Светлана Губенко
Дидактическая игра как средство развития ролевых действий и навыков диалогического общения
▼ Скачать + Заказать документы
Важная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника. Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми. В этих играх дети воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Но игра их будет только тогда интересна, чем лучше и красочнее будет развита их речь. Диалогическую речь дети усваивают довольно легко, т. к. часто слышат ее в быту.
Публикация «Дидактическая игра как средство развития ролевых действий и навыков диалогического общения» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Коммуникативные игры, для развития навыков общения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Важнейшей предпосылкой для решения речевых задач в детском саду является правильная организация обстановки, в которой бы у детей появилось желание говорить.
Отсюда вытекает цель данного мною исследования- определение педагогических условий развития диалогов и ролевых действий у детей дошкольного возраста.
Предметом исследования выступает процесс овладения диалогом и ролевыми действиями у детей дошкольного возраста. Гипотеза исследования: одним из самых эффективных методов развития ролевых действий и диалогов является дидактическая игра в сюжетно-ролевой игре.
Потребность разговаривать с другими людьми, делиться с ними своими мыслями, чувствами, переживаниями присуща человеку. Ребенку она присуще еще в большей мере. Для активного обучения такому умению проводятся специальные занятия нового типа- игры и "учебные ситуации". Воспитатель дает детям образцы вопросительной конструкции предложений. Путем диалога ребенок стремится привлечь партнера к своим действиям. Обучение диалогическому общению может включать разговор воспитателя с детьми, поручения детям, беседы, дидактические, подвижные, народные игры, игры-драматизации, имитационные упражнения. Но кроме владения диалогической речью, никакая сюжетно-ролевая игра не состоится без навыка ролевых действий. Ребенка может удивить картинка, предмет, явление природы. Задача воспитателя помочь организовать игру с этим образом, сделать ее более увлекательной. Но в последнее время наблюдая за детьми, я пришла к выводу, что дети не умеют играть. Они с удовольствием берут атрибуты, но как дело доходит до ролевых действий и диалогов, игра становится скучной и однообразной, и быстро сворачивается. Проанализировав все это я разработала несколько дидактических игр- дети заиграли. Разрабатывая игры, я опиралась на интересы детей своей группы, а также учитывая обучающие и воспитательные задачи программы своего возраста. Развивать диалогическое общение и ролевых действий помогло еще и внедрение новых технологий (ТРИЗ, мнемотехника, Монтессори). Я проработала много методической литературы, творчески подошла к преобразованию развивающей среды. Вместе с детьми придумывала и изготовляла атрибуты к сюжетно-ролевым играм. Создала картотеку, которая помогает вести большую предварительную работу по приобщению детей к игре. Также стоит отметить, что одним из самых действенных методов обучения ребенка является родительское содействие и внимание. Поэтому родителям крайне важно много, грамотно и разнообразно разговаривать с ребенком. Поэтому особое внимание я уделила работе с родителями.
Игра- одно из самых сложных и спорных понятий философии и психологии: до сих пор ведутся споры о том, для чего она нужна. Именно в игре создается нечто новое, чего не было раньше. То, что "проиграно", превращается затем в реальность.