Получи документы

Дидактическая игра, как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР

Наталья Дронова
Дидактическая игра, как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР
▼ Скачать + Заказать документы

Логопедическая практика показывает, что у детей старшего дошкольного возраста жизни, имеющих общее недоразвитие речи, отмечаются значительные трудности в овладении навыками связной речи, что обусловлено недоразвитием языковой системы – лексической, грамматической и фонетико-фонематической стороны речи.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей старшего дошкольного возраста проявляется следующим образом:

-длительные паузы при подборе нужного слова:

-недостаточное восприятие и различение окончание слов, суффиксов, предлогов;

Темочки:

- в неправильно сформированном звукопроизношении;

-неустойчивой артикуляции;

-при пересказе или рассказе дети просто перечисляют действия или предметы.

Дети с нарушенным фонематическим восприятием испытывают огромные трудности в освоении учебной программы в школе. Ввиду неуклонно растущих требований к объему знаний, необходимо детям с фонетико-фонематическим недоразвитием речи помочь справиться со сложными для них задачами (звуковой анализ слов, перестановка букв, их замена, грубое нарушение письма). Все это приводит к низкой успеваемости в школе. Ввиду всего вышесказанного возникает необходимость в грамотно скорректированной и проведенной коррекционной работе, направленной на преодоление фонетико-фонематического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста.

Специально подобранная система работы с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи помогает детям в овладении речевой деятельностью, учитывая требования программы обучения, подбор материала по лексическим темам, перехода от простого к сложному, системности в подборе языкового материала с учетом закономерностей усвоения языка в норме. Так как основным видом деятельности дошкольников является игра, был подобран дидактический игровой материал для решения коррекционной задачи в работе с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, который соответствовал требованиям насыщенности, разнообразия, включения слов со сложной слоговой структурой, включение слов с оппозиционными звуками на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Для повышения результативности необходимо менять виды деятельности, использовать наглядность, пользоваться доступными, наглядными и доступными для детей методами и приемами. В работе с детьми использовались методики Т. В. Тумановой, Г. В. Чиркиной, Т. А. Ткаченко, Г. С. Швайко. Вся работа с играми и дидактическим материалом проводилась по трем периодам:

I. Выделение первого и последнего согласного звука в словах, выделение гласных звуков из ряда других звуков («Собери цепочку», «Учим волшебный язык», «Умные зайчатки», «Найди звук», «Жуки», «Кто внимательный», «Слоговое лото», «Логопедическое домино», «Чей домик», игры для коррекции произношения свистящих и шипяших звуков («Веселый язычок», «Волшебные кубики», «Слушай и хлопай»);

II. Дифференциацию звуков на слух, выделение их в ряде других звуков, нахождение их в слове, определение позиции звука в слове, выделение гласного звука в положении после согласного, анализ и синтез прямого слога. («Четвертый лишний», «Волшебный поезд», «Умные зайчатки», «Что за предмет?», «Чудесное деревце», «Собираем урожай», «Скажи, какой?», «Слоговое лото», «Кто больше увидит и назовёт», «Собери картинки», «Цепочка», «Чудесный мешочек», «Скажи наоборот»», «Подарки для Сони», «Что для кого?», «Глухой телефон», «Разноцветный сундучок», игры для коррекции произношения звуков [Л]-[ЛЬ] («Пароход», «Самолет», «Пускаем кораблики», «Веселые музыканты», «Лягушачий концерт»);

III. Различение на слух в произношении изучаемых звуков; определение наличия данных звуков в слове и их позиция; преобразование слов путем замены первых звуков, анализ и синтез прямых и обратных слогов, односложных слов. («Подбери картинку», «Живые звуки», «Покажи букву», «Подбери схему», «Угадай, называй», «Сравни предметы», «Телевизор», «Новоселье», «Садовник и цветы», «Назови три слова», «Я начну, а ты закончи предложение», «Зоопарк», «Волшебная ромашка», «П

окажи цифру», «Логопедическая бродилка», игры для коррекции произношения звуков [Р] - [РЬ] («Звуковое лото», «Звуковой домик», «Кубик», «Тигры и тигрята»).

В результате проведенной коррекционной работы были сделаны следующие выводы: уровень фонематического восприятия и слуха значительно повысился, наметилась положительная динамика, дети стали делать меньше ошибок и чувствовали себя более уверенно при оформлении суждений, высказываний на занятиях и в свободной деятельности.

Литература

1. Е. И. Тихеева. Развитие речи детей. М. 1964 год.

2. Логопедия: Учебник / Под ред. Л. С. Волковой. – М., 1995.

3. Спирова Л. Ф. Особенности звукового анализа у детей с недостатками речи. – М., 1954.

4. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. – М., 1992.

5. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с недоразвитием речи. – М., 1991.

6. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – М., 1991.

7. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа обучения и воспитания детей с ОНР. – И., 1993.

Публикации по теме:

Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».

Медиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОСМедиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС Ф. И. О педагога -Никифорова Алина Исаевна, первая категория. Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.

«Метод наглядного моделирования, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Дидактическая игра «Паровозик» как средство развития речи детей младшего возрастаДидактическая игра «Паровозик» как средство развития речи детей младшего возраста Через каждое занятие, через любую деятельность с детьми я пытаюсь привить у них любовь к родному языку, развить умение правильно говорить,.

Дидактическая новогодняя игра как средство развития внимания у детей дошкольного возрастаДидактическая новогодняя игра как средство развития внимания у детей дошкольного возраста Дидактическая новогодняя игра на развитие внимания у детей дошкольного возраста Воспитатель: Назарова Т. А. Дошкольный возраст - это период.

Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краемДидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краем при ознакомлении дошкольников с Приморским краем (из опыта работы)Отличительная особенность детей заключается в том, что любую информацию.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1) Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей дошкольного возраста; недостаточный.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2) Театрализованная деятельность при правильной её организации – эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации.

Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста»Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию презентацию на тему: «Пальчиковый театр, как средство развития связной.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактическая игра, как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР
Опубликовано: 14 октября 2020 в 08:33
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактическая игра, как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Дронова (УИ 572465) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД