Получи документы

Дидактическая игра как форма познания окружающего мира младшими дошкольниками

Елена Волкова
Дидактическая игра как форма познания окружающего мира младшими дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы

Использование дидактической игры как форма познания окружающего мира детей дошкольного возраста уходит своими корнями далеко в прошлое. Я. А. Каменский считал игру необходимой формой деятельности ребенка, отвечающей его природе и склонностям [19, с. 36]. Впоследствии это высказывание послужило основой для изучения вопроса влияния дидактических игр на познавательное развитие дошкольников.

Публикация «Дидактическая игра как форма познания окружающего мира младшими дошкольниками» размещена в разделах

В настоящее время, как и в прошлом, дидактической игре придается большое значение. По мнению авторов различных концепций, изучающих роль дидактических игр в развитии детей младшего дошкольного возраста, большое значение отводится воспитательному компоненту дидактической игры в развитии познавательной сферы младших дошкольников. При этом практиками отмечается значимая роль воспитателя в плане построения и организации игрового занятия, основанного на познании важного и прекрасного [14, с. 7].

Одним из важнейших базовых понятий исследования является дефиниция «педагогические технологии». В Толковом словаре, «технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.» [7, с. 314]. Нас, с позиций психолого-педагогической направленности работы, интересуют: - «Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения. Воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачев) [21, с. 118]. В рамках изучения конкретной темы, связанной с применением игры как средства развития познавательного развития, мы обращаемся к понятию «игровая технология». Анализ научной педагогической литературы дал нам возможность выявить сущностное значение понятия. «Игровые технологии» включают достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком - четко обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью» [31, с. 33].

Существует огромное множество различных программ, направленных на развитие познавательной сферы детей младшего дошкольного возраста при помощи дидактических игр. Самой оптимальной, на наш взгляд, является программа «ИПДО «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой» [25].

Цель программы – всестороннее и гармоничное развитие и воспитание детей. Программа предусматривает физическое, умственное, трудовое и эстетическое воспитание, развитие дошкольников в соответствии с их возрастными и индивидуальными психофизиологическими особенностями и подготовку их к школе. Большое внимание в программе уделено развитию речи детей: для каждой возрастной группы определен уровень речевого развития детей, дана последовательность работы по овладению звуковой системой языка, его лексическим (обогащение словаря) и грамматическим строем. В программе по каждому разделу (познавательное развитие, речевое развитие, игра) и каждому возрастному периоду четко и достаточно подробно прописываются задачи воспитания и предполагаемый результат – «к концу учебного года дети должны уметь…» Дидактические игры с четко обозначенными дидактическими задачами. В разделе познавательное развитие четко не прописаны: степень и частота использования самих дидактических игр с этой целью, а также отсутствует перечень самих рекомендованных дидактических игр. Перечень дидактических игр представлен только в разделе «Музыкальное воспитание» [см. 25, с. 213-216].

Ещё одной значимой программой в построении и реализации на практике дидактических игр, направленных на развитие познавательной сферы младших дошкольников, является программа «Радуга» (автор Т. Н. Доронова) [27].Одним из центральных моментов программы является выработка личностно-ориентированного стиля общения взрослого с детьми в соответствии со спецификой каждой возрастной группы; особое значение придается задаче психо-эмоционального благополучия, охране и укреплению здоровья через формирование привычки к здоровому образу жизни дошкольника для их эффективного развития и обучения. В программе четко прописаны задачи для каждой возрастной группы, по каждому из разделов и обозначены основные пути их решения; для полноценного развития и образования личности имеются рекомендации по созданию развивающей предметной среды; в разделе познавательного развития - «Ребенок познает мир» интересно и достаточно подробно прописаны методы и приемы работы с детьми с использованием дидактических игр как одного из многообразия средств, но в свою очередь, недостаточно обозначены сами дидактические игры и дидактические задачи, которые они решают, хотя и имеется небольшой перечень этих игр, но при этом, раздела «Игра» нет.

Речевые задачи прописаны не отдельно, а в контексте всего процесса воспитания и развития ребенка. Слабо отмечается наличие уровневой дифференциации в каждом из разделов программы [27].

В дидактической игре дети не только уточняют и закрепляют знания, полученные на занятии (О. Голецыова, Е. Удальцова и др., но и, благодаря соединению в ней двух начал – игрового и познавательного, – приобретают и новые. В этих играх перед ними раскрывается мир вещей и предметов; природы, ее сезонных изменений, растений и животных; социальных отношений и труда взрослых, а также те сферы действительности, которые в силу разных причин недоступны чувственному восприятию ребенка (Л. В. Артемова, А. К. Бондаренко, В. А. Дрязгунова, Л. Ю. Павлова, Е. Янакиева)[5;8;15].

Имеется явное эффективное воздействие дидактической игры на интеллект подрастающего ребенка, что подтверждает опыт многолетней практики работы с детьми не только в работе известных педагогов, но и в работе педагогов-воспитателей вообще. В исследованиях накоплены факты, характеризующие дидактическую игру как форму организации обучения.

Дидактическая игра способствует развитию познавательных способностей; получению новых знаний, их обобщению и закреплению; в процессе игры усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности; в процессе дидактических игр многие сложные явления расчленятся на простые и наоборот, единичные обобщаются; следовательно, осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность; некоторые дидактические игры как будто не вносят ничего нового в знания детей, однако они приносят большую пользу тем, что учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях; обогащению чувственного опыта ребенка, развивая при этом его умственные способности (умения сравнивать, обогащать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения). Дидактическая игра - незаменимое средство преодоления различных затруднений в умственной деятельности у отдельных детей [8, с. 64]. В дидактической игре пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь; ряд игр с успехом используется для развития фонематической стороны языка: так, увлекательное игровое действие побуждает детей к многократному повторению одного и того же звукосочетания, такое повторение звуков не утомляет детей, потому что они заинтересованы самой игрой, то они выполняют роль птицы, то роль движущего автомобиля, и чем больше увлечен ребенок, тем активнее он воспроизводит нужные звуки, тем полнее педагогический эффект.

Ознакомление с окружающим миром в дидактических играх способствует возникновению у детей познавательных интересов, вопросов, споров между ними, которые содействуют переходу детского любопытства в любознательность, развитию наблюдательности, расширению и углублению круга знаний, освоению средств и способов познания. В ходе игр формируется очень важная для развития ребенка планирующая функция мышления. В игре формируются и познавательные интересы детей. Интерес к игре, ее содержанию переносится на сами явления и события, побуждая детей наблюдать, вслушиваться, задавать вопросы окружающим.

В дошкольной педагогике сложилось традиционное деление дидактических игр на игры с предметами, настольно-печатные, словесные. Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. Все дидактические игры можно разделить на три основных вида:

- игры с предметами (игрушками, природным материалом);

- настольно-печатные;

- словесные игры [20, с. 237].

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Действия с ними направлены на развитие тактильных ощущений, умение манипулировать с различными предметами и игрушками, развитие творческого мышления и воображения. Такая дидактическая игра возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация, совершенствовать речь (умения называть предметы, действия с ними, их качества, назначение; описывать предметы, составлять и отгадывать загадки о них; правильно произносить звуки речи, воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания. Даже в одной и той же игре, но предлагаемой детям разного возраста, могут отличаться воспитательно-образовательные задачи, конкретное содержание. Например, в игре «Чудесный мешочек» дети младшего возраста учатся называть предметы и их отдельные признаки, дети среднего возраста - определять предмет на ощупь, старшие дошкольники - составлять описательный рассказ, загадку, классифицировать предметы по заданным признакам.

Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. С помощью таких игр у детей развиваются речевые навыки, математические способности, логика, внимание, мышление. Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные

процессы. Среди дидактических игр для дошкольников преобладают игры, в основе которых лежит парность картинок, подбираемых по сходству. Сначала детям предлагают игры, в которых требуется подобрать из множества картинок пары совершенно одинаковых (две варежки, два румяных яблока). Далее задача усложняется: картинки надо объединить по смыслу (найти две машины, из которых одна легковая, другая грузовая). Наконец, старшим дошкольникам целесообразно предлагать отыскивать пары среди предметов, отличающихся друг от друга пространственным расположением, формой, особенностями окраски. Словесные дидактические игры построены на словах и действиях играющих. В такой игре дети учатся думать о вещах, которые они в данное время непосредственно не воспринимают. Эта игра учит опираться в решении задачи на внутренне представление и знание о предмете, воспоминании о нем. Словесные дидактические игры можно проводить во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как у старших дошкольников более обширные знания и представления об окружающем мире. В эту группу входит большое количество народных игр типа «Краски», «Молчок», «Черное и белое» и др. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенное ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам; признакам; находят алогизмы в суждениях.

С помощью дидактических игр, направленных по содержанию на нравственно-патриотическое воспитание, реализуется такая задача познавательного развития как «формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира»[2].

Дидактическая игра как форма познания окружающего мира детьми дошкольного возраста, а именно 3-4 лет, способствует:

- развитию познавательных способностей и познавательной активности, например математические игры: «Подбери фигуру», «Игра с обручем»; сенсорные игры: «Открой коробочку», «Солнышко», «Укрась ёлочку шарами»;

- получению новых знаний их обобщению и закреплению, например дидактические игры природоведческого характера: «Найди листок, какой покажу», «Что сначала, что потом?», «Узнай по описанию»;

- в процессе игры усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности, например дидактические игры для ознакомления с окружающим : «Кто, что делает?», «Кому, что нужно для работы?»;

- в процессе дидактических игр многие сложные явления расчленятся на простые и наоборот, единичные обобщаются, например математические игры: «Соберем бусы», «Сделай из фигур домик», «Сложи листок»;

- обогащению чувственного опыта ребенка, развивая при этом его умственные способности (умения сравнивать, обогащать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения) например сенсорные игры: «Кто, Что, Любит?», «Что лишнее?», «Какое слово лишнее?»;

- ряд игр с успехом используется для развития фонематической стороны языка: так, увлекательное игровое действие побуждает детей к многократному повторению одного и того же звукосочетания, такое повторение звуков не утомляет детей, потому что они заинтересованы самой игрой, то они выполняют роль птицы, то роль движущего автомобиля, и чем больше увлечен ребенок, тем активнее он воспроизводит нужные звуки, тем полнее педагогический эффект, например дидактические игры для формирования фонематических процессов: «Угадай по голосу», «Какой звук?», «Доскажи словечко»[cм. 5, с14-29].

Таким образом, возможности дидактической игры – это незаменимое средство преодоления различных затруднений в умственной деятельности у отдельных детей; развитию речи детей, с помощью игры пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь.

Публикации по теме:

Исследовательская деятельность как метод познания окружающего мира детьми старшего дошкольного возраста. Изготовление бумагиИсследовательская деятельность как метод познания окружающего мира детьми старшего дошкольного возраста. Изготовление бумаги ЦЕЛЬ – познакомить детей со способами изготовления самодельной бумаги, особенностями ее производства, воспитывать интерес к исследовательской.

Дидактическая игра для детей старшей и подготовительной групп «Радуга познания»Дидактическая игра для детей старшей и подготовительной групп «Радуга познания» Предисловие: В разработанное мною пособие входит набор цветных геометрических фигур. С художественной точки зрения геометрические фигуры.

Дидактическая игра по развитию интереса к природным явлениям окружающего мира «В гости к Мише»Дидактическая игра по развитию интереса к природным явлениям окружающего мира «В гости к Мише» Мой материал на осеннюю тему -это мастер - класс дидактической игры " В гости к Мише" Цель игры: развивать интерес к природным явлениям.

Фотоотчёт «Игра — это способ познания окружающего мира» в средней группеФотоотчёт «Игра — это способ познания окружающего мира» в средней группе Игра - это способ познания окружающего мира. Цель: Развивать у детей диалогическую и монологическую речь посредством игровой деятельности.

Консультация для родителей «Способ познания окружающего мира» Консультация для родителей: "Способ познания окружающего мира"Игра для дошкольников является способом познания окружающего мира. Под влиянием.

Консультация «Театр для ребёнка-своеобразная форма познания окружающего мира»Консультация «Театр для ребёнка-своеобразная форма познания окружающего мира» В нашем СПДС «Солнышко» продолжает проводиться систематическая работа по проведению совместных мероприятий с Тольяттинской творческо-театральной.

Макет для изучения ПДД с младшими дошкольникамиМакет для изучения ПДД с младшими дошкольниками Дидактическая игра «ПЕРЕКРЕСТОК» Описание работы: Макет «ПЕРЕКРЕСТОК» предназначен не только для непосредственно-образовательной деятельности,.

Моделирование одежды как метод познания окружающего мираМоделирование одежды как метод познания окружающего мира Одним из наиболее перспективных методов воспитания является моделирование, поскольку мышление старшего дошкольника отличается предметной.

Сенсорное развитие ребёнка — это способ познания окружающего мира. Дидактические игры для младшего дошкольного возрастаСенсорное развитие ребёнка — это способ познания окружающего мира. Дидактические игры для младшего дошкольного возраста Сенсорное развитие ребёнка – это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств. Зрительное восприятие.

Экспериментирование с младшими дошкольникамиЭкспериментирование с младшими дошкольниками Младший дошкольный возраст время "почемучек",детям в этот период интересно абсолютно все. И зима самое удачное время для изучения свойств.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактическая игра как форма познания окружающего мира младшими дошкольниками
Опубликовано: 13 января 2022 в 21:20
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактическая игра как форма познания окружающего мира младшими дошкольниками» (включая файлы) размещена пользователем Елена Волкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД