Лучший педагог года

Дидактическая игра как средство патриотического воспитания дошкольников

Елена Кетова
Дидактическая игра как средство патриотического воспитания дошкольников

«Детство - каждодневное открытие мира, и поэтому надо делать

так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества,

их красоты и величия»

В. А. Сухомлинский

Патриотическое воспитание дошкольников - актуальная проблема в условиях современной России. Актуальность заключается в том, что в настоящее время наша страна переживает непростой исторический период: война, антирусская пропаганда Запада. Проблема обесценивания традиционных норм и ценностей, неопределённость в оценке событий исторического прошлого русского народа негативно влияет на нравственные и патриотические ценности подрастающего поколения.

В содержании Федеральной образовательной программы дошкольного образования отмечена острая необходимость активации процесса воспитания патриотизма дошкольников, потому что именно в детском возрасте закладывается чувство любви к родной природе, дому и семье, к истории и культуре нашей страны.

Среди множества задач патриотического воспитания детей можно выделить основные:

воспитание настоящего гражданина, любящего свою Родину;

формирование устойчивой привычки поступать в соответствии с общепринятыми в обществе нормами и правилами;

формирование патриотических чувств к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, городу);

воспитание чувства любви к своим национальным особенностям;

чувство собственного достоинства как представителя своего народа;

толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.

Наша современная жизнь показывает и доказывает, что необходимо возвращаться к приоритетам любви к родине и отечеству, посредством воспитания любви и уважения. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на ребенка, где важную роль играет влияние семьи и образования.

То, какие нравственные качества разовьются у ребёнка, зависит прежде всего от родителей и окружающих его взрослых. Формирование будущего гражданина невозможно без воспитания с малых лет уважения к нравственным ценностям. В раннем возрасте патриотическое воспитание осуществляется через любовь мамы и папы и заботу близких людей, через положительные взаимоотношения между ними. Игра наравне с общением является тем самым связующим мостиком между взрослым и ребёнком. Игры маленьких детей наполнены привязанностью к близким по окружению людям. Под влиянием игр у детей развиваются разнообразные интересы, воспитываются такие сложные чувства, как любовь к Родине. С целью создания условий для становления основ раннего возраста, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально - нравственного и познавательного развития используются дидактические игры «Собери свою семью», «Кошкин дом», «Посади бабочку», «Наряди матрешку». С периода посещения детского сада, малыши находятся в процессе закладывания и формирования ориентиров личности, что позволяет наиболее эффективно проводить воспитательную работу.

Любовь к Родине – нравственный ориентир, который во многом определяет личность. И начинать воспитывать это чувство необходимо с ранних лет жизни, только тогда патриотизм станет неотъемлемой частью духовного мира человека, достойного гражданина страны.

Развитие ребёнка дошкольного возраста невозможно без знания культуры и истории своего государства, своей малой Родины, в связи с чем важно приобщать их к культурным ценностям родного города, что становится для ребёнка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании личностной культуры.

Учитывая, что игровая деятельность в старшем дошкольном возрасте является ведущей, она приносит ребёнку искренние удовольствие и радость, становясь незаменимым мотиватором интенсивного процесса естественного познания мира и самого себя.

Значение дидактических игр чрезвычайно велико: в процессе игровой деятельности происходит всестороннее развитие личности ребенка. Дидактические игры являются средством воспитания, с их помощью педагог воздействует на все стороны ребёнка: волю, сознание, чувства, отношение, они выполняют обучающую роль.

В дошкольном возрасте закладываются основы личности, которые определяют, каким человеком станет ребёнок, и чем он будет заниматься, какой у него будет характер, и в чем он будет нуждаться в плане личностного роста. В это время проходит становление и формирование чувства патриотизма.

Использование развивающего потенциала дидактических игр, их воздействие на формирование знаний о родине, развитие нравственных качеств личности, таких как доброта, дружелюбие, уважение к старшим, любовь к родине, малой родине, готовность помочь близким, является приоритетом.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Именно в игре дети испытывают огромное количество эмоций, радостных моментов, устраняют внутреннее напряжение, комплексы. В игре ребенок развивается всесторонне, происходит невероятный творческий прорыв, креатив.

Содержание дидактических игр направлено на закрепление знаний детей по таким темам, как: «Наша Родина – Россия», «Я и мое окружение: моя семья, мой детский сад», «Защитники земли русской: наша армия родная», «Культура русского народа: праздники, обычаи, традиции, народное искусство», «Государственные праздники».

Развивающих игр много, но в педагогической работе необходимо выбирать трендовые, привлекающие внимание дошкольников. Современный рынок дидактических игр и игрушек предлагает широкий выбор различных игр для педагогов и родителей, поэтому выбор более необходимых, познавательных остается актуальной проблемой, которую возможно решить, учитывая активный интерес к всевозможным мелким объектам и требующих вложения его действий. Нам всем известно, что особую ценность представляет игра, сделанная своими руками. В таких играх есть душа и любовь к своему делу, и в результате они получаются красочными и дружелюбными, что очень важно для дошкольников.

На сегодняшний день дидактическая игра «Круги Луллия» является универсальным дидактическим средством, формирующим мыслительные процессы у детей. Они вносят элемент игры в занятия, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу. Ознакомившись более подробно и детально с пособием «Круги Луллия», я поняла какой неизрасходованный потенциал есть у него. И использовать его можно практически с детьми всех возрастов не только на занятиях и в процессе совместной деятельности взрослого и ребенка, но и в самостоятельной деятельности детей.

Теневое лото «Россия» и «Символы России!» развивает внимание, мелкую моторику, координацию движений, знакомит детей с неофициальными символами нашей Родины, формирует представление о культурных ценностях нашей страны с посредством знакомства с неофициальными символами нашей страны. Отличный вариант для развития познавательного интереса детей, обогащения и закрепления знаний о родной стране.

Игры на липучках «Гжельский фарфоровый сервиз, «Досочки Сегена» это реальное новшество, маленькая революция в производстве развивающих пособий для детей. Развивающие игры на липучках - прекрасный вариант для развития познавательных интересов дошкольников. Ненавязчивое и интересное обучение поможет детям быстрее познать мир, способствует развитию социальных навыков. Эти игры будут полезным и интересным «другом» для детей. Красочные картинки с элементами на липучках привлекут внимание детей и повысят интерес к этим играм.

Дидактические игры «Сложи пирамидки из матрешек», «Собери матрешку» - созданы для реализации нравственно - патриотического воспитания как младших так и старших дошкольников. Цель таких игр сформировать представления о матрешке, как о предмете русского прикладного искусства; продолжать воспитывать в детях любовь и уважение к истории России и ее народа.

Таким образом, дидактические игры просты и понятны, могут быть использованы в процессе организованной деятельности, праздниках, развлечениях, досугах, во время утреннего приема, в вечерние часы, в период свободной деятельности.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что игровые технологии представляют собой одно из эффективнейших средств патриотического воспитания детей. Высокая продуктивность игр объясняется их личностной ориентированностью, творческим характером ведущего типа деятельности, высокой технологичностью, нацеленностью на реальный практический результат.

Публикации по теме:

«Моя педагогическая находка» Виртуальная экскурсия как средство патриотического воспитания«Моя педагогическая находка» Виртуальная экскурсия как средство патриотического воспитания .

Экскурсии в музей боевой славы как средство патриотического воспитания детей дошкольного возрастаЭкскурсии в музей боевой славы как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста Цель: создание условий для нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста через экскурсии в музей боевой славы МОУ.

Дидактическая игра- как средство патриотического воспитания ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА- КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯслайд 2 «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Дидактическая игра как средство патриотического воспитания дошкольников
Опубликовано: 29 июля 2024 в 23:52
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактическая игра как средство патриотического воспитания дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Елена Кетова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
29 июля. День рождения И. К. Айвазовского. Передвижка «Маринист Иван Константинович...

Айвазовский — самый известный русский маринист. Он изображал море, как никто другой. В своих картинах он смог передать великолепие и непредсказуемость морской стихии.

28 июля. День Военно-морского флота РФ. Передвижка. «ВМФ России. Военно-морской флот»

В последнее воскресенье июля отмечается День Военно-морского флота Российской Федерации. Это профессиональный праздник всех, кто защищает морские рубежи нашей Родины.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД