Марина Столярова
Дидактическая игра по познавательному развитию для старшего дошкольного возраста «Прогулка по городу Сызрань»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение.
В последние годы возросла проблема формирования у молодого поколения любви и уважения к своей малой родине, к ее историческому прошлому, к самобытной культуре, традициям и их уникальности. Ценность малой родины обмельчала и растерялась в понимании подрастающего поколения.
Работая с детьми дошкольного возраста, я считаю важным заложить в фундамент культурного и духовного развития детей интерес и стремление к знаниям о своем родном городе.
Публикация «Дидактическая игра по познавательному развитию для старшего дошкольного возраста „Прогулка по городу Сызрань“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Краеведческие игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Сызрань, мой город
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» март 2021
Дети часто испытывают трудности в названии улиц родного города, многие не знают своего адреса, мало знакомы с инфраструктурой родного города, порой проходя мимо важных культурных и социально-значимых объектов попросту не замечают их. Поэтому, становится важным пробудить интерес у дошкольников к тому, что окружает его.
Ведущий вид деятельности у дошкольников - игра. И здесь нам на помощь приходят настольные игры, играя в которые мы с детьми знакомимся с названиями улиц родного города, его инфраструктурой и достопримечательностями, прошлом города и его настоящем.
Одна из главных задач, стоящих перед педагогом дошкольного образования - формирование представлений у детей о родном крае, расширение представления о малой родине, развитие интереса к родному краю, знакомство с достопримечательностями региона, в котором проживают дети.
Данное пособие предлагает увлекательные игры, основанные на наблюдениях и элементарном жизненном опыте. Усвоение детьми знаний о родном городе проходит более естественно и легко при совершении детьми игровых действий, аналогичных повседневным ситуациям.
Пособием, как и другими дидактическими играми, стоит пользоваться разумно - совсем не обязательно проигрывать все игры или все их варианты. В первую очередь, важна степень заинтересованности ребёнка. Как и в любой другой образовательной деятельности, необходимо дозировать игру.
Крайне важно эмоционально стимулировать детей разными способами, начиная от тона, каким преподносится игровая задача, и заканчивая интересным, увлекающим сюжетом.
Практическая часть.
Цель игры: первым составить картинку лото из 4 отдельных карточек и назвать получившееся изображение на фото.
Задачи:
Познавательное развитие : расширять знания и представления детей о родном городе; развивать мышление детей, активизировать познавательный интерес, внимание, память, развивать логическое мышление, воображение;
Речевое развитие : продолжать развивать связную речь, умение общаться со сверстниками спокойно и непринуждённо.
Социально-коммуникативное развитие : формировать у детей интерес и стремление к участию в совместной деятельности со сверстниками; развивать дружеские взаимоотношения, выдержку при соблюдении правил в игре; воспитывать чувство взаимопомощи и взаимовыручки.
Предварительная работа: Рассматривание книг о городе, фотоальбома, беседа о городе Сызрань, просмотр видеофильма, экскурсии с родителями по городским достопримечательностям, экскурсия в городской Краеведческий музей, рисование, конструирование, чтение стихов и слушание песен о городе.
Описание и правила игры:
1 вариант. «Сложи картинку».
Настольная игра для детей старшего дошкольного возраста. Рассчитана на 2-4 игрока. Состоит из общего игрового поля, карточек (элементов одного фото – по 4 шт., кубика. (фото 1)
Дополнительно к игре прилагаются фото «Сызрань в прошлом», конспект НОД «Город мой родной», наборы фото-открыток о Сызрани, конверты с фото-картинок и колодой разрезных карточек. (фото 2)
Подготовка к игре:
• Разложите игровое поле.
• Перемешайте карточки и раздайте игрокам по 3 шт. Остальные карточки сложите в колоду и поместите лицевой стороной вниз в колоду. Колоду разместите рядом с игровым полем.
• Посмотрите три свои карточки и решите, какую картинку вы будете собирать.
Ход игры:
По очереди бросайте кубик на игровое поле. Выполняйте действие значка, на котором остановился ваш кубик:
стрелочка с плюсом - возьми из колоды одну карточку;
стрелочка с минусом - верни одну карточку в колоду;
крестик - пропусти один ход;
стрелочка со стрелочкой - сделай еще один ход.
В ходе игры не показывайте свои карточки другим игроками держите их в руках пока не получите все четыре части нужной картинки. Выигрывает тот, кто первым составит целую картинку из 4 карточек и выложит ее на стол.
2 вариант. «Расскажи о родном городе Сызрань».
Цель: составить небольшой рассказ о родном городе Сызрань.
Задачи:
Познавательное развитие : формировать начальные знания о городе Сызрань, его истории, основных достопримечательностях (Кремль, Собор, Краеведческий музей, памятник основателю города и другие памятники в городе, главная площадь, главная улица, река и т. д.). Развивать логическое мышление и зрительное восприятие.
Речевое развитие : расширять словарь за счёт имён существительных (город, крепость, собор, кремль, музей, сызранец, сызранка, сызранцы); развивать интонационную выразительность, чёткость дикции.
Социально-коммуникативное развитие : воспитывать чувство гордости за свой город; воспитывать чувство уважения к тем, кто прославил его, испытывать гордость (я – сызранец).
Описание и правила игры:
Составление небольшого рассказа по иллюстрациям, по фото достопримечательностей города, его истории; составление рассказов из личного опыта.
3 вариант. «Узнай достопримечательность».
Цель: продолжать знакомство детей с городом по основным достопримечательностям в прошлом и настоящем времени.
Задачи:
Познавательное развитие : развивать интерес и любовь к малой родине; расширить представления детей о прошлом облике города Сызрань, его основных достопримечательностях; развивать память, представление, умение сравнивать.
Речевое развитие : совершенствовать умение детей рассказывать об увиденном.
Социально-коммуникативное развитие : воспитывать бережное отношение к истории родного города.
Описание и правила игры:
Детям предлагается вариант фото города Сызрани с достопримечательностями и окрестностями в прошлом. Задача детей узнать это место или достопримечательность, назвать и подобрать фото «Современный город Сызрань». (фото 3)
Планируемый 4 вариант игры. «Ходилки».
Цель: кто быстрее доберётся до финиша, пройдя все достопримечательности города Сызрань.
Задачи:
Познавательное развитие : вызвать у детей интерес к достопримечательностям родного города.
Речевое развитие : называть действия в игре; развивать общение со сверстниками.
Социально-коммуникативное развитие : продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения в игре, соблюдать выполнение правил игры.
Описание и правила игры:
Состоит из игрового поля-карты, кубика и фишек.
Поставить фишки в игровом поле на значок «Старт». Поочерёдно бросать игровой кубик и выполнять движение по карте, делая столько шагов фишкой, сколько показывает кубик. Выигрывает тот, кто первым дойдёт до финиша.
Необходимо соблюдать правила игры при передвижении фишки по игровому полю соответственно значкам: сделай дополнительный ход, пропусти ход, вернуться на старт)
Дополнительно: «Беседа о городе Сызрань».
Вопросы для закрепления:
В каком городе мы живём?
Как называют людей, живущих в Сызрани?
Кто основал наш город?
От какого слова произошло слово «город»?
Какая главная река нашего города?
Какая главная площадь в Сызрани?
Какая главная улица города?
Что нарисовано на гербе города? Что означает изображение?
Какие достопримечательности нашего города вы знаете?
Заключение.
Итак, игра для дошкольника – это увлекательное занятие, требующее напряжения умственных и эмоциональных сил. И педагогу как никогда важно начать игру со вступительного слова, создавая эмоционально положительный настрой, нацеливая детей на активную и творческую познавательную деятельность. Активность участников игры во многом зависит от контакта педагога с детьми. Именно в игре строятся непринуждённые отношения между ребёнком и педагогом, когда педагог ориентирован не только на содержание игры, но и на личность ребёнка. В процессе игры педагог может по-новому открыть ребёнка и в дальнейшем строить процесс воспитания и обучения в соответствии с особенностями личности самого ребёнка, что делает процесс воспитания и обучения дошкольников более эффективным.
Литература
1. Основная рабочая общеобразовательная программа дошкольного образования государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 14 «Центр образования» имени кавалера ордена Ленина Н. Ф. Шутова городского округа Сызрань Самарской области, СП «Детский сад №31» ГБОУ СОШ №14 г. о. Сызрань.
2. Т. Н. Вострухина, Л. А. Кондрыкинская «Знакомим с окружающим миром детей» 5-7 лет, Творческий центр СФЕРА, М. :2018 г.
3. О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением», старшая группа 5-6 лет, «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2018 г.
4. О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением», старшая группа 6-7 лет, «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2018 г.
5. Л. В. Коломийченко, Занятия для детей 5-6 лет по социально- коммуникативному развитию, Изд. «ТЦ СФЕРА»,2017.
6. О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 5-6 лет» М. : «Вентана-Граф», 2017 г.
7. О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет» М. : «Вентана-Граф», 2017 г.