Ирина Картамышева
Снижение эмоционального напряжения у старших дошкольников посредством психофизических игр и упражнений
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольники часто испытывают эмоциональное напряжение, чувство стресса, связанные со сложными взаимоотношениями со сверстниками, конфликтами в семье. Все это отражается на эмоциональном и общем состоянии здоровья детей.
Для снятия лишнего мышечного и эмоционального напряжения у детей, направления энергии в нужное, созидающее русло, предлагаю проводить психофизические игры, которые помогут старших дошкольников настроить на спокойствие и позитив.
Публикация «Снижение эмоционального напряжения у старших дошкольников посредством психофизических игр и упражнений» размещена в разделах
- Игры для детей
- Психогимнастика, релаксация. Снятие эмоционального напряжения
- Психологические игры
- Старшая группа
- Темочки
Игра «Футбол»
Цель: снизить агрессию, успокоиться, ослабить негативные эмоции.
Играем подушкой в футбол. Определяем ворота для игры. Игроки должны разбиться на 2 команды. Выбирается судья из взрослых. Играем руками и ногами, подушку можно кидать, ударять ногой, отнимать. Забить в ворота гол – главная цель. Судья следит за соблюдением правил: если нет подушки, то нельзя пускать в ход руки и ноги. Штрафников удаляют с поля.
Упражнение «Качели»
Цель: избавить от страхов, застенчивости.
Участвуют ребенок и взрослый. Малыш садится в позу «зародыша» : поднять колени и наклонить к ним голову, ступни плотно прижать к полу, руками обхватить колени, закрыть глаза или надеть повязку на глаза. Взрослый должен встать сзади, положить руки на плечи ребенку и начинать покачивать его, как качели – осторожно, медленно и плавно в течение 2-3 минут. Сидящий ребенок не должен открывать глаза, дотрагиваться руками до пола.
Упражнение «Выбиваем пыль»
Цель: снизить агрессию, ослабить негативные эмоции.
Ребенку дается «пыльная» подушка и предлагается ее почистить. Звучит музыка. Малыш усердно выбивает пыль руками. Музыка останавливается, и ребенок в это время перекидывает подушку другому человеку: ребенку или взрослому. Кому досталась подушка, тот и поколачивает подушку, затем по остановке музыки бросает ее другому игроку.
Упражнение «Открой дверь»
Цель: снизить агрессию, избавить от упрямства, ослабить негативные эмоции.
Разделить детей на пары, попросить их сесть «по-турецки» напротив друг друга и упираться ладошками в ладошки напарника.
Кто-то из них «железная, крепкая, дверь». Нужно держать свои ладошки очень крепко, а напарник сильно давит на «дверь», пытаясь ее открыть. Игра начинается на счет «Три», «Два», «Один», а заканчивается по сигналу «Стоп».
Дети меняются ролями через 1-2 минуты.
По окончании упражнения нужно выяснить у детей, что им понравилось больше – «открывать дверь» или «быть дверью».
Упражнение «Любимое место»
Цель: успокоиться, снять тревогу, страхи.
Предложить детям стать в круг, у взрослого в руках – мяч.
«Дети, на земле есть много прекрасных и чудесных мест, где нам хотелось бы побывать, но у нас у всех есть такое место, где мы чувствуем себя спокойно и уютно. Давайте, вспомним эти места…»
Мы будем передавать мяч по кругу. Тот, у кого окажется в руках мяч, продолжит предложение: «Я чувствую себя хорошо (в детском саду, у бабушки в деревне, на море, на пляже, в парке, дома, и т. п.).
По окончанию нужно задать детям вопросы:
«Трудно ли было вспомнить излюбленное место? Почему?
Может ли у человека быть несколько любимых мест?»
Попросить ребенка найти в комнате комфортное для себя место и посидеть или полежать в нем.
Упражнение «Лягушки на болоте»
Цель: снизить агрессию, ослабить негативные эмоции
На полу раскладываются подушки на расстоянии, которое будет преодолеваться в прыжке с некоторым усилием. Играющие дети становятся лягушками, живущими на болоте. Капризным «лягушкам» вместе тесно на одной кочке. Они запрыгивают на разные подушки, где сидят другие лягушки и квакают: «Кваква!», пусти, подвинься!». Одна из лягушек прыгает дальше или сталкивает гостью в болото, если ей тесно и та должна искать себе новую кочку. Хорошо, если лягушка приняла к себе соседку, нашла для нее место. Взрослый тоже прыгает по кочкам вместе с лягушками и помогает им найти выход из серьезного конфликта.
Игра «Сражение мячами»
Цель: снизить агрессию, ослабить негативные эмоции
Количество участников – от 2 до 6 человек. На игровой площадке накидывается много маленьких мячей. Игра заключается в том, что в «сражении» обязательно надо победить. Игроки пытаются нападать и защищаться, кидая мячи. Кроме того, каждый участник должен собрать больше трофеев, а свои запасы беречь.
Примечание: Объяснить детям, что попадание мячом это немного больно, но таким образом можно победить свои страхи, стать сильным, смелым, отважным, уверенным в себе.
Игра «Выберись из сети»
Выбираются из участников 2 рыбки. Остальные играющие образуют сеть, становясь в две линии парами, лицом друг к другу и по парам берутся за руки. Рыбки хотят выбраться из сети, они знают, что это опасно, но впереди их ждет свобода. Они должны проползти на животе под сцепленными руками, которые задевают их по спине, щекочут, слегка постукивают по ней. Рыбка, которая выползла первой из сети, ждет свою подругу, следующую за ней. После они берутся за руки и становятся сетью. Смена ролей повторяются несколько раз.
Предупреждение: движения сети должны быть в меру осторожными, не причинять боль рыбкам.
Психофизическая тренировка воздействуют на мозг, интеллект, центральную нервную систему, что улучшает эмоциональное состояние у дошкольников.
Психофизические игры и упражнения снижают эмоциональное напряжение у старших дошкольников, позитивно влияют на согласованность в работе полушарий мозга, что повышает работоспособность малышей.
Список литературы:
1. Петрова В. И., Стульник Т. Д. Этические беседы с дошкольниками (4- 7лет) М. : Мозаика-Синтез, 2020г.
2. Веракса А. Н., Алмазова О. В., Бухаленкова Д. А., Гаврилова М. Н., Якупова В. А. Развитие саморегуляции у дошкольников. 5-7 лет. М. : Мозаика-Синтез, 2020г.
3. И. Ф. Социально-коммуникативное развитие дошкольников (5-6 лет) М. : Мозаика-Синтез, 2020г.
4. Абрамова Л. В., Слепцова И. Ф. Социально-коммуникативное развитие дошкольников (6-7 лет) М. : Мозаика-Синтез, 2020г.
5. Алямовская В. Г., Петрова С. Н. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. - М. : Скрипторий, 2002.