Бадигова Октябрина
Дидактическая игра «Дружные цвета»
▼ Скачать + Заказать документы
«Дружные цвета»
Цвет - одно из наиболее ярких выразительных средств. Используя его, дети могут передать свое отношение, свои чувства к тому, что изображают в рисунке, аппликации. Мышление ребенка более эмоционально и конкретно, чем у взрослых, поэтому он использует творчество (лепка, рисование, аппликация и др.) как способ осмысления действительности и своих взаимоотношений с нею.
Публикация «Дидактическая игра „Дружные цвета“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Дружба. Учимся дружить
- Цвет, изучаем цвета. Игры, дидактические пособия
- Цвет. Изучаем цвета, цветовосприятие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» октябрь 2016
Цвет – это помощник в общении людей друг с другом. Предметы, явления природы посылают нам цветовые сигналы, а мы внутренне реагируем на них. Красный цвет возбуждает нервную систему, вызывает учащение дыхания и пульса и активизирует работу мускульной системы. Синий цвет оказывает тормозящее действие на нервную систему. Оранжевый и красный цвета возбуждают попутно со зрительным и слуховой центр мозга, что вызывает кажущееся увеличение громкости звуков. Не без основания эти активные цвета называют «кричащими». Зеленый и синий, успокаивающие цвета, ослабляют возбуждение слухового центра, то есть как бы ослабляют или компенсируют громкость шумов.
Возраст 3-4 лет наиболее благоприятен для развития восприятия ребенка, совершенствования его органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Очень важно в этом возрасте уделить внимание развитию творческих и художественных способностей детей и центральное место должно занимать сенсорное развитие и особенно развитие цветового восприятия младших дошкольников. Если ребенок испытывает «цветовую депривацию» (недостаток в восприятии окружающих цветов, то в дальнейшем может наблюдаться задержка интеллектуального развития и искажение нормального хода развития нервно-психической деятельности.
К четырем – пяти годам, как только ребенок научился распознавать и называть цвета, это умение помогает ему усваивать новую информацию. На этом этапе взрослый может использовать не только задания по цветоведению, но и обращать внимание на роль цвета в окружающей жизни. Вывески и цветовое оформление закусочных «Макдоналдс» умело сочетают в себе красный и желтый цвета, чтобы привлечь внимание маленьких покупателей. Ребенок усваивает, что не только яркие цвета, но еще и вкусные, приятные. Цветовая окраска героев мультфильмов помогает распознавать врагов и друзей. А о мебели и нарядах Барби и говорить не приходится. Все эти цветовые нюансы не только работают на формирование цветового восприятия, но и дифференцируют детей по полу. Так, девочки в числе наиболее приятных им цветов назовут розовый, красный, сиреневый. А мальчики отдадут предпочтение черному, коричневому и зеленому. Восприятие цвета и его оттенков у разных детей гораздо меньше различается, чем у взрослых, в силу чисто физиологических свойств зрения. Светлые тона и яркие цвета на подсознательном уровне кажутся более привлекательными для зрения. Темные – тревожными, несущими опасность.
По наблюдениям Н. П. Сакулиной лишь к 5-6 годам локальный цвет некоторых предметов усваивается детьми как обязательный признак. Однако и в старшем возрасте сохраняется тенденции к выбору цвета независимо от реальной окраски изображаемого.
В процессе взросления ребенок под воздействием современной реальной жизни может изменить свои предпочтения к цветам. Это уже будет приобретенный опыт.
Взрослый должен не просто рассказывать детям о том, что знает сам, но и вовлекать их в творческий процесс создания цветовых комбинаций.
Следовательно, с первых дней жизни к ребенку поступает колоссальная цветовая информация, и дети очень рано начинают обращать внимание на окраску предметов. Но мир цвета открывается им не сразу, а в определенной последовательности и при непосредственном участии взрослого.
Развитие восприятия цвета в дошкольном возрасте осуществляется посредством сенсорных эталонов, которые закрепляются в памяти ребенка с помощью слов, в условиях новых видов детской деятельности и специального обучения посредством сочетания словесных и практических методов.
Ребенок, по выражению К. Д. Ушинского «мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще» и нуждается в многообразии информации, но ее нужно вводить постепенно и гармонично.
Предлагаемая игра является хорошим пособием для формирования цветового восприятия у детей дошкольного возраста.
Описание дидактической игры «Дружные цвета»
Данное пособие предполагает работу по изучению хроматических (цветных) цветов спектра радуги с детьми от 3 до 7 лет. В игре дети знакомятся с основными цветами и их оттенками в определенной последовательности. Сначала дети осваивают контрастные основные цвета (желтый, красный, синий, затем учатся различать еще несколько оттенков, путем смешивания основных цветов. Последние карточки с заданиями предполагают применение детьми полученных знаний о цвете и навыков смешивания.
Пособие состоит из 6 прозрачных пластинок основных цветов спектра (2 красные, 2 желтые, 2 синие) размером 80х20 мм, 10 карточек – кармашков с рисунками разного цвета и окошками, в центре, разной формы, 3 гномика красного, желтого и синего цвета.
Цель: Развитие цветового восприятия у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Совершенствовать умение различать и называть основные цвета и их оттенки (смешивание цветов).
2. Формировать умение находить предметы одинакового цвета.
3. Обогащать словарь детей (названия оттенков, классификация предметов).
4. Развивать навык совместной игры.
5. Воспитывать доброжелательность, желание помочь персонажам игры.
Интеграция образовательных областей:
1. Познавательное развитие.
2. Художественно-эстетическое развитие.
3. Речевое развитие.
Варианты игр:
Карточка № 1. К Красному гномику приходит в гости Синий гномик и они, играя перемешиваются и получается фиолетовый цвет (воспитатель вставляет в кармашек сначала красную пластину, а затем в тот же кармашек синюю пластину и получается фиолетовый цвет, при смешении желтого цвета и красного – оранжевый цвет и т. д.)
Так дети получают первоначальное знание о смешении цветов.
Карточка № 2. Оранжевая страничка. Изображены предметы оранжевого цвета, в центре окошечко овальной формы. Дети должны назвать при смешивании каких цветов должен получиться оранжевый цвет и в соответствии с этим вставить в кармашек нужные пластины. Дети называют форму окошка и определяют лишний предмет на карточке.
Такая же работа проводится с зеленой и фиолетовой страницами.
Карточка № 5. Синяя страница. Изображены предметы синего цвета, но когда дети вставляют синюю пластину, то на фоне белого цвета окошко имеет голубой цвет, дети должны выяснить, как получить синий цвет. (Вставить еще одну пластину синего цвета и цвет станет насыщеннее).
Такая работа проводится с карточками красного и желтого цвета.
Карточка № 9. «Витаминная страница» (Приготовим куклам сок)
Цель: закрепить знания о смешивании цветов, расширять представление о фруктах и ягодах, развивать логическое мышление и речь.
На карточке изображены: банан, клубника, морковь, слива. По центру горизонтально вырезаны окошечки – банки, вставляем желтую пластину, значит, получается банановый сок, вставляем красную пластину- получаем клубничный сок, морковный сок получается, если вставить желтую и красную пластину и т. д.
Карточка № 10. «Исправь ошибку художника». Изображены красный апельсин и синие елка и огурец, как исправить ошибку? Вставить желтую пластину.
Материал предназначен для воспитателей детского сада, родителей.