в котором мы с вами живем.
Мы живем в сказочном крае – Приморье. И первыми встречаем восход солнца, жители нашего края могут восхищаться тайгой, ее необозримыми просторами и редкими обитателями, незабываемым запахам деревьев и трав, хрустально чистыми реками, озерами, в которых обитает до 100 видов рыб, многочисленными хребтами и сопками, которые создают необычайный по красоте пейзаж. Почти все горы Приморского края относятся к одной горной цепи Сихотэ-Алинь. На территории края расположено шесть заповедников.
• Заповедники — это территории которые охраняются лесниками и другими людьми. В заповедниках встречаются редкие животные и растения. В заповедниках люди защищают животных и растения. Там существуют особые правила поведения.
Поговорим немного о заповедниках; например в Лазовском и Сихоте-Алиньском заповедниках, обитает самая крупная кошка планеты и она водится только у нас в Приморье :
Он хищный зверь, хотя немножко,
Совсем чуть-чуть похож на кошку.
Когда он в клетке, то приятный,
Он симпатичный, полосатый. (Тигр)
Дети: Тигр.
В. – Правильно, а вот в другом заповеднике который называется Кедровая падь и с которым мы с вами рядом живем, живет ещё одна кошка: Я меньше тигра, но больше рыси.
У меня, как у тигра, острые зубы и когти большие.
Но вместо полос – темные пятна на шкуре моей Отгадай, кто же я, поскорей. (леопард)
-Единственный заповедник в России, где постоянно обитает дальневосточный леопард. Самая редкая кошка в мире - численность в природе не более 25 особей. У нее очень сильное тело, длинный хвост и быстрые ноги. Леопард очень опасный хищник. Он очень ловкий, легко и быстро прячется, очень хорошо слышит, очень быстро забирается на деревья, переплывает широкие реки, делает огромные прыжки, может даже перепрыгнуть легковую машину. На ночь леопарды забираются на деревья и спят на ветвях. Единственный враг леопарда - человек.
Дерево, трава, цветок и птица -
Не всегда сумеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
В. – И следующий заповедник Ханкайский, на его территории находится самое большое в приморье озеро Ханка. На озере растут очень красивые и редкие цветы.
Листья – блюдца на воде,
Чашки белые везде.
Словно из фарфора та
Белоснежность, красота.
Если ты сорвешь цветок,
От него в ведре лишь толк.
Не получится букет
У цветов опоры нет.
Стебель длинный, будто трос.
Что цветет в пруду? Вопрос! (лилия).
Как они называются?
В. – А в Уссурийском заповедник, так же как и во всех остальных заповедниках живет много разны других животных, например :
Хозяин лесной
Просыпается весной.
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
Не мышь, не птица,
В лесу резвится.
На деревьях живёт
И орешки грызёт. (Белка)
Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец. Как огонь его шкура горит,
Весь белыми пятнами зверь тот покрыт. (Олень)
У него, клыки, торчком, Землю роет пятачком, Грязевых, любитель, ванн, Он - неряшливый. (кабан)
Вот упрямая зверюшка.
Как обед, так постирушка.
Порошка и мыла нет,
Но полощет свой обед.
Он чистюля ещё тот,
Полосатенький. (ЕНОТ)
В. – Молодцы ребята правильно, а вот с востока и юго-востока, берега края омывает Японское море, здесь же находится и Дальневосточно-морской заповедник, по многообразию рыб Японское море занимает первое место среди морей России. В этом море очень много морских обитателей, давайте мы их вспомним; Дети: Краб, гребешок, осьминог, рыбы… В: Молодцы, вот послушайте загадку: Для людей мы как загадки,
Но не злые мы ребятки,
Не сыграем с вами в прятки,
Потому что мы… (касатки)
Кит? А, может быть, дельфин,
Чёрно-белый исполин?
В океанах обитает,
Живность хищно поедает.
Дети: Касатки!
В: Правильно ребята. Касатка - единственный хищник среди китообразных, который питается теплокровными животными.
Скажите, пожалуйста, а касатка – это рыба или нет?
Дети – (высказывания детей).
В: Касатки - не рыбы. Они, как и рыбы живут в воде, но дышат воздухом, всплывая на поверхность моря. Своих детенышей они кормят молоком.
А теперь отгадайте ещё одну загадку:
Эта рыба – хищник злой,
Всех проглотит с головой.
Зубы показав, зевнула
И ушла на дно. ?
Дети: Акула.
В: Конечно же, это акула. (Показывает фигуру).
Что вам известно об акулах?
Дети:– (высказывания детей).
В: (уточняя и обобщая) : Акулы – это большие, быстрые, зубастые рыбы. Зубы у них растут в несколько рядов и острые, как пила. Дышат они под водой благодаря жабрам воздухом, растворенным в воде. Они очень прожорливы и подвижны.
В: А сейчас отгадайте, кто это?
Головоногий то моллюск -
Десяток рук, присоски плюс.
Довольно крупный экземпляр.
А как зовут его?
Ответ: Кальмар
В: Кальмар имеет продолговатое туловище с треугольными плавниками по краям, хорошо развитыми глазами и десять щупалец. на этих щупальцах (или руках) расположены присоски. Две щупальцы длинее остальных и используются кальмаром, чтобы хватать свою жертву. Остальные восемь служат для того, чтобы переправлять пищу в рот кальмара который находится в центре круга, образованного щупальцами.
В: Посмотрим кто же еще обитает в море:
Для себя на дне морском
Он клешнями строит дом.
Круглый панцирь, десять лап.
Догадались? Это. ?
Дети: Краб.
В: Верно. (Показывает фигуру).
Что вы можете сказать об этом животном?
Дети: (высказывания детей).
В: (уточняя и обобщая) : Тело этого животного напоминает гладкую толстую лепешку с маленькими глазками и короткими усиками – антеннами. Плавать краб не умеет, но быстро бегает боком, ходит по дну морскому. У него 10 ног: 8 служат для перемещения, а две передние превратились в клешни. С их помощью он защищается от врагов и разрезает свою пищу на кусочки, затем отправляя ее в рот. Крабы собирают мусор, очищают морское дно.
В. Приготовились отгадывать следующую загадку?
Груша с длинными ногами
Поселилась в океане.
Целых восемь руко – ног!
Это чудо. ?
Дети: Осьминог.
В: Правильно, ребята. Это осьминог. (Показывает фигуру). Как вы думаете, почему его назвали осьминогом? – (высказывания детей).
В: Удивительное головоногое животное: голова и восемь ног (рук, щупалец). На щупальцах у осьминога - присоски, поэтому он может удерживать любую мелочь. Питаются мелкими морскими животными. Они умеют менять свою окраску, маскироваться под окружающую местность. А еще он может пускать краску (чернила, спасаясь от преследователя.
По окраске осьминога можно определить его настроение: сильно напуганный осьминог - белого цвета, в момент злости, ярости приобретает красноватый оттенок.
Трепанг дальневосточный или кукумария (японский морской огурец) эти червеобразные животные встречаются Японском и Жёлтом море, где обитают на достаточно большой глубине По внешнему виду напоминает огурец (отсюда и название) : имеет удлинённое туловище овальной формы, толстый кожный покров, на котором видны длинные наросты, похожие на шипы. Трепанг обладает рядом целебных свойств и с давних пор употребляется в пищу. Из них готовят полезные и вкусные блюда
Ламинария - название морских растений, другое название водоросли — морская капуста. Одной из самых полезных считается японская ламинария. Она растёт в южных районах Охотского и Японского морей.
Физминутка
Спускайтесь в море. Превращаемся все в осьминогов. Давайте пошевелим своими щупальцами:
Я сам себя не узнаю:
Менять свой цвет не устаю.
Был в горошек час назад,
А сейчас я полосат.
Подплываю я к кораллам –
Становлюсь я алым – алым.
Вот я клоун – осьминог –
Восемь разноцветных ног!
Стать могу чернее ночи –
Свет гаси. Спокойной ночи!
(Дети изображают осьминогов)
А вот ещё одна загадка:
Плавает прозрачный зонтик.
«Обожгу! – грозит. – Не троньте!»
Лапки у нее и пузо.
Как зовут ее?
Дети: Медуза.
В: (Показывает). Что вы можете сказать о медузе?
Дети: (высказывания детей).
В: Это студенистые создания. Бывают самых разнообразных форм и цветов, но тело почти всегда прозрачное и очень нежное. Встречаются очень ядовитые виды. Медуза-крестовик и она как раз и встречается в Японском море, Питаются мелкими морскими животными.
В. В нашем море встречается ещё такая интересная рыба,
В: Рыба-игла Тело удлиненное, тонкое, достигает длины 30 см. Обитает обычно на мелководье, среди растительности,. Приморская морская игла питается мелкими ракообразными.
В: Кроме морских обитателей в заповеднике охраняют и птиц. Встали братья на ходули,
Ищут корма по пути.
На бегу ли, на ходу ли
Им с ходулей не сойти. (Журавли) Кто же это?
Дети – журавль
В: Японский журавль - очень редкий вид, находился под угрозой полного исчезновения, охраняется международным и национальными законодательствами.
В: В нашем крае много рек. Ребята, а какие реки Приморского края вы знаете?
Дети -ответы
В. - Самая главная река приморья это Уссури, Артемовка (или Майха, Стекленуха, Раздольная, Реки Самарга. Дикая река Зеркальная
Река Рудная.
В. Что вам запомнилось больше всего? Дети: (ответы детей). В:Помните о красоте природы и о том, что мы, люди, в первую очередь несем за нее ответственность!