Александра Вячеславовна Шитикова
Конспект дидактической игры «Путешествие паровозика»
▼ Скачать + Заказать документы
Еще К. Д. Ушинский заметил и доказал, что игра – ведущий вид деятельности ребёнка. Игра способствует заинтересованной, непринужденной обстановки, помогает педагогу сделать любой учебный материал увлекательным, повышает речевую мотивацию ребенка, побуждает детей к общению друг с другом, развивает мышление, новые навыки усваиваются детьми лучше и прочнее.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его познания об окружающем мире.
Публикация «Конспект дидактической игры „Путешествие паровозика“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2017
В соответствии с ФГОС ДОО речевое развитие ребенка дошкольного возраста предполагает достижение целевых ориентиров: владение речью как средством общения, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной речи, фонематического слуха, формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки к обучению грамоте.
С этими задачами педагогу при обучении детей помогает справиться дидактическая игра. В дидактической игре выделяется целый спектр целевых ориентаций:
- обучающие – формирование определенных умений и навыков, расширение кругозора, познавательная деятельность.
- развивающие – развития внимания, памяти, речи, мышления, воображения, умений сравнивать, сопоставлять.
Предлагаю на «суд зрителей» конспект дидактической игры «Путешествие паровозика», которую самостоятельно составила, заимствуя некоторый материал – стихи, загадки, пословицы, песенку и опробовала в различных группах ДОУ.
В зависимости от возраста детей игру можно упростить или усложнить, добавляя или убирая вопросы, задачи на воображение и мышление (это на усмотрение педагога).
В игру можно играть как в помещении, так и на улице, как сидя на стульчиках или лавочке, так и двигаясь, стоя друг за другом, изображая паровозик, в зависимости от ситуации.
Конспект дидактической игры «Путешествие паровозика»
Образовательные области: Познавательное (окружающий мир, мир природы, речевое развитие.
Возрастная группа: средняя группа.
Цель: Определить навыки речевого развития дошкольников; активизировать мыслительную деятельность, воображение, расширить словарный запас, кругозор, формировать интеллектуальные способности детей.
Образовательные задачи:
1. Дать и закрепить знания детей о животных, обитающих на нашей планете в различных природных условиях.
2. закрепить умение ориентироваться в пространстве (справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади)
3. знать и различать цвета, форму предмета.
Развивающие задачи: Способствовать развитию логического мышления, внимания, памяти, познавательного интереса, творческих способностей, умение слушать, способность выражать свои мысли.
Воспитательные задачи: Воспитывать интерес к природе, привить любовь к «братьям нашим меньшим».
Ход игры:
Дети сидят на стульчиках по двое в ряд, изображая паровоз, впереди один ребенок – машинист, который будет подавать сигнал и определять место прибытия паровоза.
Едет, едет паровоз!
Две трубы и сто колес.
Две трубы и сто колес.
Машинистом – рыжий пёс!
Дети исполняют песенку, при этом топают ногами и двигают руками, подражая движению колес паровозика. Машинист дает гудок – сигнал к прибытию паровоза и объявляет место прибытия (объявлять место прибытия может и воспитатель).
- Ребята, мы с вами приехали в Африку. Осторожно не выходите из своих вагонов – это может быть опасно. Посмотрите направо, кто сидит в зарослях высокой сухой травы:
Царь зверей он и не диво –
Вон какая роскошь – грива!
Хоть кошачий рык, но грозный,
Лапы – мощь, и взгляд серьезный. (лев)
Дети дают ответ на загадку. Воспитатель задаё т вопросы:
- А какого цвета лев? Почему он так окрашен?
- Скажите, ребята, это хищное животное?
- А чем питается лев?
- Как называют самку льва и детеныша.
Ребята отвечают на вопросы, воспитатель помогает, если есть затруднения. После каждого ответа ребенка, следует похвала.
- Ребята, впереди (или сзади) идёт очень красивое животное.
Узнать его нам просто,
Узнать его легко:
Высокого он роста
И видит далеко. (жираф)
- Правильно, ребята, это жираф. Это самое высокое животное на нашей планете.
Воспитатель задает вопросы, касающиеся этого животного: чем питается, как окрашен, как называют животных, которые питаются травой.
-Ой, ребята, слева от нас идут большие животные, их целое стадо. Там и взрослые, и детеныши.
У него большие уши,
Как гора, огромен он.
Равных нет ему на суше:
Он по весу – чемпион. (Слон)
- Как называется нос слона? (хобот). Для чего слону хобот? Что вы знаете о слонах?
Дети дают различные ответы : Хоботом он рвет траву, достает с высоких деревьев листву. У слонов большие бивни, слоны сильные и добрые. Слоны выступают в цирке, помогают людям – носят тяжелые грузы.
- Какие еще животные живут в Африке?
(бегемот, зебра, антилопа, гепард, леопард, шакал, обезьяны, носорог)
Соответственно во время повторной игры можно менять вопросы и животных, зачитывая другие стихи и загадки.
Например: Носорог без лишних слов
В драку броситься готов.
Он не даст себя в обиду,
Неуклюж он только с виду.
***
У этой лошадки
Одёжка в полоску.
Похожа одёжка её
На матроску.
***
Бегемот лежит в реке,
Как в огромном гамаке:
– Покачайте кто-нибудь,
Не могу никак уснуть.
- Наш паровозик, ребята, снова отправляется в путь.
Дети поют песенку, подражая движению паровоза, машинист (меняется на другого ребенка) дает гудок.
- Ребята, мы попали с вами в густой лес, кто живет в лесу, кого мы можем сегодня встретить? Вон, смотрите, скачет кто-то меж ветвей:
Живёт в дупле, живёт - в гнезде,
Лесной орех, грибы таскает.
И на немалой высоте
Пушистый хвост, как луч, мелькает. (Белка)
- Правильно, это белка. А кто может сказать, чем питается белка и зачем она делает запасы на зиму?
- Белка ест орешки, грибы, ягоды. Зимой в лесу трудно найти пищу, поэтому она делает все лето запасы.
- Тише, тише, вдали в густом малиннике кто-то есть!
Бурый он и косолапый,
Ловит рыбу мощной лапой.
А ещё он любит мёд!
Кто сластёну назовёт? (медведь)
- Правильно, молодцы, это медведь. Как мы еще ласково можем назвать медведя?
- Мишка косолапый, мишка- топтышка.
- А как зимуем медведь?
- Он ложится в спячку в теплую берлогу и спит до весны.
- Хорошо, а кого мы называем рыжей плутовкой?
- лису.
- Что вы можете рассказать о лисе? ( ребята дают ответы: она охотится на зайчиков, мышей, птиц. Она хитрая и ловкая. У неё красивая рыжая шубка и пушистый хвост. Живет лиса в норе, зимой не ложится в спячку. Воспитатель помогает наводящими вопросами).
Он в лесу ночами рыщет,
Пропитанье себе ищет?
Страшно слышать пасти щелк.
Кто в лесу зубастый?. (волк)
Задаются вопросы о жизни волка. Ребята отвечают. Каждого ребенка за ответ ждет похвала.
- Кто еще живет в лесу?
- заяц, рысь, бобер, куница, лось, олень, еж, енот, барсук, кабан.
- Молодцы ребята, но нам пора отправляться в путь, едем дальше!
Едет, едет паровоз!
Две трубы и сто колес.
Две трубы и сто колес.
Машинистом – рыжий пёс!
- Ой, ребята, мы с вами приехали на берег моря! Чтобы спуститься на дно моря, нам с вами нужно надеть акваланги. (имитируем надевание).
- Смотрите как здесь красиво, какие зеленые длинные водоросли, как трава в лесу. А в них плавают маленькие рыбки.
- Посмотрите, над нами проплывает скат, осторожно, ребята, он опасен – может ударить электрическим разрядом.
- Продвигаемся дальше. У нас под ногами необыкновенные существа – морские звезды, морские ежи.
- Смотрите, справа большая рыба, которая называется акулой. «Вон акула Каракула распахнула злую пасть. Вы к акуле Каракуле не хотите ли попасть, прямо в пасть». Смотрите, какая она большая и грациозная. Чем питается акула?
Дети дают ответы:
- она ест рыбу, может поймать тюленя, напасть на человека. Акула хищная и опасная.
- Правильно ребята, акула хищное существо, но и полезное. Она как волк в лесу - помогает природе избавляться от слабых и больных животных.
-Какие животные еще живут в море?
Ответы ребят: дельфины, осьминоги, медузы, киты, черепахи.
Во время повторной игры воспитатель обязательно меняет вопросы и рассказы о животных, чтобы расширить кругозор детей.
- Ребята, наш паровозик вновь ждет нас, нам пора домой, наше путешествие сегодня закончилось.
Дети поют песенку. Игра закончилась.
Во время другой игры паровозик продолжит путешествие, и ребята познакомятся с новыми животными, другими местами обитания, закрепят уже полученные ранее знания. Простора для деятельности воспитателя и ребят достаточно:
• Животные Севера (северный олень, песец, белый медведь, лемминг, белая сова).
• Животные Австралии (кенгуру, коалы, утконос, белки-летяги, собака динго, разнообразные попугаи и грозные крокодилы).
• Животный мир пустыни (антилопа, суслик, азиатская черепаха, тушканчик, змеи, верблюд, варан).
Желаю всем коллегам приятной игры и большого полета вашей творческой фантазии.