Татьяна Гицевич
Дидактическая игра как средство развития речи младших дошкольников
На современном этапе развития нашего общества становится всё более актуальной проблема общения между людьми. Недостаток общения родителей со своими детьми лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи. Дети нашей группы – не исключение, уровень их речевого развития требует особого внимания. Существуют множество проблем: скудный словарный запас, неумение грамматически правильно оформлять свои высказывания, согласовывать слова, мало развита диалогическая речь, неумение грамотно и доступно формулировать вопрос, строить краткий или развернутый ответ; у большинства детей нарушено внимание, несовершенно логическое мышление.
Публикация «Дидактическая игра как средство развития речи младших дошкольников» размещена в разделах
Развитие речи и речевого общения необходимо начинать с раннего возраста, а особенно интенсивно заниматься с возраста 2-3 лет, когда наступает сензитивный период в развитии речи ребёнка. Целенаправленное развитие речи младших дошкольников- одно из ведущих направлений деятельности воспитателя, которое помогает активизировать речевое развитие путём вовлечение детей в дидактическую игровую деятельность.
Игровые приёмы придают динамичность процессу обучения, помогают ребёнку проявить свои способности, самостоятельность. Кроме того, игра учит детей общаться, объединяет детский коллектив. Преимущество дидактической игры и в том, что ребёнок, увлечённый новой игрой, не замечает, что он учится. Играя, малыш накапливает знания, развивает мышление и воображение, осваивает родной язык.
Дидактические игры делятся на три вида: игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные. Хочу привести в пример некоторые из них: «Чей голос?»,различать на слух; запоминать предметы, выставленные на столе «Чего не стало?», узнавать предмет по описанию - игра «Чудесный мешочек», «Почтальон принёс открытки»- дети овладевают грамматическими навыками речи. Обязательно использую наглядный материал: предметы, игрушки, картинки - игры на отработку артикуляции и уточнение произношения трудных для малышей звуков (игры «Чудесный сундучок», «Мешочек, впусти!»). Причём акцент в них делается на интонационной выразительности речи, которая, как правило, страдает у малышей. Такие игры, как «Зайчик и мишка», «Где спрятался зайчик?» направлены на развитие пространственных представлений ребёнка и на усвоение их словесного обозначения. В увлекательных сюжетных ситуациях дети усваивают значение основных предлогов и наречий, обозначающих пространственные отношения предметов (близко, далеко, впереди, позади, напротив, рядом, и сразу же закрепляют знания. В большинстве игр слово связано с движением и действием (реальным или воображаемым). Также в работе с детьми мы используем дыхательную гимнастику. Формирование правильного речевого дыхания, за исключением выработки физиологического дыхания, осуществляется в процессе общего речевого развития параллельно с развитием артикуляции и голоса. Очень хорошо используем в работе над техникой речи детскую литературу и малые фольклорные формы. Считалки, песенки, загадки, потешки – это уже готовые словесные игры, необходимые ребёнку для овладения своим родным языком. Это и хороший тренинг артикуляционного аппарата, и хороший тренинг памяти ребёнка, так как все малые фольклорные формы запоминаются.
Развитию речи способствует организация развивающей среды в группе. Площадь нашей группы мы разделили на центры развития по интересам и увлечениям детей. Теперь дети могут выбрать игру, распределить свои занятия по своему желанию и способностям. Например, в центре познания дети могут поиграть в такие игры : «Подбери по форме (цвету, «Собери пирамидку», «Парные картинки» и т. д. Разделение на центры создает благоприятную психологическую обстановку в группе, способствует развитию самостоятельности.
Дети получают знания не только в детском саду, но и дома, в семье.
Параллельно с детьми ведётся работа и с родителями. Специально для них подобран цикл консультаций, которые помогают родителям узнать о разнообразии дидактических игр и их значимости в речевом развитии дошкольников : «Речевая азбука для родителей и дошкольников», «Играйте вместе с детьми», «Пальчиковые игры», «Давайте поиграем» и другие.
Применяя дидактические игры в младшем возрасте в работе по формированию грамматического строя речи и обогащению словаря, мы используем игры, имеющие не конкретную дидактическую направленность, а широкий развивающий диапазон.
На занятиях по ознакомлению детей с природой, мы проводим дидактические игры :
- Собираем грибы.
- Собираем урожай.
- Куда, что положить?
- Скажи какой.
- Времена года.
- Какой, какая, какое?
Игры не только помогают учить детей согласовывать существительные с прилагательными, правильно строить фразу, но и активизируют словарь и мышление, формируют элементарные представления о природных явлениях.
«Кукла мама пришла в гости», «Напоим кукол чаем», «Уложи кукол спать». Такие игры проводятся в младших группах по продолжительности как целое занятие. Также в детских садах используются дидактические игры на различение каких-нибудь деталей, на различение или сравнение каких – либо признаков, свойств: «Что одинаковое, что разное», «У кого такой предмет». Цель таких игр научить детей различать сходные предметы, правильно их называть, определять их назначение.
Результат работы: в дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. Дидактическая игра выступает одновременно как вид игровой деятельности и форма организации взаимодействия педагога с ребенком. В этом и состоит ее своеобразие.
Дети любят игры, хорошо знакомые, с удовольствием играют в них.
Например, в дидактической игре «Уложим куклу спать» воспитатель учит детей младшей группы последовательности действий в процессе раздевания куклы – аккуратно складывать одежду на стоящий рядом стул, заботливо относиться к кукле, укладывая её спать, петь колыбельную песню. Согласно правилам игры, малыши поочерёдно берут нужные для сна предметы и кладут их в спальню, заранее приготовленную для куклы в игровом уголке. Затем под руководством воспитателя дети выполняют последовательно действия раздевания кукол ко сну: надевают ей пижаму и укладывают спать в подготовленную для этой цели кроватку, поют тихонько колыбельную песню: «Баю – баю – баю, куколку качаю. Куколка устала, целый день играла». Таких игр в младших группах проводятся несколько: «День рождения куклы Кати», «Оденем Катю на прогулку», «Катя обедает», «Купание Кати».
Конечно же, нельзя обойтись и без речевых игр, задачами которых в данный период является: обогащение пассивного и активного словаря детей общеупотребительными существительными, глаголами, наречиями, прилагательными и предлогами; формирование правильного звукопроизношения; обучения говорить предложениями, строить их грамматически правильно. Мы организуем с детьми игры и игровые упражнения, в которых дети учатся правильно склонять и спрягать слова, согласовывать их в роде, числе, падеже:
- Прятки.
- Чего не стало?
- Где же наши ручки?
Так же мы используем дидактические игры, в которых дети учатся называть слова с противоположным значением (Кукла весёлая и грустная, закрепляют представление об обобщающих словах "Назови одним словом".
В комплексе с выше перечисленными играми хорошо развивают внимание и познавательную активность игры, организуемые на занятиях по физической культуре "Кто быстрее соберёт предметы", "Кто больше соберёт предметов", "Не ошибись".
Далее стараемся закрепить пройденное в часы досуга, организуя игры- инсценировки "Кошкин дом", "Два весёлых гуся","Мишка в гостях у детей", "В зоопарке", которые побуждают ребёнка к игровому и речевому взаимодействию со взрослыми и сверстниками, развивают речь, фонематический слух, артикуляционный аппарат.
Таким образом, широко используя дидактические игры в младшем дошкольном возрасте, мы создаём фундамент для дальнейшего полноценного речевого и общего психического развития ребёнка, т. к. язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в формировании социальных связей.
Литература:
1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. - М. : Мозаика-синтез, 2014
2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. - М. : Просвещение, 2018
3. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. - М. : Просвещение, 2020