Наталья Дронова
Дидактическая игра, как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР
▼ Скачать + Заказать документы
Логопедическая практика показывает, что у детей старшего дошкольного возраста жизни, имеющих общее недоразвитие речи, отмечаются значительные трудности в овладении навыками связной речи, что обусловлено недоразвитием языковой системы – лексической, грамматической и фонетико-фонематической стороны речи.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей старшего дошкольного возраста проявляется следующим образом:
-длительные паузы при подборе нужного слова:
-недостаточное восприятие и различение окончание слов, суффиксов, предлогов;
Публикация «Дидактическая игра, как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР» размещена в разделах
- в неправильно сформированном звукопроизношении;
-неустойчивой артикуляции;
-при пересказе или рассказе дети просто перечисляют действия или предметы.
Дети с нарушенным фонематическим восприятием испытывают огромные трудности в освоении учебной программы в школе. Ввиду неуклонно растущих требований к объему знаний, необходимо детям с фонетико-фонематическим недоразвитием речи помочь справиться со сложными для них задачами (звуковой анализ слов, перестановка букв, их замена, грубое нарушение письма). Все это приводит к низкой успеваемости в школе. Ввиду всего вышесказанного возникает необходимость в грамотно скорректированной и проведенной коррекционной работе, направленной на преодоление фонетико-фонематического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста.
Специально подобранная система работы с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи помогает детям в овладении речевой деятельностью, учитывая требования программы обучения, подбор материала по лексическим темам, перехода от простого к сложному, системности в подборе языкового материала с учетом закономерностей усвоения языка в норме. Так как основным видом деятельности дошкольников является игра, был подобран дидактический игровой материал для решения коррекционной задачи в работе с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, который соответствовал требованиям насыщенности, разнообразия, включения слов со сложной слоговой структурой, включение слов с оппозиционными звуками на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Для повышения результативности необходимо менять виды деятельности, использовать наглядность, пользоваться доступными, наглядными и доступными для детей методами и приемами. В работе с детьми использовались методики Т. В. Тумановой, Г. В. Чиркиной, Т. А. Ткаченко, Г. С. Швайко. Вся работа с играми и дидактическим материалом проводилась по трем периодам:
I. Выделение первого и последнего согласного звука в словах, выделение гласных звуков из ряда других звуков («Собери цепочку», «Учим волшебный язык», «Умные зайчатки», «Найди звук», «Жуки», «Кто внимательный», «Слоговое лото», «Логопедическое домино», «Чей домик», игры для коррекции произношения свистящих и шипяших звуков («Веселый язычок», «Волшебные кубики», «Слушай и хлопай»);
II. Дифференциацию звуков на слух, выделение их в ряде других звуков, нахождение их в слове, определение позиции звука в слове, выделение гласного звука в положении после согласного, анализ и синтез прямого слога. («Четвертый лишний», «Волшебный поезд», «Умные зайчатки», «Что за предмет?», «Чудесное деревце», «Собираем урожай», «Скажи, какой?», «Слоговое лото», «Кто больше увидит и назовёт», «Собери картинки», «Цепочка», «Чудесный мешочек», «Скажи наоборот»», «Подарки для Сони», «Что для кого?», «Глухой телефон», «Разноцветный сундучок», игры для коррекции произношения звуков [Л]-[ЛЬ] («Пароход», «Самолет», «Пускаем кораблики», «Веселые музыканты», «Лягушачий концерт»);
III. Различение на слух в произношении изучаемых звуков; определение наличия данных звуков в слове и их позиция; преобразование слов путем замены первых звуков, анализ и синтез прямых и обратных слогов, односложных слов. («Подбери картинку», «Живые звуки», «Покажи букву», «Подбери схему», «Угадай, называй», «Сравни предметы», «Телевизор», «Новоселье», «Садовник и цветы», «Назови три слова», «Я начну, а ты закончи предложение», «Зоопарк», «Волшебная ромашка», «П
окажи цифру», «Логопедическая бродилка», игры для коррекции произношения звуков [Р] - [РЬ] («Звуковое лото», «Звуковой домик», «Кубик», «Тигры и тигрята»).
В результате проведенной коррекционной работы были сделаны следующие выводы: уровень фонематического восприятия и слуха значительно повысился, наметилась положительная динамика, дети стали делать меньше ошибок и чувствовали себя более уверенно при оформлении суждений, высказываний на занятиях и в свободной деятельности.
Литература
1. Е. И. Тихеева. Развитие речи детей. М. 1964 год.
2. Логопедия: Учебник / Под ред. Л. С. Волковой. – М., 1995.
3. Спирова Л. Ф. Особенности звукового анализа у детей с недостатками речи. – М., 1954.
4. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. – М., 1992.
5. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с недоразвитием речи. – М., 1991.
6. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – М., 1991.
7. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа обучения и воспитания детей с ОНР. – И., 1993.