Khrapova
Диагностика уровня художественно-эстетической воспитанности детей младшего школьного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Диагностика уровня художественно-эстетической воспитанности детей младшего школьного возраста
Последующим этапом работы стала диагностика младших школьников, посещающих художественно-эстетические кружки.
В исследование была включена возрастная группа младшего школьного возраста, состоящая из 25 учащихся в возрасте от 7 до 9 лет.
Цель диагностики : выявить уровень художественно-эстетической воспитанности младших школьников.
Задачами диагностики являются :
Публикация «Диагностика уровня художественно-эстетической воспитанности детей младшего школьного возраста» размещена в разделах
1) Выбор средств исследования в контексте изучаемой проблемы эксперимента.
2) Проведение диагностической процедуры исследования.
3) Анализ и трактовка итогов диагностического исследования.
В соответствии с критериями, предложенными О. В. Дедюхиной, художественно-эстетическое воспитание включает в себя три компонента: познавательный, эмоционально-мотивационный, деятельностный. Особенности формирования компонентов художественно-эстетического воспитания детей представлены в Приложении 1 [10].
В соответствии с компонентами нами выделены методы определения уровня художественно-эстетической подготовки :
- познавательный компонент интервью, нацеленное на познание уровня эстетической воспитанности младших школьников;
- эмоционально-мотивационная составляющая тест «Ван Гог» Э. К. Торшиловой и Т. М. Морозовой;
- деятельностный компонент анализ продуктов творческой деятельности.
На первом этапе было предложено провести интервью с младшими школьниками (приложение 2). Цель: определить уровень сформированности познавательного компонента художественно-эстетического воспитания младших школьников.
Предлагаемое интервью дает возможность оценить отношение школьников к красоте и раскрыть сущность эстетических качеств.
Итоги обработки ответов младших школьников представлены на рисунке 1. Подробный вариант обработки с итогами для каждого ребенка представлен в приложении 3.
Рисунок 1 - Уровень сформированности познавательного компонента художественно-эстетической воспитанности детей младшего школьного возраста
После диагностики выявлено, что 9 детей (36%) имеют высокий уровень сформированности когнитивного компонента. Учащиеся проявляют заинтересованность к художественной деятельности. Средний уровень показали 11 младших школьников (44%). У детей появляется заинтересованность к различным видам искусства, но с предпочтением зрелищности, без ориентации на высокохудожественные, традиционные эталоны искусства. Низкий уровень показали 5 учащихся (20%). Отсутствие заинтересованности или слабо демонстрированная заинтересованность к искусству и художественной деятельности.
Далее мы провели тест Ван Гога (Приложение 2). Цель теста: определить уровень эмоционально-мотивационного элемента художественно-эстетического воспитания.
Детям предлагаются пары картинок – картины или фотографии и работы живописцев. В избранных для оценивания парах детям предстоит разрешить очень сложную задачу: выбор между ярким и плохим или хорошим, но темным; понятным, но несуразным или необычным, но ярким.
Итоги обработки ответов детей школьного возраста на тест представлены на рисунке 2. Развёрнутый вариант обработки с итогами по каждому ребенку приведен в приложении 4.
Рисунок 2 Уровень сформированности эмоционально-мотивационного компонента художественно-эстетической воспитанности детей младшего школьного возраста
По итогам тестирования выявлены надлежащие уровни сформированности эмоционально-мотивационной составляющей художественно-эстетического воспитания младших школьников : высокий уровень выявлен у 6 детей (24%).
6 учащихся (24%) основывали свои оценки на яркости фото, цветовом тоне, привлекательно некрасиво и хорошо - плохо, а не на художественной и содержательной ценности. В большинстве случаев испытуемые не могут или лишь только сжато обосновывают собственный выбор. Приведем модель ответов детей при выборе между парами 4-4 а, 7-7 а: «Я выбираю (4, потому что там все прекрасно видно», «О, это открытка с 8 марта! (7)». Такие ответы свидетельствуют о низком уровне развития эмоционально-мотивационной составляющей художественно-эстетического воспитания. 13 учеников (52%, выбравших изображения 2, 3а, 6а, сказали: «Мне нравится это изображение», «Конечно, я выбираю (1 а, потому что оно красивое», «Я выбираю (6 а, потому что вы можете играть с ним» «Мне нравится этот пёс (3 а, он похож на реального», но он не может разъяснить, что ему действительно нравится на иллюстрациях. Это свидетельствует о среднем уровне развития эмоционально-мотивирующего компонента.
С целью определения образовательного уровня деятельностного компонента художественно-эстетического воспитания мы проанализировали продукты творческой деятельности и выявили наличие навыков изобразительного искусства и ремесел, а также демонстрацию креативных возможностей младших школьников.
Детям предлагалось нарисовать картинку на свободную тему с помощью узоров. Для оценки итогов применялись надлежащие критерии.
1. Высокий уровень (3 балла). Использует разные цвета и оттенки для создания выразительного образа. Он умело передает суть рисунка, а также форму и строение предметов, композиционно выстраивает сюжет, передает передний и задний план, использует для передачи образа всевозможные выразительные средства. Свободно изображает узоры по мотивам декоративно-прикладного искусства.
2. Средний уровень (2 балла). Он применяет для создания картины однообразные цвета, практически не дает новых оттенков, не передает ясно содержания картины, формы и строения предметов. С трудом выстраивая композицию, не часто использует различные выразительные средства для передачи образа. Испытывает трудности с более точным перенесением орнаментов.
3. Низкий уровень (1 балл). Он не использует разные цвета и оттенки, не умеет изображать вспомогательные тона, не умеет передавать содержание картины, а также форму и строение предметов, не умеет конструировать композицию. Не умеет рисовать узоры. Итоги представлены в таблице на рисунке 3. Расширенный вариант обработки с итогами для каждого ребенка показан в Приложении 5.
Рисунок 3 Уровень сформированности деятельностного компонента художественно-эстетической воспитанности детей младшего школьного возраста
По результатам диагностики младшие школьники были разделены по уровням художественно-эстетической воспитанности (Рисунок 4, ранее представленным в Приложении 1. Таблица, обобщающая результаты диагностики, представлена в приложении 6.
Рисунок 4 Уровень художественно-эстетической воспитанности детей младшего школьного возраста
В итоге диагностики было выявлено, что 10 младших школьников (40 %) имеют высокий уровень художественно-эстетической образованности, 7 детей (28 %) средний уровень художественно-эстетической образованности, 8 детей (32%) имеют низкий уровень.
Таким образом, диагностика младших школьников позволила сделать надлежащие выводы:
- художественно-эстетическое направление считается одним из приоритетов анализируемого учреждения.
- младшие школьники посещают 3 студии, общее количество детей младшего школьного возраста составляет 25 человек.
- по итогам диагностики 10 младших школьников (40%) имеют высокий уровень художественно-эстетической образованности, 7 детей (28%) средний уровень, 8 детей (32%) низкий уровень.
Поэтому необходимо организовать дополнительную работу по художественно-эстетическому воспитанию детей, посещающих художественно-эстетические кружки и студии, а также повысить качество работы художественно-эстетической направленности Центра дополнительного образования.
В целях повышения уровня художественно-эстетического воспитания школьников считаем необходимым разработать художественно-эстетическую образовательную программу для учреждений дополнительного образования.
2.3 Комплекс мероприятий художественно-эстетического развития детей младшего школьного возраста в центре детского творчества
Стратегической целью государственной политики в сфере образования, определенной в «Стратегии развития образования в Российской Федерации на период до 2025 года», является повышение доступности качественного образования в согласовании с требованиями инноваторского становления экономики, задачами конкурентоспособности России в глобальном мире и потребности современного сообщества [36].
Исходя из установленных задач, процесс модернизации системы образования сопрягается с переосмыслением отечественной и зарубежной педагогической теории и практики, что присваивает воспитанию гуманистический характер и разъясняет механизмы гармонического целостного становления личности.
Реальным направлением модернизации системы образования считается художественно-эстетическое воспитание как одно из основополагающих средств духовно-нравственного и культурного становления личности. Реализация данного направленности в особенности актуальна применительно к учреждениям дополнительного образования детей. Этот содержание заложен в «Концепции долговременного социально-экономического становления Российской Федерации на период до 2025 года» и подразумевает разрешение соответственных приоритетных задач:
- обеспечение инноваторского характера образования, в том числе обновление структуры сети образовательных учреждений и развитие многообразия образовательных программ, в том числе программ дополнительного образования;
- модификация институтов системы образования как инструментов социального развития, в том числе развитие системы дополнительного образования.
Значительность в воспитании детей младшего школьного возраста имеет художественно-эстетическое воспитание на базе искусства. Это одно из средств духовно-нравственного становления личности, основанное на принятии и осознании художественных ценностей через художественно-творческую деятельность.
Дополнительное образование в области художественно-эстетического воспитания детей представляет собой важную часть образовательного пространства передового российского общества и органично сочетает в себе воспитание, формирование и развитие личности ребенка.
Основополагающая цель учреждения дополнительного образования в области художественно-эстетического образования быть привлекательным и востребованным населением может быть достигнута только за счет дифференцированного комплекса мероприятий, мобильно отвечающих желаниям субъектов.
Искусство считается одним из важнейших факторов, формирующих личность человека и расширяющих его познание находящегося вокруг мира. Художественное восприятие представляет собой основу формирования отношения человека к художественным явлениям. Поэтому развитие способности к восприятию становится одной из принципиальных задач в художественно-эстетическом воспитании младших школьников.
Совершенное постижение художественным образом возможно только тогда, когда у детей развивается и воспитывается эстетическое чувство, основанное на умении эмоционально реагировать: умение распознавать сущность художественных творений, определять выразительные средства, применяемые художником, давать характеристику этому образу, а также соотносить содержание художественного произведения с собственным жизненным опытом. Разработанная программа призвана решить эту проблему. Полная версия программы представлена в Приложении 7.
Цель программы: организация мероприятий, связанных с художественно-эстетическим воспитанием младших школьников в учреждении дополнительного образования.
Основными направленностями работы в рамках программы являются:
- диагностика возможностей и творческих способностей младших школьников;
- создание этически и эстетически организованной среды;
- обучение этическим нормам и моральным принципам посредством искусства;
- развитие чувства красоты, находящейся вокруг действительности, заинтересованности к познанию художественных сокровищ родного края у младших школьников.
Участники программы: младшие школьники.
Продолжительность программы: 4 часа в неделю, всего 132 часа или 34 недели.
Задачи мероприятий: совершенствование художественно-эстетического представления различных видов изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура) в различных их жанрах (портрет, пейзаж, натюрморт, этнического творчества и рукоделия; содействие формированию художественно-эстетического отношения к находящемуся вокруг миру, совершенствованию художественно-эстетического, эмоционально-оценочного и деятельностного опыта школьников.
В разработанной деятельности применяются такие методы художественно-эстетического воспитания, как:
• метод убеждения, направленный на формирование художественно-эстетического восприятия, оценки, первых проявлений вкуса;
• метод привыкания, упражнения – для приобретения навыков культуры поведения;
• метод воспитания эмпатии, эмоциональной восприимчивости к красоте и безобразию находящегося вокруг мира;
• метод проблемных ситуаций – побуждает к творческим и практическим действиям.
Оценка в рамках программы: Оценки не выставляются. Основными особенностями системы оценивания труда младших школьников являются :
- доброжелательное отношение как к личности;
- положительное отношение к усилиям ребенка по решению проблемы. Позитивный настрой преподавателя не находится в зависимости напрямую от успешности исполнения задания. Даже если ребенок не смог решить задачу, его усилия оцениваются;
- конкретный анализ трудностей, с которыми столкнулся младший школьник при решении задачи, а также допущенных им ошибок;
- конкретные рекомендации по улучшению итога, полученного в последующем эксперименте.
Такой подход к мониторингу и оценке учащихся фокусируется на их успеваемости, поощрении и поддержке, сопровождаемой вполне конкретными действиями учащихся и преподавателей, направленными на повышение качества обучения по программе и повышение уровня художественно-эстетического развития.
В работе, проводимой в рамках программы, занятия с младшими школьниками строятся по-разному, с различными формами и видами занятий.
Прослушивание музыки и ораторское искусство должно чередоваться, дискуссия со слайдами или кинокартинами, лекции с практической работой, экскурсия музеев и мастерских художников, несложная творческая работа.
Материалы для выполнения заданий должны быть простыми и понятными, чтобы помочь совершать работу быстро и продуктивно.
В ходе программы детям не нужно удерживать в памяти имена авторов и наименования художественных произведений. При этом необходимо, чтобы тема урока дополнялась и раскрывалась зрительным рядом.
Программа предполагает использование ряда мероприятий:
- обсуждение изобразительного искусства и практической работы для лучшего усвоения предмета;
- экскурсия в музеях и мастерских художников;
- участие в соревнованиях различного уровня;
- организация и проведение собственных выставок;
- совместная работа по оформлению дополнительных образовательных учреждений к различным мероприятиям и праздникам;
- публичные акции, которые могут проводить школьники и преподаватели, направленные на приобщение к миру прекрасного, миру искусства.
Проектирование в рамках программы включает в себя следующие мероприятия: Путешествие в изумительный мир «Искусства акварели» (ознакомление с программой, планом мероприятий). Сказание о красках (вступительный урок. Знание живописи, видов и качеств красок). В мастерской художника (знакомство с творчеством художников). Дары осени (создание объемных композиций из природных материалов). Осенний бал (подготовка и проведение конкурса рисунков на осеннюю тему на базе Центра дополнительного образования). Художественно-эстетическая акция «Мой друг - счастливый карандаш» (передвижная выставка рисунков домашних животных). «Дотянуться до звезд …» (Рождественский открытый урок для педагогов, детей и родителей). Морозные мотивы (росписи стеклянных изделий витражными красками). Акция «Подари людям любовь» (торжество Дня святого Валентина). Визит к хозяину Медной горы (виртуальный тур по мастерской каменщика). Конкурсная акция «Мир глазами детей» (роспись бетонных стен ко Дню защиты детей). «Волшебный цветок» (выставка работ учащихся студии в краеведческом музее) и др.
Планируемые итоги реализации программы определяются исходя из выявленных в ходе анализа проблем и задач: воспитание достаточного уровня художественно-эстетического вкуса младших школьников; формирование представлений детей об основных видах изобразительного искусства.
Разработанная программа художественно-эстетического воспитания младших школьников направлена на всестороннее развитие личности ребенка, его художественно-эстетических и творческих способностей посредством художественно-эстетического воспитания.
Проведение мероприятий в рамках программы позволит повысить уровень художественно-эстетического воспитания школьников, тем самым приобщив их к большому миру искусства.